О национальной гордости при социализме

Feb 24, 2024 15:48

Еще со времен Гражданской войны одним из главных идеологических орудий антикоммунистов был национализм. Идеологи Белого движения, пытаясь играть на национальных чувствах русского народа, представляли большевиков в виде авангарда инородных элементов, для которых народы России должны стать лишь топливом для розжига мировой революции.



Политика брежневского руководства по поддержке стран третьего мира в ущерб благосостоянию собственного народа вроде как подтверждает их заявления. Никого при этом не волнует, что СССР с середины 50-х годов не являлся социалистическим государством.

В отличие от таких «коммунистов», наиболее адекватные представители из стана националистов, недовольные тем, что их называют нацистами, любят говорить, что они не против других народов, они лишь за процветание своего. Вполне благородная цель - для человека любой национальности абсолютно нормально желать блага своему народу, гордиться своей страной, своей Родиной. На земле, наверное, нет такого народа, у которого не было бы песен о том, какие у них красивые города, поля, горы, реки и озера, какие замечательные и талантливые люди живут на этой земле.

И совершенно не нормальна обратная ситуация, когда человек начинает пресмыкаться перед представителями других народов, считая их чем-то лучше по праву рождения. Но именно это происходит, если к власти приходят люди, разыгрывающие националистическую карту. Да, речь идет о соседней, некогда братской нам республике.

Грешен, еще с прошлой работы я регулярно просматриваю украинские СМИ и соцсети. Впрочем, и довольно далекие от политики граждане также могли слышать про чудо-оружие «западных партнеров» - «Джавелины», «Байрактары», «Хаймарсы» и «Леопарды», при помощи которых удастся загнать примитивных москалей обратно в их болота. Загнать не получилось. Более того, несмотря на все 13 пакетов антироссийских санкций самых передовых стран мира, экономика России не оказалась разорванной в клочья. Для свидетелей всемогущего Запада это должно было стать мощным звоночком, свидетельствующим, что не все так просто.

Однако травмированная многолетней националистической пропагандой психика лишь услужливо подставляет новые костыли, оправдывающие «цивилизованное сообщество». Все бы получилось, если бы команда Зеленского не была слишком коррумпирована, если бы не совковые офицеры и генералы, если бы не быдло народ, саботирующий мобилизацию. Западные партнеры, возможно, этого не видят, либо видят, и именно поэтому тянут с дополнительной помощью. В результате каждый приезд западного чиновника, начиная от главы Пентагона Ллойда Остина, заканчивая последним министром из Эстонии, ожидается с надеждой, что они смогут, наконец, приструнить Володымыра и его генералов.

Все это происходит на фоне лозунгов про «понад усэ…», «памятай, чужинец…» и так далее. То есть оголтелый национализм отлично чувствует себя рядом с откровенным пресмыканием перед иностранцами. При этом национальная культура, подвергшаяся «декоммунизации», фактически низведена до архаичных вышиванок и хаты-мазанки с вишневым садом.

Но есть и другая форма преклонения перед всем заграничным, которую мы можем наблюдать своими глазами в нашей стране. Человек может казаться самым патриотичным из патриотов, националистом из националистов, однако все его рассуждения заканчиваются тем, что проклятые пиндосы или граждане семитского происхождения все продумали и все просчитали. Самый позорный фейл, вроде бегства из Афганистана, эти люди норовят объявить хитрым планом. Не декларируемый, но очевидный вывод из этого - куда нам, лапотным, супротив них, они всегда на шаг впереди.

Если первая форма в России встречается все реже, став уделом исключительно западников-либералов, то второго все еще хоть отбавляй. Тем более, многим кажется, что это не столь опасно, в отличие от прямого пресмыкания. Лучше переоценить силы врага, чем недооценить, говорят они. Именно они критикуют фильмы о войне сталинского периода за то, что немецкие офицеры и генералитет там представлены недалекими людьми, поскольку это якобы преуменьшает значение Победы. Не додумали тогдашние режиссеры, нужно было фашистов изображать, как в «17 мгновениях весны», - обаятельными, умными и расчетливыми. Правда, именно с этим фильмом многие связывают появление в СССР первых почитателей красивой формы Хуго Босса. Врут, наверное.

Не надо думать, что последствия от переоценки сил противника не опасны. Зачем пытаться бороться, сопротивляться, если против нас такая силища! Лучше договориться, пойти на попятный, возникают разные лазейки для оправдания предательства - власовщины. Вряд ли власовцы особо любили немцев или все они изначально были предателями. Но если человека убедить, что противостоящая тебе сила практически непобедима, то привлечь его на свою сторону становится гораздо легче.

