А.Бенуа (эскизы декораций к балету "Петрушка")1911г.
Русские в голливудском кино, шеренги моделей в высоких меховых шапках - Россия, какой ее себе представлял западный мир, родилась в 1909году. Ее отцом был Сергей Дягилев - основатель знаменитых "Русских сезонов".
C точки зрения простых человеческих отношений, все началось достаточно заурядно - с острого унижения: чиновника дирекции Мариинского театра Сергея Дягилева полицмейстер вывел из театра под локти. А он-то ведь метил в директоры! Продолжилось - как стенгазета в пионерском лагере: самовары на квартире, дружеский треп, переходящий в концептуальные разработки. В конце концов компания решила сколотить труппу и взять Париж. Они все были друзьями юности - Дягилев, Александр Бенуа, Лев Бакст. Воспитанный петербуржец Шура еще кривился и снисходительно подтрунивал над дурным вкусом провинциального кузена Сержа (Дягилев был родом из Перми). А все вместе - третировали бедного балетного парня Михаила Фокина: он стал хореографом первых "сезонов", что означало умение аккуратно бежать по кругу, нарисованному на арене Бенуа, Бакстом или Дягилевым.
С.Дягилев и И.Стравинский в Севилье 1921г.
Далее - триумф "Русских сезонов" в Париже: Бакст и Бенуа моментально перессорились по поводу того, кто из них самая главная звезда, а Дягилев через несколько лет отказался от услуг обоих - "хороший вкус" Бенуа, равно как и иудейская избыточная красочность Бакста, по его мнению, морально устарели (хотя проститься с Бакстом навсегда Дягилев так и не смог - они оба любили "красивое" и понимали его тоже одинаково). "Русские сезоны" из антрепризы, сколачиваемой весь год ради летних гастролей в Париже, превратились в статусную стабильную труппу - "Русский балет", менявшую хореографов, художников, композиторов и танцовщиков, как перчатки.
Л.Мясин, Л.Бакст и С.Дягилев: шарж Пабло Пикассо1917г.
Дягилев теперь с наслаждением разыгрывал роль мага, чародея, Калиостро XX века - великого, капризного и ужасного бога искусств. Диктовал моды и репутации, назначал звезд и фаворитов. И только воспоминания наблюдательного балетного мальчика Леонида Мясина о дырках на лаковых дягилевских штиблетах позволяют представить, до какой степени эта блестящая роль была чревата новыми унижениями - "Русский балет" всегда балансировал на грани финансового краха, и Дягилеву пришлось выдумать специальный жанр: выклянчивание денег у парижских аристократок и богатых нью-йоркских старух.
Л.Бакст (эскиз декораций к балету "Федра"). 1923г.
Л.Бакст (эскиз декораций к балету "Спящая красавица"). 1921г.
А далее, как водится, наступило время мемуаров. Первым из всей компании умер Дягилев -в 1929 году. "Русский балет" развалился. Сам Дягилев мемуаров не оставил - он истерически боялся смерти и даже в перспективе отказывался об этом думать; впрочем, его смерть в Венеции была внезапной. Так что в итоге практически все, что мы знаем о нем, мы знаем из уст людей, которых он чем-либо и когда-либо обидел. Но, возможно, он и правда был невыносим. Гораздо сложнее определить пресловутый "вклад в искусство". Дягилев не умел ни рисовать, ни писать либретто, ни танцевать, ни сочинять танцы. Немного пел, немного играл на рояле и даже пытался сочинять музыку, - но все в рамках обычного по тем временам дворянского воспитания. Его единственным талантом было знакомить одних талантливых людей с другими. И это был чистый инстинкт, потому что предсказать удачу или пропал очередного проекта "Русского балета" было невозможно. Прославленное "чутье" на самом деле подводило Дягилева также часто, как и выручало. А "открытых" им талантов было ничуть не больше, чем провороненных.
