В субботу 29 июня ходили в ГМИИ им. А.С.Пушкина на выставку "Щукин. Биография коллекции". К слову сказать, было ооочень холодно, шел дождь, электронных билетов уже не было, простояли в очереди 1 час!! Приятное - волонтеры музея бесплатно раздавали горячий чай и кофе! Вот спасибо!
Здесь фото сделано после всего, когда вход в музей закрылся и очереди уже нет. На деле все пространство за колоннами было занято людьми в два ряда.
Билет - 600 руб. Вход до 18:00, выставка открыта до 20:00. До 15 сентября.
Сказать, что мне понравилось, - это ничего не сказать. Мы ходили 4 часа. Мне не хватило еще часа. Поэтому два последних зала прошли в ускоренном темпе без зависания перед картинами. Но даже если и был этот час, то мозг был перегружен впечатлениями выше крыши, и впихнуть в него невпихуемое было все равно сложно. Особенно кубистический период Пикассо:)
Подробности о выставке на сайте музея:
https://pushkinmuseum.art/events/archive/2019/exhibitions/shchukin/index.php?lang=ruПо сути, сейчас собрана именная коллекция, тогда как обычно эти экспонаты демонстрируются в разных залах ГМИИ им. Пушкина, Эрмитаже, Русском музее, Государственном историческом музее, а также в некоторых других.
Очень рекомендую купить книгу Наталии Юрьевны Семеновой "Щукин. Биография коллекции" (продается в музее - 2300 руб., в книжном магазине - 2600 руб.). Это не каталог выставки, тут есть работы из собрания С.И. Щукина, которых нет на выставке. И нет экспонатов коллекций его старших братьев. В книге множество архивных документов, фотографии залов особняков с картинами, биография семьи, хронология коллекции, комментарии к картинам и обстоятельствам их покупки.
Click to view
На выставке не только живопись, но и предметы декоративно-прикладного искусства - мебель, ткани, парфюмерные флаконы (немного), посуда. Фактически коллекцию собирали четыре брата: старший Петр, Дмитрий, Иван и младший Сергей. Купцы Щукины были весьма состоятельны и любопытны до искусства и скупали все прекрасное. Торговый дом "И. В. Щукин с Сыновьями" торговал тканями, платками, бельем и одеждой и был крупнейшим покупателем продукции российских ткацких фабрик.
Начал собирательство предметов старины и искусства старший Петр Иванович. Он собрал коллекцию восточных и российских древностей, скупая предметы буквально партиями, выстроил дом-музей "в русском стиле" на Малой Грузинской улице, д.15. В 1895 г. музей был открыт для всех желающих. Ныне это здание занимает Государственный Биологический музей имени К. А. Тимирязева.
В 1905 году Петр Щукин передал в дар городу всю коллекцию из 40 тысяч предметов и капитал на ее содержание. Коллекция стала именоваться Музеем П. И. Щукина и вошла в состав фондов Российского исторического музея.
Дмитрий Иванович Щукин относился к собирательству осторожно, выискивал у европейских антикваров достойные с гарантированным провенансом и собрал вполне приличную коллекцию. Публичности он не любил, и все экспонаты располагались у него в особняке в Староконюшенном переулке.
Сергей Иванович Щукин занялся собирательством позже братьев, однако за 20 лет успел купить около 300 работ. Его страстью стало новое французское искусство - импрессионисты, постимпрессионисты, фовисты и кубисты. Практически все самое лучшее он увозил в Россию, даже незаконченные работы. Сегодня его коллекция стоила бы порядка 5 миллиардов долларов. Позволю себе процитировать Н. Ю. Семенову:
"<...> наш герой родился в дореформенные 1850-е, учился в пореформенные 1860-е, стажировался за границей в 1870-е, вошел в семейное дело в 1880-е, стал покупать импрессионистов в 1890-е, Гогена и Матисса - в 1900-е, Дерена и Пикассо в 1910-е, а умер в Париже за несколько лет до начала Второй мировой войны.
"Феномен Щукина" - это одновременно феномен русского купечества, слухи о дремучести которого сильно преувеличены. Разговоры о "темном царстве" и отце-невежде - не про братьев Щукиных, которые выросли в богатейшей, прозападно ориентированной купеческой семье, учились в Европе, знали языки, разбирались в искусстве и состояли в близком или дальнем родстве со всей московской денежной аристократией второй половины XIX века."
"К "пройденному Сергей Иванович никогда не возвращался: если "отлюбил" художника, то "отлюбил" навсегда. Поэтому один из критиков и называл его собрание историей его увлечений."
