Ну а теперь генералы.
Если имя Абрама Григорьевича Клюквина мало кому знакомо даже в профессиональной среде, да и его авторство приписываемых ему портретов торопчанок чисто гипотетическое, то его сын - Иван Абрамович Клюквин - оставил после себя довольно богатое наследия, и вполне себе известен, правда в весьма узкой среде интересующихся военной историей. 😀
Иван Клюквин родился в Торопце в 1818 году. Отец начал обучать рисованию, обнаружил у него способности и смог отправить его в Петербург в Академию Художеств. Правда он там был вольноприходящим учеником. Пишут, что полноценно в Академию его не приняли из-за крестьянского происхождения. Но к моменту его рождения семья Клюквиных уже относилась к мещанскому сословию, так что, думаю, тут дело в чисто материальной проблеме. У Абрама Клюквина просто не было денег, чтобы оплатить полный образовательный курс в АХ. Но зато способного ученика поддержало Общество поощрения художников, и он смог и обучиться, и получить звание художника по классу исторической живописи.
Забавно, я не так давно была в Твери, и там в картинной галерее обратила внимание на одно небольшое произведение под названием “У товарища. За самоваром”. Оно мне понравилось не качеством живописи, которое, кстати, весьма среднее, а какой-то очень уютной атмосферой.
Так вот, автором этой картины оказался именно Иван Клюквин! Вот ведь совпадение. Вот не верь после этого в ноосферу!
Но не живопись стала основным родом деятельности художника. В большей степени у него обнаружились способности к копированию и рисованию. Но об этом чуть позже.
А сейчас, может быть, пора все-таки к генералам. Как известно, в 1819 году Александр I пригласил в Россию художника Джоджа Доу для создания памятной портретной галереи героев войны 1812 года. Доу и его помощникам предстояло написать свыше 300 портретов лиц, чином не ниже генерал-майора. Список составил лично император и он же курировал работы, внося необходимые изменения. Помимо здравствующих на тот момент участников войны надо было написать и портреты тех, кто погиб или просто не дожил до создания галереи. Для этого Доу предоставляли уже существовавшие изображения персон, и он писал с них копии. В числе прочих он создал портреты трех генералов братьев Тучковых: Николая, Павла и Александра Алексеевичей.
Начнем с Павла Алексеевича. Просто потому, что на момент написания портрета он был жив. Генерал-майор П.А.Тучков - герой сражения при Валутиной горе. Именно он сумел организовать войска и дать сражение французам с целью задержать неприятеля, чтобы наша армия смогла выйти из Смоленска и успеть перейти Днепр. Бой продолжался весь день, и уже под вечер в темноте Павел Алексеевич лично повел своих солдат в штыковую атаку. В ходе жестокого боя он был ранен и попал в плен.
Вот его портрет, написанный Джорджем Доу в 1822-23 году.
На нем однобортный генеральский вицмундир образца 1817 года и награды: ордена Св. Анны 1 степени, Св. Георгия 4 степени и Св. Иоанна Иерусалимского, а также серебряная медаль участника войны 1812 года и дворянская медаль в память этой же войны. В общем все соответствует моменту написания. Интересно, что он продолжал довольно демонстративно носить павловский орден Св. Иоанна Иерусалимского - мальтийский крест, который уже в александровскую эпоху не особенно носили. Чем-то ему была памятна эта награда.
Надо сказать, что портреты не всех живых героев Доу писал с натуры. Часть так же писалась с уже существующих изображений. Ну, наверное, не все имели возможность бросить все и срочно приехать в Петербург для позирования. Различить копии от натурных портретов можно по подписи. Доу так и писал на портретах: мол, писано с натуры. На портрете Павла Алексеевича над эполетом, который ближе к зрителю тоже можно рассмотреть некую подпись, но что там написано непонятно. Ну, будем считать, что это означает, что портрет натурный. 😀
Теперь Николай Алексеевич. Генерал-лейтенант Н.А.Тучков во время Бородинского сражения находился на левом фланге наших войск и его задачей было оборонять Утицкий курган, на котором располагалась артиллерия. Курган постоянно атаковали французы, и в какой-то момент возвышенность была захвачена неприятелем. Павел Алексеевич повел полк в контратаку, курган был отбит, но генерал получил пулю в грудь, и через три недели скончался.