Несомненно одно. Главным сочинением, продуктом, произведением этого человека была Россия - "проект Россия". И это при том, что с 1914 года (начало Первой мировой) этот человек в России не появлялся. Выжимая из своей труппы каждый сезон некоторое количество балетного "голубого сала", Дягилев ненароком сформулировал экспортный образ страны, который невозможно ни побороть, ни оспорить до сегодня. Нравится он нам или нет. Стыдимся мы его или нет. Правдив он или нет, и насколько. Унизительно изгнанный с государственной службы человек решил государственную задачу, которая в наши дни оказалась не по плечу никому.
Л.Бакст в Париже.
Имидж России до Дягилева. Тут хвастать нечем. Россия в европейский период ее истории была довольно хорошо представлена в ленте международных новостей благодаря непрерывным войнам, но ее внешний художественный образ выражен слабо. Ореол вызываемых ассоциаций древний, но скудный и в общем-то исчерпывается происхождением слова slave -раб - от слова "славянин": венецианские работорговцы гораздо раньше русской демократической литературы, начиная с XII века, успели быстро и прочно внушить покупателям мысль, что русский народ молчалив, покарен, терпелив, силен и вынослив. Успешные войны русских императоров в XVIII и начале XIX века добавили этому образу некоторой государственной агрессивности, но не конкретности и яркости. Потом наступила эпоха Всемирных выставок. Русские павильоны были выполнены в стилистике избушек-балалаек, которые смотрелись слишком уж подробно-этнографично, а потому герметично. А потом родился Дягилев.
Ничего такого специального русского Дягилев поначалу, в первые парижские "сезоны", не имел в виду. Один балет, например, был про Древний Египет и царицу Клеопатру. Другой - про резню в гареме. Третий - вообще представлял собой половецкий стан из "Князя Игоря". Ближе всех к государственным границам России подошел балет "Жар-птица", но и там Иван-царевич щеголял в каком-то уж слишком восточном кафтане, а Жар-птица была одета в шелковые шаровары и ее большую грудь обтягивала коротенькая индийская кофточка.
ДЯГИЛЕВ ПОСТАВИЛ МЕЖДУ РОССИЕЙ И АЗИЕЙ ЖИРНЫЙ ЗНАК РАВЕНСТВА.
А главное, в той же "Шехеразаде" (которая про гарем) Бакст повесил над сценой вздувавшиеся пузырем шелка - синий, зеленый и оранжевый, и этот мощный цветовой шок отправил парижскую публику в нокдаун.
Л.Бакст (эскизы декораций к балету "Шехеразада").
Л.Бакст (эскизы к балету "Шехеразада").
Со свистом вспарывали воздух в прыжках половецкие лучники. Безумно завивались экстатические хороводы "египтян". Сжимался, как пружина, диковатый восточный любовник в исполнении Вацлава Нижинского. Трясли цимбалами обезумевшие от страсти одалиски. А Жар-птица таинственно посматривала на царевича сквозь растопыренные пальцы. Это была Русь. Решив вечный геополитический вопрос о том, Европа мы или Азия, Дягилев первым поставил жирный знак равенства между Россией и Востоком - и Европа увидела в России страну тропических красок, причудливо завивающихся линий, полуоткрытых в экстазе губ, роковых искушений и эротических бурь. Иррационально, страстно и навсегда, как в любви с первого взгляда, парижане решили, что таким, и только таким должны быть и любой балет, и любой русский.
В том же году дамы моментально переоделись в шаровары, которые моментально нашил предприимчивый Дом Пакэн, и тюрбаны с пером, как у Нижинского.
В.Нижинский - Золотой раб "Шехеразада" 1910г.
Главным материалом, инструментом, языком дизайна "русских балетов" была ткань. Уже одно это означало завихряющиеся извилистые линии, мягкость, текучесть, в худших вариантах - перенасыщенность и одновременно вялость рисунка, - так что спор на тему "русский балет и модерн 1910-х" окончательно превратился в спор о первородстве яйца или курицы. Ну и наконец, посмотрите на лица дягилевских танцовщиц. На изможденные щеки и беспокойные, одержимые глаза Анны Павловой, на темные круги вокруг глаз и туманный взор Тамары Карсавиной, на жестоко опущенные углы губ Иды Рубинштейн, - вот новый секс-символ эпохи модерна: женщина-вампир, султанша-убийца.
