Следующим пунктом станет Чукавино и его барочный усадебный ансамбль. Деревня Старицкого района находится в девятнадцати километрах от районного центра. При упоминании места в первых строчках чаще выскакивает, расположенный тут одноименный эко-лэнд (похоже нынешний усадебный владелец), ориентированный на общение с братьями нашими меньшими: ездовыми собаками, оленями, лошадьми и прочее.
По факту между Гурьево и Чукарино была еще небольшая остановка в самой Старице. Но город пунктирно проходит через все три дня путешествия, постепенно складываясь в более или менее цельное полотно. Зарисовки всех трех дней постараюсь потом сложить воедино. Что будет занятнее, поскольку день за днем мы перемещались из ранней весны в позднюю осень с мокрыми хлопьями, а потом и зиму с хрустящим снегом под утренним солнцем.
Пушкин - наше все, его имя помогло уберечь немало архитектурных достопримечательностей. Тем более досадно, что этого не случилось с чукаринской усадьбой. Тут далеко не руины и исторический богатый контекст не единым Александром Сергеевичем привлекает. Но... этот вездесущий противительный союз. Уникальный памятник усадебного искусства в 2000-х стал объектом имущественных споров, а выигравшая сторона, похоже не особо представляет теперь, что с выигранным делать.
Это современный контекст, а хочется копнуть глубже. Тут будет, пожалуй, самый длинный рассказ, в попытке собрать воедино все интернет-зарисовки на эту тему. Уж больно интересны хитросплетения судеб.
1.
Считают, что название населенного пункта произошло от новгородского слова "чукавый", определяемое как сметливый, догадливый. Это укладывается в предположение о том, что обживание мест пришлось на время активных торговых связей Твери с Новгородом. Первые письменные свидетельства второй половины XVII века упоминают о Чукавине и его владельцах - боярах Сытиных, перебравшихся в эти места вероятно в конце XVI века, когда независимое удельное Старицкого княжества присоединилось к Москве. В начале XVIII века сельцо меняет статус, ибо на средства С.С. Сытина возводится тут деревянная церковь.
2.
На излёте тридцатых годов XVIII века усадьба в качестве приданого Надежды Сытиной уходит прапорщику Петру Романовичу Чоглокову. Являясь двоюродным братом мужа племянницы императрицы Елизаветы Петровны, да и сам, владея достаточным состоянием, Петр Романович разворачивает на территории усадьбы строительную деятельность. Строит сначала в сороковые годы каменную церковь Владимирской иконы Божией Матери, а потом и усадебный дом. Завершаются работы устройством вокруг церкви кирпичной ограды на белокаменном цоколе. Основные сооружения разместились вдоль кромки откоса, на котором разбили парк, плавно переходящий в лес, с постепенным спуском к Волге, до реки, по прямой, менее полукилометра.
Усадебный дом одноэтажный, П-образный в плане, на высоком полуподвальном этаже.
3. Со стороны парка остатки большого балкона с кованным ограждением и заросшим видом на пруды.
4.
5. Живописные входные группы с востока и запада.
6.
7. Между церковью и главным домом флигель с гербом рода Чаплиных на южном фасаде.
Владимирская церковь - распространённый тип храмов "восьмерик на четверике" - имела три престола. Главный - во имя Владимирской Божьей Матери. Приделы были освящены в честь святителя Николая Чудотворца и великомученика Димитрия Солунского. Храм возведен из белого известнякового камня, который активно добывали в старицких землях. С белокаменными зданиями еще не раз столкнулись в ходе поездки.
8.
9.
После кончины императрицы Елизаветы Петровны, покровительство Чоглоковым прекратилось. Петр Романович ушёл в отставку, а строительство затухло к концу шестидесятых годов XVIII века.
Имение вновь стало частью приданого, перейдя в итоге князю Сергею Борисовичу Болховскому. Его собственные владения находились под Казанью. Поскольку теперешние хозяева редко бывали в Чукавино, ансамбль XVIII века миновала судьба быть перестроенным по моде рубежа XVIII - XIX веков.
10.
11.
12.
В самом конце XVIII века усадьба в третий раз становится частью приданого дочери князя С. Б. Болховского - Надежды Сергеевны. Она выходит замуж за генерал-майора Е. И. Великопольского. Они продолжают жить в Казани. Интересные исторические пересечения связаны уже с жизнью их сына Ивана, который проучившись в Казанском университете, вступает в лейб-гвардии Семеновский полк, где приобретает две страсти - стихи и карты.
На почве первой страсти знакомится с А.С. Пушкиным. А вторая вместе с активным меценатством позже приводит его практически к банкротству.
Известно, что И.Е. Великопольский был женат на С.М. Мудровой. Ее отец хорошо знал семейство Пушкиных, а, являясь медиком, порой выступал в качестве их домашнего доктора. Дочери же достался и весь отцовский архив. Иван Ермолаевич, поселившись с молодой женой в Чукавино, устраивает сельскохозяйственную школу, больницу, отправляет способных крестьянских детей учиться в Казанский университет. Помимо этого занимается и самой усадьбой: выстраивает в камне хозяйственные постройки, разбивает парк, где кроме местных пород высаживает пихты, кедры, буки, берлинские тополя, дубы иные породы, закладывает плодовый сад, с теплицами и оранжереями для цветов-экзотов и ананасов. Пробует себя в торговле лошадьми и скотоводстве.
13.
14.
15.
Следует также отметить, что после смерти отца Ивана Ермолаевича, его мать Надежда Сергеевна снова выходит замуж за казанского помещика А. Ф. Моисеева. От этого брака она родила еще одного сына - Николая Алексеевича и дочь Варвару Алексеевну, которая вышла замуж за известного математика, профессора Казанского университета Н. И. Лобачевского.
Последними владельцами усадьбы в Чукавино вплоть до 1918 года значатся дворяне Чаплины. Дочь Великопольских Надежда Ивановна вышла замуж за полковника Николая Александровича Чаплина. (
перипетии чукавинского архива Чаплиных).
За церковной оградой в траве можно рассмотреть несколько надгробий, среди которых еще одно знаковое имя - барон Александр Петрович Клодт фон Югенсбург, сын скульптора Петра Карловича, автора коней на Аничковом мосту. Он был вторым мужем Софьи Николаевны Чаплиной-Масловой
и основателем Старицкого музея. 16.
После революции в усадьбе разместился колхоз, а в храме, закрытом 1937 году, - колхозный склад.С 1960 по 1962 тут был детский дом. В 1980 году в Чукавино разместилась база отдыха завода «Центросвар», осуществившего реставрацию храма и части усадебных строений.
17.
18.
В девяностых годах прошлого века имение передали московскому историко-литературному обществу «Возрождение» (благотворительной организации бывших узников ГУЛАГа), также занимавшемуся реставрацией усадьбы, но которое в ходе имущественных споров проиграло владение
областному центру ездового собаководства, эко-лэнду «Чукавино». 19.
This entry was originally posted at
http://vj-jjic.dreamwidth.org/178492.html. Please comment there using
OpenID.