Именно "истории", потому, что глядя на эти вещи язык не поворачивается назвать их старым барахлом - каждая несет в себе тень прошлого, славного или нет - почувствуете, каждая - элемент истории ее творца и ее владельца. Это собрание историй, практически предметная библиотека.
Между прочим, чтобы законно носить определение "винтаж" вещи должно быть не менее 20 лет, она должна быть уникальной, отражать определенную эпоху и быть в хорошем состоянии.
ПРОЕКТ ЕКАТЕРИНЫ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ "ВИНТАЖ".
Вспомните, в чем ходили мамы и папы, представьте своих бабушек и дедушек в молодости, поройтесь на дачных чердаках - вот они, предметы желаний и обожаний молодых людей от сороковых до восьмидесятых. Удивительно нежные и женственные старые платья, не отстающие от них в плане кокетства мужские костюмы, туфли, шляпки (ах, какие шляпки!) - и теперь наши звезды во всем этом богатстве игриво улыбаются с настенных постеров.
Наташа Королева, Макс Покровский, Лидия Вележева
ГОРОДСКОЙ КОСТЮМ КОНЦА ХIХ - НАЧАЛА ХХ ВЕКА из собрания Натальи Костригиной.
Коллекция насчитывает более 300 экспонатов - дамские платья для деловых визитов, выходов в свет, балов, венчаний; верхняя одежда (пальто, накидки, тальмы, жакеты, пальто для повседневных прогулок и вечерних выходов), аксессуары: сумочки и шляпки, туфли и ботиночки, веера и перчатки. Основная часть коллекции родом из Петергурга 1890-1900 гг. - Серебряный век, время модерна, повлиявшего на линии, орнаменты, ткани, отделку костюмов - преобладают растительные мотивы, внешний эффект создается сочетанием тканей разных фактур - бархата, атласа, кружева, шифона, дополняемых вышивкой бисером, стеклярусом, шнуром, бахромой, тесьмой.
Только побывав на выставке в полной мере озознала, насколько ценился (правда, не всегда в материальном плане) труд вышивальщиц...
Пайетки (внизу), оказывается, были и в те времена. Только делались они из рыбьего клея, и мочить их было нельзя - растают. Поэтому такие платья чистились только вручную, что все равно не сильно досадно, ведь подобные богато украшенные платья шили для балов или крупных приемов, а дважды надевать одно и то же было страшным моветоном. Вот такие вот одноразовые наряды за несколько сотен полновесных царских рублей.
С середины 1900-х годов в моде увлечение Востоком и классическими формами костюма - силуэт меняется, напоминая античную статую с ниспадающими слоями ткани, ассиметричными драпировками, туниками (три фото справа).
ГОРОДСКОЙ И КРЕСТЬЯНСКИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ХIХ - НАЧАЛА ХХ ВЕКА из частной коллекции "Старая Москва".
Народный костюм и городской - антиподы. Если первый традиционен, тесно связан с бытом, обычаями и жизненным укладом, то второй привлекателен своей новизной, так как следует свем веяниям изменчивой моды. Но есть и сходство, раскрывающееся, если относиться к костюму, как к произведению искусства. Тогда он становится летописью жизни предков, превращается в звено, соединяющее прошлое и настоящее.
Все детали этой небольшой коллекции собраны на блошиных рынках России и Западной Европы за два-три года.
Наиболее стильным элементом городского костюма было кружево. Фантазии в отделке кружевом не только любого платья, но и нинего белья воистину неистощимы: воланы, оборки, прошивки из батиста и легкого шелка, жабо, вставки-манишки, воротники разных форм и размеров.
По древнему русскому обычаю голова женщины должна быть покрыта, и частью коллекции являются столько многообразные платки, которые хранили в своих сундуках крестьянки - от повседневного набивного ситцевого платка до старинного затканного золотом плата, передававшегося по наследству из поколение в поколение.
НЕВЕРОЯТНЫЕ ТУРНЮРЫ из собрания Антона Приймака.
По клику - статья Антона Приймака полностью, далее до * - выдержки.
Турнюр (от фр. tournure - осанка, манера держаться) - специальное приспособление, позволяющее сформировать модный силуэт, обеспечивающее необходимый объем сзади, чуть ниже талии и относящееся к предмету нижнего белья.
К помощи турнюра прибегали на протяжении практически всего ХIХ столетия.
В начале века сзади носили небольшие подкладки и подушечки для предотвращения западания юбки.
В 1830-х годах линия талии снизилась, а юбка расширилась, и валики были заменены на большие подкладки, набитые шерстью, которые носили сзади на уровне бедер.
Период 1870-80 гг. - время официально признанного господства турнюра, ярко выраженного, задающего новый композиционный центр женского костюма и придающего фигуре долю пикантности. Талии заметно опускаются, и вся пышность нижних юбок сосредотачивается сзади.
В середине 1870-х годов талия продолжила опускаться и достигла своей естественной линии около 1880 г.. В это время юбка сужается, и женский силуэт становится более стройным и утонченным. Турнюр уменьшается, но не исчезает, а продолжает существовать так же, как и чрезвычайно узкий кринолин.
Криголин в это время выполняет иную задачу, нежели ранее: он уже больше не расширяет подол платья, а способствует тому, чтобы юбка не путалась между ног, поддерживая ее ровную форму.
В начале 1880-х годов турнюры увеличиваются вновь. Однако, силуэт уже не тот, что прежде. Костюм приобретает наиболее эксцентричные формы. Талия корсета нарочито занижена; колени туго стянуты передним полотнищем юбки, которая сзади покоится на грандиозной конструкции из стальных пружин.
Для повседневного костюма второй половины 1880-х годов предлагаются более легкие турнюры в виде валиков или подушечек, сплетенных из тонкой и гибкой стальной проволоки. В конце столетия они постепенно уменьшаются и около 1900 г. заменяются плоскими полукруглыми простеганными подушечками, набитыми конским волосом. Эти легкие накладки повязывают поверх корсета или надевают под него.*
Время последних турнюров пришло в 1910-х годах - наступала новая эпоха, появлялся автомобильный транспорт, женщины нуждались в одежде, более подходящей для активной жизни.
В тексте использованы материалы каталога выставки. Окончание следует.
Выставка "Винтаж. Истории моды" идет до 25 мая в ТВЦ "Модуль" на Тишинской площади (м. Белорусская). Билет 150 руб. 10.00 - 21.00.
25 мая в 14.00 у стенда "Букбери" о винтажной моде будет рассказывать Александр Васильев.