- О чём же этот фильм?
Да ни о чем! (с)
Прежде чем сесть за бук, предусмотрительно заглянула, что же пишут господа кинокритики. Увиденное потрясло и меня, и мужа, явившегося зачинщиком просмотра. Оно потрясло бы и кота, кабы тот не продрых весь фильм у меня на коленях. Уж кот-то понимает в рок-музыке, а в фильмах тем более.
Поэтому, превозмогая сильнейшее желание обставить рецензию в виде цитирований из господ кинокритиков и собственных комментариев к ним, буду собирать тумаки лично в фэйс. Но молчать не могу, пардон.
Такого мы от Шахназарова не ожидали. Недоумение возникло на 35 минуте просмотра; по всем правилам киноискусства за это время уже должна обозначиться хоть одна сюжетная линия, обрисоваться характеры, у зрителя появиться интерес, а у сценариста - кураж. Ничего такого не появилось ни на 60-й, ни на 90-й минуте. На 100-й появился живенький Владимир Ильин, а на 104-й - титры.
Да, еще появлялся Армен Джигарханян. В последнее время он весьма часто снимается, так что практически невероятно увидеть новый отечественный фильм без Армена, но тут он был спасением. Единственный живой человек, на которого интересно смотреть, даже если он просто спит в кадре в кресле. По сути дела, от фильма можно было оставить те 10 минут, которые Джигарханян на экране, и все были бы довольны (хотя судя по некоторых рецензиям, не все). А ведь между тем я не являюсь его страстной поклонницей.
Почему-то везде пишут про любовную линию. Где? Где вы ее увидели? Ну поцеловался мальчик с девочкой, с кем не бывает, гормоны опять же, 18 лет. Где оно, томленье, где неловкость, страх, ревность? Только пофигизм и безразличие. "Не ве-рим!" - скандировали мы с мужем, рискуя разбудить кота. Ни один характер не прорисован, кто и зачем там существует, зачем выведен на первый план, зачем вообще все это сняли, зачем?
Зачем так тщательно воссоздавали обстановку, что это тщание лезет в глаза? Бедный серый запорожец, один на всю картину, видимо, перекрашивать нельзя было. Во всех дворах и улицах побывал. Ну были машины под брезентом, помню такое. Но не на каждом же углу, тут - на каждом. Помните, да? Нет? А вот вам еще брезент, ну теперь-то вспомнили? Плакаты с КПСС и лозунгами настолько сливались с окружающей средой, что практически не отсвечивали, как рядовая деталь интерьера. Здесь нет, если плакат - то по центру, если лозунг, то весь. Видите? Плакат! Советский! Зачем такие акценты? В итоге внимание - на этих деталях, которые наоборот бы не должны перетягивать на себя одеяло, а лишь создавать атмосферу того времени. Ведь цель фильма, я так понимаю, не обстановка квартир и не аутентичные уличные пейзажи, а что-то другое. А тут и собака зарыта. Перетягивать особо и нечего, внимание-то ни на чем больше не сконцентрировано.
Наши играют заграничную жизнь. Помните фразу из "Покровских ворот"? Вот примерно то же. Только тут играют нашу же жизнь, она была такая, вернее, не она, а ее символы - машины, одежда, лозунги, "черный рынок" с грампластинками (а фокус с переклеенными "пятаками"-этикетками слышала лично еще тогда), с причесочками прокол - мальчики так тщательно не стриглись. Школьная рок-группа прекрасно проговаривает тексты песен, чего быть не могло в принципе - языка настолько хорошо не знали, чтобы со слуха восстановить текст, поэтому пели, как слышали: шизгара... Цепляюсь к мелочам? Но понимаете ли, сердцевины-то нету. Характеров нет, а нет характера - нет человека, пустое место. И вот так весь фильм по улицам, похожим на улицы 1970-х, ходили похожие на те Rifle и Wrangler джинсы, шиньоны, кофточки по выкройкам 1973 года, мини-юбки, куртки-типа-болонья...
В одной из радостных рецензий написали: постановщику удалось сохранить в своей картине главное - трепетное, неизъяснимое очарование молодых людей, которые искренне верят в доброту и разумность окружающего их мира. Удивленно икнув, зачитала вслух. "Надеюсь, это о "Покровских воротах"? - поинтересовался муж. За 104 минуты чистого экранного времени мы так и не поняли, во что верят герои. Ну, кроме того, что главный герой верил в букинистический отдел книжного магазина, куда можно было сдать книги из дедовой библиотеки, а на вырученные деньги купить диски, джинсы, сходить в ресторан, пригласить девушку в театр... О да, это жизнь, тогда так и было. Но только вопрос: это же не ностальгия - ностальгию так не снимают, там есть слеза, там сводит в горле, есть счастливая улыбка, наплыв воспоминаний. То что же это? Зачем надо было заполнить всем этим 1,8 часа, да так, чтобы ничего в голове смотрящего не изменилось? Буквально, какими сели, такими и встали. Ноги затекли, зато кот выспался.
Сценарий написан одноклассником Карена Шахназарова Сергеем Рокотовым "по мотивам собственных юношеских переживаний". Довольно невнятные переживания. Муж наказал запомнить и отслеживать, чтобы не купить ненароком что-то еще снятое по его сценарию.
Никому диск не нужен? Отдам безвозмездно. Но лучше посмотрите "Доживем до понедельника".
Кто расстроился - не обращайте на меня внимания, я придирчивая зануда, почитайте хвалебные рецензии:
http://www.ruskino.ru/review/186 http://www.vremya.ru/2008/23/10/197573.html Кстати, после них хочется пересмотреть "Прогулку", очень уж похоже по описанию, все такое же молодое и радостное, только что эпоха не та. А ведь это мысль!