просто красиво

Feb 20, 2012 16:06

22 февраля в 18.00
открывается персональная выставка ростовской художницы Светланы Дехтяр "Где вы, девы Евы?"
("Новая русская галерея", ул. Пушкинская, 107)
Выставка продлится до 12 марта
работы С. Дехтяр на ФБ: http://www.facebook.com/pages/Art-of-Svetlana-Dehtiar/106347049456533

моя статья о выставке:
Светлана Дехтяр - художник, дизайнер-полиграфист, маркетолог. В 2005 году окончила художественно-графический факультет РГПИ (ЮФУ). Технику коллажа начала осваивать в 2005 году. В 2011 году состоялась первая персональная выставка «Пишу бумагой» (галерея «Золотой жук», г. Ростов). «Где вы, девы Евы» - вторая выставка художницы, презентующая работы разных лет и дающая концептуальную картину ее авторского метода.

Ева пишет
В наши политкорректные времена акцентировать «половой» вопрос так же немодно, как и ждать «красоты» от изобразительных искусств. «Красота» отдана на откуп дизайну, который прекрасно справляется с возложенной миссией украшения жизни, а искусство включилось в битву за актуальность, в которой давно перещеголяла политику и масс-медиа. Художественный мир Светланы Дехтяр - там, где есть женщины и мужчины, а не граждане, где красота не стесняется всмотреться в самое себя. Произведения ее нарциссичны: здесь взрослеющая девушка, женщина изучает и открывает себя во всем, чтобы ни становилось пищей для взгляда, любопытствующего, как положено Еве, несколько холодного, но при этом жадного. О «жадности» красноречиво свидетельствуют тона: насыщенные оттенки красного, синего, желтого, зеленого, все - открытые и декоративные. Светлана Дехтяр создает камерные картины, которые нужно поселять очень близко: их незащищенная эмоциональность требует эмпатии.
Женский портрет - ее излюбленный жанр. Он несет в себе память разных эпох: чувствуется, что вдохновителями на равных выступали Вермеер, Климт, Альфонс Муха, схожие в своей мифологизации женщины, от осторожной аллегории соблазна (таковы многочисленные дамы Вермеера, пишущие любовные письма, блещущие своими сережками, и то и другое - знаки искушения и тщеславия) до вакхической одержимости и обольстительного самолюбования. Женская тема раскрывается Светланой Дехтяр в сюжетах самолюбования и самопостижения, порой - агрессивного самоискажения, в почти лакановских зеркалах - сличениях себя с другими «девами Евы», в отторжении и притяжении.
С образом яблока, которым прельстилась в Эдеме первая женщина, входят мотивы гордыни и притязания на истину, а вместе с тем и бесконечная самоирония, без которой невозможна современная культура. Разработка «яблочной» темы достигает у ростовской художницы виртуозности - в стилизации живописного натюрморта, комических композициях, вроде портрета с обнаженной Евой-наездницей, несущей яблоко на спине. Яблоко натюрмортов помещено в центр притяжения - оно нагло бликует своей глянцевой поверхностью, то целокупное, то надкушенное неизвестным (неизвестной?) грешником, свежее и еще такое живое. Можно с удивлением обнаружить и метаморфозы античных хтонических богинь: Медуза-Горгона превращается в ветхозаветную Еву с яблоками, гнездящимися в волосах-змеях, как в райских кущах. Взгляд этой героини, запечатленной в профиль, холоден и решителен. Напротив, весьма игрива и грациозна другая «ева», прошляпившая что-то или кого-то: языковая метафора материализуется в шляпе-подносе, нагруженной сочными плодами.
Однако из этих путешествий по сюжетам Светланы Дехтяр уже складывается впечатление, что речь идет о живописи. И да, и нет. Техника, в которой работает художница, - коллаж. Глянцевые журналы идут под ножницы, а затем начинается работа по обратной «сборке» - прорастанию картины из цветных обрезков бумаги.
Однако были и есть разные подходы к материалу, и история коллажа очертила за столетие круг. Кубисты, футуристы, дадаисты видели в нем средство деформации предмета, будь то «фигура» вещи или человека. Композиционно им был интересен монтаж, стык - текстур, тона, настроений. Коллаж открывал возможности плакату, социальной аналитике, как, например, у малоизвестной сегодня Ханы Хёх, смонтировавшей из газетных и журнальных вырезок документ эпохи - такова ее работа «Разрез кухонным ножом дадаизма последней Веймарской эпохи потребления пива в Германии» (1920). Таким «ножом» работали Георг Гросс, Джон Хартфильд, Рауль Хаусманн, а в России - ЛЕФовцы. Кубистов больше интересовали композиционные, текстурные возможности коллажа. «Чайные чашки» Хуана Гриса парят на плоскости, которая забыла об открытой Ренессансом перспективе. Работа с объемом и плоскостью хорошо видна в знаменитых коллажах Жоржа Брака, Пабло Пикассо.
Но эта ранняя романтика коллажа позже будет присвоена кинематографом, поп-артом, а первоэлемент его - клочок журнальной вырезки - вернется на место мазка. Мимикрия под живопись, акварель, графику разных мастей и стилей - таков тренд рубежа XX-XXI вв. Известный нью-йоркский коллажист Дерек Горес склеивает свои пэтчворки как реалистические картины, где-то акцентируя фактуру, вплоть до читабельности текста вырезок, где-то превращая ее в цветовые пятна, штрихи. Конечно, это весьма специфичный реализм.
Светлана Дехтяр за шесть лет работы в коллажной технике выработала свой собственный подход, который в целом укладывается в стилевую тенденцию коллажа-живописи и коллажа-графики. Для нее фрагмент бумаги - аналог мазка (скорее мастихином, чем кистью) или штриха. Она подбирает их в зависимости от настроения картины, композиционного ритма, от стилизации в пользу реализма или гротеска, фантасмагории.
Результатом становится, например, графическая стилизация - как в «Растущем месяце» или «Теплой зиме», где вертикальный ритм деревьев, снега, фонарей, домов предопределил геометризм «штриха». Между прочим, обе эти работы по своей фактуре обнаруживают удивительное сходство с «Буковым лесом I» Густава Климта (ок. 1902), где сильна столь характерная для модерна декоративная стилизация. Мозаичный декоративизм модерна вообще близок почерку Светланы Дехтяр. Хотя есть и ряд очень экспрессивных работ, где цвет уже не так дробится на «пуанты», а дается большими, плотными плоскостями, составленными из близких по тону фрагментов, и речь идет скорее о какой-то интересной версии экспрессионизма («Ева», «Фламинго», «Музыка»).
Есть, наконец, и работы, исполненные юмора, как натюрморт с яблоками и ножами на сером. Однако и здесь, в кухонном сюжете, композиционное «кружение» яблочных долек вокруг векторов ножей завораживает каким-то невыразимым смыслом. Возможно, это просто власть хорошей картинки. Красивой, да.

Вера Котелевская


коллаж, арт-медиа, Ростов, Дехтяр

Previous post Next post
Up