Критичность и смысл

Sep 09, 2017 17:00

Оригинал взят у dreamer_m в Критичность и смысл
Теперь буду говорить о той непрошибаемой уверенности в себе, что свойственна дабл-байндерам - со способностью игнорировать последствия своих дейсвтий, обратную связь, что угодно. В комментариях к предыдущему посту давали несколько примеров того, как выглядит срыв такой уверенности, если уж он случился. Однако такие срывы у них могут не случаться долго, исключительно долго, в самых разных обстоятельствах.

Первым делом хочу указать ещё на одну категорию персонажей, у которых непрошибаемость позиции устроена так же, как у дабл-байндеров. Это ханжи. Те самые люди, которые способны, придя впервые поиграть в группу на дэнж (где люди сидят за столом, кидают игральные кубики и придумывают, как их фэнтезийные персонажи с армией нечисти справляются), на обратном пути оттуда рассказывает, что это занятие - вариант группового секса, где люди собираются, чтобы под приличной маской интимными своими фантазиями друг друга поиметь. Придумать такой способ интерпретации нарочно, по-моему, невозможно. Одна из причин, почему я художественные тексты «набираю» из кусочков собранного в жизни - это то, что люди делают и говорят такое, что я просто не могу изобретать в сколько-нибудь существенных количествах.

О ханжах был хороший текст вот тут: http://dpmmax.livejournal.com/652381.html . Кроме колоритенейших примеров, там взгляд на проблему хоть и юмористический, но при этом профессионально-психиатрический. И там сказано ключевое: за этой непрошибаемой уверенностью в своей правоте и хорошести стоит отсутствие критичности. Как при настоящем психическом расстройстве.

Если кратко, то дабл-байндеры такие же. Строго говоря, многие ханжи - по совместительству дабл-байндеры, и наоборот: эти формы поведения прекрасно сочетаются, и объединяющими моментами будут регулярные бомбёжки по окружающим и вот это самое отсутствие критичности к собственным действиям. Собственно, именно поэтому дабл-байндеру бесполезно впрямую говорить о том, что именно он транслирует вторичным посланием и какие именно действия он при этом делает. Потому что дабл-байндер *точно знает*, что он ничего такого не делал, зато окружающие именно таким образом поступают постоянно - вон, и вон, и вон, и вон. Если он сам знает термин «дабл-байнд», то даблбайндерское поведение он тоже легко найдёт у всех вокруг, кроме себя.

Именно этот механизм делает такой неэффективной популяризацию психологических знаний, призванную, казалось бы, помочь людям улучшить свою жизнь. Вы написали, что профилактика насилия - это навык управления своими эмоциями? Супер, теперь все насильники, прочитав этот текст, *точно знают*, что они-то со своими эмоциями справляются, и осталось только заставить управлять своими эмоциями этих, которые вокруг, которые безответственное чмо, несдержанты и истерички поголовно. Вы написали, что главное - это личные границы со здоровой плотностью? Супер, теперь каждый насильник знает, что проорать жертве: либо что та «вторгается в его личные границы», либо что та «отказывается следить за собственными границами, перекладывая ответственность». Любая самая разумная идея может быть использована как
оправдание причинения вреда другому, от разумности идеи это не зависит.

Итак, мы дошли до критичности, которая, если спрессовать разные определения - это способность замечать свои собственные ошибки и исправлять их. Пока дабл-байндер (или ханжа) своих действий не видит, то вполне логично, что и исправлять он их никак не будет. Мало того, как видно из описаний в комментариях к предыдущему посту, дабл-байндер, реально разглядевший собственную неудачу, пусть даже мелкую, занимается чем угодно, только не исправлением ошибки. Если честно, то на аутоагрессию его поведение похоже гораздо больше. И так пока он не найдёт снова способ перейти к агрессии.

По большому счёту, видеть и замечать свои ошибки заинтересован только тот, кто а) рассматривает вариант «производить какие-то другие действия», кроме оказавшихся ошибочными - для переделывания или компенсации эффектов , и б) надеется и заинтересован получить после исправления лучший результат, чем получился в случае ошибки. Если человек НЕ видит возможности сделать что-то другое и НЕ надеется на лучший результат - то вполне логично, что критичность ему в ситуации бесполезна.

А теперь смотрим на конструкцию:
- не вижу действия, которое могло бы дать иной результат (и какой тогда смысл делать что-то ещё?)
- не надеюсь получить результат лучше, чем нынешний очень-очень плохой (и какой тогда смысл что-то менять?)
- убиваю себя об стенку прямо сейчас, чтобы не мучиться (а смысла жить всё равно нет).

Вот это всё вместе - не похоже на выученную беспомощность, о формировании которой у жертвы дабл-байндера мы говорили? И не нашли ли мы только что механизм передачи добра по кругу - то есть способ превращения беспомощного существа в насильника?

Суть безумия, в которое дабл-байндер трамбует свою жертву и в котором живёт сам - это ощущение, что от собственных выборов и действий в жизни ничего не зависит. СМЫСЛА выбирать и действовать нет.
А зависит всё приятное на свете - добавляет к этой концепции дабл-байндер, но не добавляет жертва - от двух других вещей: способности наплевать на обратную связь из мира (та самая уверенность в себе, она же высокая самооценка) и статус, дающий право плевать на обратную связь, зато выдавать её всем и на всё.

И цитата из Франкла, «Патология духа времени»:
...Там случилась вспышка насилия, причем виновниками оказались молодые люди. На вопрос, почему они пошли на преступления, те просто спросили: «А почему нет?» Уже знакомый случай: их просто ничего не удерживало от таких поступков. Когда все бессмысленно, контраргументов против насилия не существует.

This entry was originally posted at http://yutaku.dreamwidth.org/386575.html. Please comment there using OpenID.

psy technics

Previous post Next post
Up