Как с этим явлением борются при капитализме, мы примерно видим, - никак. Напротив, наши власти, которые также не прочь толкнуть речи про русский мир, цивилизационную особость России, ее сакральную историю, открытым текстом говорят, что западные партнеры их обманывали и обманывают. Мы смеемся над вечно молодым Байденом, тупой Псаки, нелепым Шольцем, но почему-то оказывается, что они переигрывают наших руководителей. Про культурное «импортозамещение», «наши ответы» на голливудские блокбастеры, в частности, и говорить не приходится.

А что при социализме? Может показаться странным, но такие настроения могут существовать и при социализме, особенно на раннем этапе, когда социалистические страны сосуществуют рядом со странами капиталистическими. Напомним, что и Советский Союз, и Китайская Народная Республика на заре своего существования были довольно слаборазвитыми в экономическом плане по сравнению с центрами тогдашнего мира.

Им приходилось много учиться у американцев и европейцев, заимствовать их технологии, методы работы. Что не есть плохо, почему бы не учиться лучшему? Однако оно же порождает у определенной части граждан побочный эффект в виде преклонения перед всем заграничным. Мы у них учимся, а не они у нас, значит, они лучше.

После Великой Отечественной войны руководство СССР начало бороться с этим «безродным космополитизмом», в том числе всемерно поощряя создание художественных произведений. Фильмы, мультфильмы, книги про знаменитых деятелей прошлого - князей и царей, полководцев, ученых, первооткрывателей, писателей - должны были продемонстрировать, что мы и сами с усами. Посему не нужно делать из заграницы объект поклонения только лишь из-за того, что на определенном отрезке истории они оказались впереди.

На этом основании западные «поклонники» Советского Союза, особенно из числа леваков, даже обвиняли Сталина в национализме. Хотя, строго говоря, подобные обвинения пошли еще с 20-х годов, после объявления курса на строительство социализма в отдельно взятой стране.

Борьба с космополитизмом была прервана хрущевским переворотом, после чего процесс пошел в обратную сторону, чему способствовала действительность позднего СССР, когда технический прогресс начал постепенно затухать. И вроде были грандиозные успехи в науке, один полет первого человека в космос чего стоит! Но я не могу вспомнить ни одного нормального фильма про Гагарина, от которого бы захватывало дух. Единственное, приходит на ум невнятная картина «Укрощение огня», которая больше про душевное состояние конструктора Башкирцева.

Тем временем, советские машины безнадежно устаревали по сравнению с немецкими марками, советские компьютеры оказались вытеснены американской техникой, телевизоры и магнитофоны - японской, даже советские кеды не выдерживали сравнения с «Адидасом». В итоге мы пришли к пустым бутылкам «Кока-колы» как элементу интерьера в советских квартирах.

Дальше будут ельцинское «боже, храни Америку», путинское - «мы свои, буржуинские», «мы тоже европейцы» от Порошенко и Зеленского. И не тешьте себя иллюзиями, если вместо Путина (или Зеленского на Украине) к власти придет некий «национально ориентированный» (куда больше-то?) президент, лучше от этого не станет. Потому что национализм в его современном виде… это совсем не про нацию. Не про большую ее часть, если точнее. Это идеология, которая стоит на службе местного или иностранного капитала, а люди, называющие себя националистами, соответственно, являются такими же холуями олигархата, как и политики-либералы, политики-патриоты, политики-левые и так далее.

Вот и получается, что национальная гордость, настоящая, которая опирается на реальные достижения в виде улучшения жизни представителей этой нации, а также уважительное отношение к истории может быть только при социализме. То есть при интернационализме, как ни парадоксально это звучит.

Коммунистов часто обвиняют в идеологизации истории, умалчивая при этом, что для власти капитала история - это лишь еще один товар, как и все остальное. Да, Карл Маркс писал, что докоммунистическая история человечества является предысторией. Но социализм - это лишь самая начальная фаза коммунизма, в котором сохраняется большое число родовых пятен капитализма. Пока эти пятна сохраняются, а их нельзя ни смыть, ни отменить указом ЦК Компартии или даже Верховного совета, влияние истории на развитие человека и общества будет сохраняться. Говорить, что все 1000 лет российской истории - это лишь черновик, ненужный и мешающий двигаться дальше, - не более чем левацкий перегиб. История - это такой же фактор формирования нации, как экономика или география.

Значение истории понимал Сталин, при котором снимались фильмы, по-настоящему прославляющие героев прошлого. Это понимают и власти КНР. Некоторые наши левые обвиняют Си Цзиньпина в национализме за то, что он призывает сохранять культурное наследие страны, а также потому, что китайские режиссеры часто обращаются к истории своего народа. Но в этом они лишь копируют своих идейных предшественников - европейских социал-демократов 30-50-х годов, критиковавших СССР.

Так что если вы по-настоящему, искренне переживаете за свою страну и свой народ, то самое время задуматься и изменить свое отношение к марксизму. Какие бы антикоммунистические речи ни толкали ЛОМы-идеологи, рядящиеся в тогу патриотов и националистов.

СССР, Китай, коммунизм

Previous post Next post
Up