И.Рубинштейн - Зобеида "Шехеразада" 1910г.
Фильмы всех европейских студий бросились рассказывать про любовь и кровь на обложенном подушками Востоке; танцовщица Дягилева москвичка Вера Каралли стала суперзвездой немого кино. Можно сказать и так: если Европа до Дягилева и любила какую Россию, то Россию Достоевского, просто Дягилев вычел из нее бедность, болезнь, патологию, рефлексию и угрюмую уголовщину. Он оставил только основной инстинкт. И подкрасил по-бодрее. "Клянусь Нижинским!" - как вскорости воскликнул герой, кажется, представьте себе, у Марселя Пруста. Самим русским это не очень-то понравилось. Более или менее "русские" балеты Дягилева - "Жар-птицу" или "Петрушку" - русские критики обругали за клюкву. Над роковыми страстями "восточных балетов" - откровенно потешались. Но время все прояснило.
В.Нижинский - Лезгинка "Пир" 1920г.
Этим образом России ни в коем случае нельзя было пользоваться дома. Зато он обнаружил в себе новый ресурс живучести после революции - в искусстве Изгнания: во всей стилистике парижских русских ресторанов с их пузырящимися яркими занавесками и непременными лезгинками в программе (привет от балета "Тамара", а заодно лезгинки Нижинского в балете "Пир"). Самый главный парижский русский ресторан 1920-х, кстати, так и назывался -"Шехеразада". А еще лет десять спустя Иван Бунин пробормотал в "Темных аллеях" свое "Москва, Астрахань, Персия, Индия!" - и в этом шепоте любовная тоска, эротическая одержимость, Россия, Восток и дягилевский балет слились в уже нерасторжимом уравнении. А балет стал самой "русской" профессией на ближайшие как минимум сто лет. Что Дягилев проиграл: ту Россию, которая во всем мире ассоциируется с советским авангардом. Нельзя сказать, что Дягилев не заметил, что творится дома. Ведь устроил же он кубы и конструкции в "Кошке", ведь устроил же "Стальной скок" - балет Сергея Прокофьева про завод, красный флаг и пролетариев.
Л.Бакст (эскизы декораций к балету "Дафнис и Хлоя").
Просто ему все это, по правде сказать, не нравилось. Он любил "красивое" - да что там! - как все жизнелюбивые энергичные люди, Дягилев грешил провалами вкуса. Эталоном для него на всю жизнь осталась красочная оргия "Шехеразады". Когда Джордж Баланчин поставил у Дягилева своего неоклассического "Аполлона", рисунок этой хореографии, спортивный, алюминиевый и строгий, как интерьер московской станции метро "Маяковская", был безжалостно забит "красивым" дизайном Шанель: музы трясли пышными юбками, а на головах у них были шляпки из мелких цветочков. Что Дягилев выиграл нечаянно: кэмп. Если только это можно считать выигрышем. Но в 1909-м, в год первого "Русского сезона" на парижскую сцену уж вывалилось то самое: избыточное, преувеличенное, роскошно обставленное, комичное в своей серьезности, уморительное на гребне своих страстей. Одним легким балетным прыжком Россия, которую придумал Дягилев и которую признал мир, вся, целиком, от Магадана до Кушки, от Калининграда до Владивостока, прилетела в стихию кэмпа. Это к вопросу о том, почему американским кинематографистам никогда-никогда не удастся экранизировать, например, "Анну Каренину" так, чтобы русские люди не померли со смеху. Великий русский роман, как только его возьмут иностранные руки, неизбежно отразится в кривом зеркале "Русского балета". Заклятие наложил Сергей Дягилев.
"Architectural Digest".