В ноябре 1917 С. И. Щукин решает передать собрание в Музей изящных искусств. В 1918 жена и младшая дочь Ирина, а позже и сам Сергей Иванович, с фальшивыми документами уезжают из Москвы, а в 1919 въезжают во Францию.
В ноябре 1919 в квартире Д. И. Щукина в Староконюшенном пер. открывается Музей западного искусства. Дмитрий Иванович получает "охранную грамоту", назначается младшим помощником хранителя своего собрания и экскурсоводом. В 1928 он будет выселен из своей комнаты.
В 1920 открывается Первое отделение Музея нового западного искусства с коллекцией С.И. Щукина (ГМНЗИ). Экскурсии по нему водит его дочь Екатерина Сергевна Келлер. В 1922 она с мужем и шестью детьми, используя свое латвийское гражданство, переедут в Германию в Дрезден. Затем в 1924 - во Францию.
В 1928 коллекции Морозова (Второе отделение ГМНЗИ) и Щукина сливаются вместе, в последнем каталоге ГМНЗИ их имена скрыты за инициалами "М" и "Щ". В 1930 часть коллекции перевозится в Эрмитаж. В 1948 коллекция разделяется между ГМИИ им. А. С. Пушкина и Эрмитажем. Работы Пикассо и Матисса чудом уцелели, т.к. считались недостойными для строителей коммунизма и были отправлены в запасники. Со смертью Сталина и началом "оттепели" эти картины вернутся в экспозицию. В 1981 имя Сергея Щукина впервые будет указано в качестве приобретателя работ и коллекционера живописи.
Покажу немного из понравившегося, мини-обзор. Вообще почти все понравилось, кроме того, что совсем не моё - восток, сабли разные, кованые вещи, религиозная тематика.
1. Поль Эллё. "Дама в белом" (фрагмент). Вторая половина XIX - первая треть XX века.
2. Семйн Акимович Мурзин. "Усадьба Ордо-Никольское Мицкевичей в Старицком уезде Тверской губернии. Вид в парке на пруд, беседку и дом". 1843
3. Фрагмент. Смотрите: лодочка утонула!
4. Пьер-Огюст Ренуар. "Обнаженная". 1876.
5. Николай Иванович Подключников. "Кусково". Акварель. 1839.
6. Фрагменты.
7.
8. Хендрик Аверкамп. "Катание на коньках". 1620. Фрагмент.
9. Виллем Калф. "Натюрморт с кубком из перламутровой раковины". Ок. 1660. Раковина прямо светится.
10. Как прописан бокал, какое стекло и блики!
11. Никола Ланкре. "Портрет дамы в саду". Конец 1730 - начало 1740-х. Фрагмент.
12. Жан-Батист Реньо. "Туалет Венеры". 1780-е. Фрагмент.
13. Клод Моне. "Сирень на солнце". 1872-1873.
14. Эль Греко. "Кающаяся Мария Магдалина". 1576-1577.
15. Альфред Сислей. "Городок Вильнёв-ла-Гаренн". 1872.
16. Гюстав Курбе, "Хижина в горах", ок. 1874.
17. Стена Клода Моне.
18.
19. Клод Моне. "Завтрак на траве". 1866.
20. Фрагмент.
21. Эдгар Дега. "Голубые танцовщицы". Ок. 1898.
22. Эдгар Дега. "Танцовщицы на репетиции". 1875-1877.
23. Стена Поля Гогена.
24. Поль Гоген. "Сбор плодов". 1899.
25. Поль Гоген. "Королева (Жена короля)". 1896.
26. Поль Сезанн. "Фрукты". 1879-1880.
27. Анри Матисс. "Статуэтка и вазы на восточном ковре". 1908.
28. Пабло Пикассо. "Испанка с острова Майорка". 1905.
29. Пабло Пикассо. "Свидание". Ок. 1900.
30. Пабло Пикассо. "Любительница абсента". 1901.
31. Анри Руссо. "Вид парка Мансури". 1910.
Ну да, наив. Все равно забавно, что заборы имеют перспективу (хотя здание совсем плоское), а фигурки людей одинаковые по высоте: как на заднем плане, так и на переднем. Как игрушки.
Единственный минус собственно выставки: подписи к картинам объединены в блоки, картины пронумерованы. Так что приходилось бегать искать нужные подписи, что отнимало время и отвлекало. Удобнее, когда картины подписаны отдельно каждая. Возможно, не успели?
Ну и гардероб был переполнен, пришлось куртки и мокрые зонты засунуть в сумки, в верхней одежде в залы не пускают. Очень маленький гардероб, как же зимой люди ходят?