За связь без брака или Пьер Безухов, как типичный представитель.

May 19, 2016 13:55

Очередной просмотр очередной «Войны и мира» опять заставил задуматься над давно интересовавшим меня вопросом, на который в романе нет ответа: Кто мама Пьера Безухова?? То, что Пьер - незаконнорожденный сын богатого вельможи, известно всем: и читателям и действующим лицам. Причем намекается, что у графа Безухова таких отпрысков было как … ну, в общем, несколько. Но Пьер был самым любимым, поэтому граф перед смертью написал прошение царю о признании его законным, и Пьер получил право на фамилию, титул и наследство. Вот и думается, такая любовь к Пьеру была вызвана какими-то его качествами (может он внешне был копией папаши) или его мать значила для графа больше, чем остальные. Или вообще была какой-то особенной? Увы, личная жизнь Безухова-старшего при всей ее любопытности, осталась тайной. Но можно попробовать пофантазировать на эту тему.

Незаконнорожденные дети в то время редкостью вовсе не являлись. Скорее даже наоборот. Потому что сексуальную революцию придумали отнюдь не американцы в 60-х годах. Это та революция, у которой нет ни начала ни конца. И сколько не грози гееной огненной, природа все равно возьмет свое. Конечно, во все века были и однолюбы, и верные супруги, но и инстинкт, и темперамент, моду, скуку, да и нечаянно нагрянувшую любовь еще никто не отменял! А если учесть сословные проблемы, обычай заключат браки по сговору и по расчету, усложненная и унизительная процедура развода, то большому количеству внебрачных детей в благородных семействах удивляться не приходится. Никто и не удивлялся. Правда, признавались своими отцами далеко не все.


До Пьера, кстати, похожий персонаж уже был в русской литературе - это главный герой романа Данилевского «Сожженная Москва» Базиль Перовский - сын малороссийского магната, министра и женщины из его дворовых. Да и сам Пьер несколько напоминает Базиля тем, что был поклонником Наполеона, а во время войны попал в плен и испытал все его тяготы. Что еще раз подчеркивает тщательную работу Толстого с источниками. А что касается персонажа Данилевского, то он был списан с натуры вплоть до имени. Фамилию Перовские носили внебрачные дети министра просвещения графа А.К.Разумовского. В один прекрасный день граф и его законная супруга, имевшие к тому моменту пятерых детей, решили разъехаться и жить отдельно. Ну надоели они друг другу! Это была вполне нормальная практика в те годы. И через некоторое время граф сошелся с дочерью своего берейтора Марией Соболевской. Она родила ему десять (!) детей. Пополам: пять на пять девочек и мальчиков. Один из них - Василий и послужил Данилевскому прототипом его Базиля. Разумовский заботился о своих детях: они получили хорошее воспитание, образование, достойное содержание. Он даже обратился к Александру I с просьбой приписать их к дворянскому сословию, которую царь удовлетворил. Однако, хотя все знали, кто отец молодых Перовских, свое отцовство граф Разумовский не признал и фамилию свою не передал. Скорее всего, потому что официально продолжал быть женатым на другой женщине. А вообще он был тяжелый человек. Образ жизни его побочной семьи описан в «Сожженной Москве»: дети и их мать жили в отдельном доме в поместье графа. А когда он приезжал, то их представляли пред грозные отцовские очи, где отпрысков строго экзаменовали. Называть его батюшкой им, естественно, запрещалось. Знатоки литературы знают еще одного его сына - Алексея Перовского, писавшего под псевдонимом Антоний Погорельский , автора «Черной курицы». После смерти графа М.М.Соболевская вышла замуж за генерала Денисьева - видимо покойный оставил ей хорошее приданое.



Незаконный ребенок был и у князя А.И.Вяземского - дочь Екатерина. Эта была типичная история любви в стиле XVIII-го века. Графиня Сиверс - крестница императрицы Елизаветы Петровны была замужем за своим родственником и однофамильцем, видимо по семейным соображениям. Брак не задался настолько, что дело дошло до развода. Графиня вышла замуж вторично за князя Путятина, то и тут как-то… В общем графиня сбежала в Европу, а там как раз путешествовал князь Вяземский. Ну и в результате - Екатерина Андреевна Колыванова. Фамилия от слова Колывань - старорусское название Таллина, где она родилась. Правда, одновременно с графиней Сиверс Вяземский в Европах познакомился с ирландкой Дженни О’Рейли-Квин, которая тоже была замужем - Вяземский был постоянен в своих пристрастиях. :-) Увел ее от мужа, добился развода, и на ней-то уже женился. Побочная дочь воспитывалась в семье тетки, но с девочками было проще - им фамилию отца не носить. Вяземский выделил ей приданое, и впоследствии она вышла замуж за Н. М.Карамзина. Именно Екатерину Карамзину Тынянов считал «утаенной любовью Пушкина».