Поэтому для создания портрета Н.А.Тучкова Доу потребовалось готовое изображение генерала. Такое в семье было, и на его основе художник создал свой вариант.
Но при этом он несколько осовременил героя: Николай Алексеевич изображен в генеральском мундире образца 1817 года, который он, ясно дело, носить не мог. А также в числе наград, а на потрете изображены орден Св. Анны 1 степени. Св. Георгия 3 степени, Св. Владимира 2 степени, а еще и две звезды - ордена Св. Владимира и Св. Александра Невского, вдруг оказалась медаль участника войны 1812. Вон он - серебряный кружочек на голубой ленте. Этой медали по естественным причинам у Н.А.Тучкова не было, а посмертное награждение тогда не практиковали. Но эти изменения: и медаль, и более современный покрой мундира были внесены художником по указанию самого императора. Возможно, тем самым Александр I хотел показать, что все павшие герои навечно в строю.
Оригинал портрета Николая Алексеевича, который использовал Доу, не сохранился. Ну или просто пока нигде не проявляется. По разным сведениям, это могла быть работа, выполненная приблизительно в 1808 году, или французским художником Жаном-Лораном Монье или итальянцем Джованни Батистом Дамон-Ортолани.
И наконец последний брат - Александр Алексеевич Тучков, наверное, самый известный из всех, тот самый Тучков 4-ый из стихотворения Марины Цветаевой. Генерал-майор Александр Тучков погиб во время яростной схватки за Багратионовы флеши, когда он вместе со своим полком в очередной раз отбивал это укрепление у врага. И напрасно потом бродила по Бородинскому полю его вдова - безутешная Маргарита Тучкова: в этом месиве останков людей и лошадей, осколков ядер, гранат, пуль и вздыбленной земли тело генерала так и не было найдено.
В общем. в тяжелый момент боя все три брата сделали одно и то же - вышли вперед и повели за собой солдат. Это и есть - боевые генералы.
Но Доу опять же потребовался готовый портрет. И таковой в семье имелся.
Это работа очень популярного в то время русского художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека. Современникам очень нравилась романтическая манера письма художника и мастерство. с которым он передавал сходство с оригиналом. Поэтому А.Г.Варнека даже называли “русским Ван Дейком” (☝), хотя сейчас о нем основательно позабыли, и он известен разве что специалистам. Написан портрет был в 1810 году, и в настоящее время хранится в Бородинском музее.
И вот в 1822-23 годах Джордж Доу создает свой вариант портрета Александра Алексеевича Тучкова.
Изменения, которые внес Доу видны сразу: это другой покрой мундира - один ряд пуговиц, а не два (в двубортном уже никто не воюет!) и опять же медаль участника войны 1812 года среди наград (орден Св. Анны 2 степени, Св. Владимира 3 степени и Св. Георгия 4 степени).
Но на этом история портретов братьев-генералов не заканчивается. В 1836 году кто-то из Тучковых, предположительно из семьи Павла Алексеевича, решает заказать копии портретов своих героических родственников. И для этого обращается к Ивану Клюквину - тому самому сыну того самого торопецкого художника, рисовавшего купчих с серьгами!