Кстати о Пушкине. У Василия Львовича - дядюшки нашего поэта тоже были внебрачные дети. В.Л.Пушкин, стихотворец, был большим поклонником женской красоты. И женат он был на известной московской красавице Капитолине Михайловне Вышеславцевой, которую воспевал в своих стихах под именем Хлои. Брак был заключен вроде как по взаимной любви. Но лет через пять совместной жизни Капитолина Михайловна подала на развод. В качестве причины указывалась измена мужа с некой вольноотпущенной девкой Аграфеной. Ну что тут скажешь: поэты - люди увлекающиеся. Хотя некоторые пушкинисты полагают, что Аграфена тут совершенно ни причем. Просто Капитолина Михайловна нашла более подходящую кандидатуру на роль мужа, и уговорила Василия Львовича взять вину на себя. Если учесть, что после окончания бракоразводного процесса, она быстро вышла замуж за богача Мальцова, эта версия вполне правдоподобна. Впрочем, могло иметь место все стразу: и Аграфена, и Мальцов, и договоренность. Но в результате развода В.С.Пушкин, как виновная сторона, более не мог вступать в брак. А когда ему было уже хорошо за сорок, он встретил совсем юную семнадцатилетнюю дочь купца Аннушку Ворожейкину. Она стала его постоянной спутницей жизни и родила двоих детей: любимую дочку Маргариточку и сына, названного традиционно для Пушкиных, Львом. Сын родился в 1812 году, прямо накануне вступления Наполеона в Россию. После Бородинского сражения семья В.Л.Пушкина спешно покинула Москву. Пересмешник Вяземский писал, что Василий Львович так торопился, что забыл новорожденного сына, которого слуга Игнат спас от московского пожара. Выдумал, небось, для красного словца! Василий Львович был очень привязан к своей тайной семье. И пусть Анна Николаевна считалась его экономкой, а дети воспитанниками по фамилии Васильевы, все его друзья знали, кем они на самом деле были для Пушкина и как много для него значили. Маргариту он отдал в пансион мадам Пене, чтобы девочка получила хорошее воспитание, получил образование и сын Лев, который впоследствии смог устроиться на чиновником службу. Он даже хлопотал, чтобы купить им дворянство, но безуспешно. Больше всего Василия Львовича - доброго и хорошего человека, беспокоило, что он не сможет оставить им приличное наследство, ведь официально они не имели право на его родовое имущество. Чтобы Анна Николаевна и дети не остались после его смерти без крыши над головой, ему пришлось написать фиктивное заемное письмо, будто бы Анна Николаевна одолжила ему крупную сумму денег в залог его дома. Подобное письмо было составлено на имя Льва. Только таким образом он смог обеспечить своей семье достойную жизнь. Маргариточка впоследствии удачно вышла замуж за ротмистра Безобразова. Девочкам, им все-таки проще.



«Дитем любви» был приятель А.С.Пушкина Сергей Александрович Соболевский. В прямом смысле, потому что именно любовь случилась у его родителей - вдовы бригадира Анны Ивановны Лобковой и московского помещика Александра Николаевича Соймонова. Почему эти двое так и не поженились непонятно: оба были свободны, богаты, из хороших семей, казалось бы ничто не мешает их взаимному счастью. Но нет, встретились, влюбились и разошлись. Верно не сошлись характерами. Или просто приняли за любовь легкое увлечение. Ну так или иначе, а Анна Ивановна поехала рожать в Ригу подальше от досужих московских сплетников. Хотя все равно все знали, кто отец ее ребенка. Соймонов купил мальчику польское дворянство, он получил фамилию Соболевский и даже герб - Слепой Ворон. Рос он в доме своей матери, которую очень любил, получил прекрасное образование. И с отцом он тоже общался, но был с ним холоден. Он даже больше был привязан к жене отца (Соймонов вскоре после рождения сына женился) и своим побочным сестрам. Кстати родители его продолжали общаться между собой, ну так, как светские знакомые и практически соседи. Прекрасная усадьба Соймонова на Малой Дмитровке, д.18 и особняк Лобановой в Козицком переулке д.5 находятся практически напротив друг друга через Бульварное кольцо. Ими можно полюбоваться при желании. (Кстати, сохранились интересные воспоминания дворового слуги Соймонова об эвакуации семьи перед вступлением в Москву Наполеона - очень напоминают эпопею Ростовых vv1812.shpl.ru/ochevid.html) И хотя Соболевский был принят во всех хороших домах, он тем не менее всегда чувствовал определенное презрение со стороны некоторых знакомых, вроде вредного Вигеля (Вигель и к Перовским относился свысока). Поэтому тема незаконных детей для острого на язык, ироничного Соболевского была очень болезненной. Однажды он даже упал в обморок, когда разговор коснулся этой темы. Пока была жива мать, он вел жизнь богатого повесы, но после ее смерти все фамильные поместья перешли к родственникам - он же официально не был ее наследником. Пришлось Соболевскому даже попробовать себя в предпринимательстве. Опыт оказался вполне успешным, правда, основанная им вместе с Мальцовым мануфактура в конце концов в буквальном смысле сгорела. В принципе, жизнь его сложилась хорошо. Оно был широко известен в литературных кругах, дружил с Пушкиным, Жуковским, Лермонтовым, Тургеневым, стал известным библиографом, но определенный комплекс, связанный с рождением угнетал его всю жизнь. Похоронить себя он попросил рядом со своей матерью.



Это все истории, о детях, которых родители не могли назвать своими официально. А вот братья Булгаковы - это пример, когда рожденные вне брака дети, как и Пьер Безухов носили фамилию отца и считались его наследниками.

Яков Иванович Булгаков был виднейшим дипломатом екатерининского времени. Политические события в конце 18-го века развивались стремительно, а Я.И.Булгакову досталось самое острое турецкое направление. В 1781 императрица назначила его чрезвычайным посланником и полномочным послом в Османской империи. Булгаков прибыл в Константинополь в июле 1781 года, а уже в ноябре у него родился сын Александр. Вернее, он родился не у него, а у молоденькой и хорошенькой Екатерины Имберг. Не надо быть крутым математиком, чтобы понять, что женщина прибыла в Турцию уже глубоко беременной. Т.е. роман дипломата с дочерью состоятельного французского коммерсанта Aimable Imberg’а начался еще в России. Кстати матерью Екатерины, которую по-русски называли почему-то Екатериной Любимовной, была Е.С.Фигнер - тетушка знаменитого партизана А.С.Фигнера. Булгаков был холост, и хотя дочерью французскоподданного он увлекся настолько, что взял ее с собой, но свадьбу играть не торопился, по-видимому, считая подобный брак мезальянсом. А тем временем в 1782 году у них родился второй сын Константин - модное в те годы имя. Но в 1783 году Россия присоединила к себе Крым, и российско-турецкие отношения вышли на новый виток. И в 1787 году интригами французского посла Булгаков был заключен в печально известный Семибашенный замок, причем вместе с сыновьями. Насчет Екатерины Имберг не знаю. Там русский посол с семейством провел практически два с половиной года. Хотя Булгакова заключением было не испугать, он и оттуда продолжал вести дипломатическую и разведовательную работу. В общем в 1789 году его заключение кончилось и он с почетом вернулся в Россию. За его заслуги Екатерина II осыпала его наградами и премиями. Под это дело Булгаков подал прошение императрицы о признании его рожденных вне брака сыновей законными. Государыня его просьбу охотно удовлетворила. Еще бы - не Екатерине же осуждать внебрачные связи. :-) А братья Александр и Константин получили соответствующее их положению образование, хорошие должности, удачно женились, в конце концов стали один Московским, а другой - Петербуржским почмейстерами и вошли в историю как мастера эпистолярного жанра, чью переписку с интересом читают все любители истории. И все у них было хорошо. Матушка их, так не дождавшись, когда Я.И.Булгаков сделает ее честной женщиной, вышла замуж за другого весьма заслуженного человека - доктора А.М.Шумлянского, большого специалиста по акушерству, и родила ему двоих дочерей.



Это только несколько историй, типичных для той эпохи, которая кажется нам такой романтичной. Незаконнорожденными были и поэт Жуковский, и художник Кипренский, и писатель Герцен, и…, и… Весомые последствия легкости нравов. И у каждого была своя судьба. А что до исходного вопроса о маме Пьера Безухова, то как мы видим, вариантом может быть много: дворовая девушка, легкомысленная аристократка, заезжая иностранка или даже актриса… Но, увы, Толстого этот вопрос не интересовал. А зря!

личности, Булгаковы, Пушкин, Вяземский, Война и мир

Previous post Next post
Up