Но почему именно к нему? С чего бы вдруг прославленная влиятельная богатая семья, в которой генерал на генерале сидит и генералом погоняет, заказывает картины у какого-то Клюквина - молоденького никому не известного студента Академии художеств из провинции? Они что, ни к кому посолиднее обратиться не могли? Я думаю, они как раз и обратились. К уже известному им “Ван Дейку” - А.Г. Варнеку. А Варнек был еще и преподавателем в Академии художеств по классу исторической живописи. Где как раз учился... (барабанная дробь) Иван Клюквин! То есть вероятность того, что Клюквин-младший был учеником портретиста Варнека очень большая. И вот он в свою очередь мог посоветовать Тучковым своего способного к копированию ученика.
И вот Иван Клюквин создал копии трех портретов трех братьев Тучковых.
Начнем опять с Павла Алексеевича.
Это не тот портрет! - скажете вы, и будете абсолютно правы. 😀 Тот, в смысле работы Доу, уже давно висел в Зимнем дворце, и ради копии его со стены никто снимать не стал бы. Но у Павла Алексеевича Тучкова был и другой более ранний портрет, написанный в 1820 году самим В.А.Тропининым. Вот его-то и предоставили начинающему художнику для работы. (этот портрет сейчас хранится в московском музее Тропинина и художников его времени)
Вот он
На мой взгляд Клюквин вполне справился: хорошая добротная копия. Живопись немного размытая, по сравнению с оригиналом, но в целом придраться не к чему.
Следующий - Николай Алексеевич.
О! Как говорится, почувствуйте разницу. Зато стразу видно, как Доу творчески переработал оригинальный портрет (а по копии Клюквина можно получить полное представление об оригинальном портрете, ведь он. что видел, то и рисовал). Он не только осовременил мундир и добавил медаль, но и нарисовал задник, убрал орденскую ленту, по другому разместил награды. Думаю, это было сделано, чтобы все портреты в галерее были выдержаны в одном стиле. Кстати, знатоки униформы говорят, что Доу еще и “повысил” Николая Алексеевича в чине: на оригинальном портрете (и копии Клюквина) он мундире генерал-майора, а на картине Доу - уже в генерал-лейтенантском. Я этого не вижу. 🤦♀️
Теперь Александр Тучков.
Ну, тут все просто: что у Варнека, то и у Клюквина.
Сейчас все три работы Ивана Клюквина хранятся в Государственном Историческом музее.
Есть версия, что именно эти картины И.А.Клюквин предоставил в качестве дипломной работы для получения звания художника.
Надо сказать, что в дальнейшем Иван Клюквин маслом особо не работал. Он открыл себе талант не только копииста, но и рисовальщика, и его основная деятельность состояла в создании карандашных рисунков для литографий. В чем реально преуспел. Например, специалисты по униформе знают такое издание “Историческое описание одежды и вооружения Российских войск”. Так вот все иллюстрации к нему были выполнены по рисункам И.А.Клюквина.
Поэтому, ничего удивительного в том, что когда И.А.Михайловский-Данилевский задумал 6-ти томное издание “Император Александр I и его сподвижники”, куда в том числе должны были войти 149 карандашных портретов с полотен Доу, то он пригласил уже признанного специалиста в это деле - Ивана Абрамовича Клюквина. В числе требуемых изображений были портреты трех братьев Тучковых - круг замкнулся!
Откровенно говоря, ничего интересного в литографических портретах Павла и Николая Алексеевича нет - это честные копии с Доу. Привожу просто для справки.
А теперь, внимание, литографический портрет Александра Тучкова
Приглядитесь, ведь отсутствие медали в память войны 1812 года прямо таки бросается в глаза. Во вполне научной статье высказывается недоумение: как посмел копиист поправить оригинал?? А я вот думаю, что это не Доу поправил (тем более, что на литографии с портрета Николая Алексеевича медаль никуда не исчезла), он сделал литографию с того самого оригинального портрета кисти Варнека, который ему был хорошо известен! Почему он так сделал, трудно сказать. 🤷♀️Может быть, тем самым выражал уважение к своему учителю... Может быть.
Ну вот, началось все с серег, а закончилось генералами 1812 года. Впрочем, у меня всегда так. 😂