После съезда с шоссе на грунтовку проезжаем последние несколько километров современной цивилизации, среди привычной скученности, уличных базарчиков, торговцев. Улицы становятся настолько узкими, что мы едва не задеваем зеркалами машины зонтики над ящиками с разложенным товаром, заменяющими прилавки. Ассортимент всё скуднее и, на избалованный европейский взгляд, непригляднее, цены ниже.
Жизнь в последний до наступления темноты час вовсю кипит, то и дело приходиться резко тормозить, чтобы на кого-нибудь не наехать или не сбить выбежавшую на дорогу домашнюю птицу.
1.
Распродажа школьной формы для девочек. Цена комплекта чуть выше доллара, порядка 120 рублей при пересчёте на наши деньги.
2.
Остатки было роскоши - железной дороги. Постороенная в 1890-1898 гг. в ходе масшатбного строительства железная дорога соединяла столицу Свободного государства Конго Леопольдвиль и порт на Атлантическом побережье Матади. В строительстве железной дороги принимали участие до 60.000 человек. Работали в тяжелейших условиях, при полном отсутствии какой-либо медицинской помощи, в жуткой антисанитарии. Только по официальным данным погибло 1932 человека, но цифра сильно занижена. Однако, несмотря на финансовые трудности при строительстве и человеческие жертвы, железнодорожная линия оказалась весьма прибыльной, главным образом из-за перевозки слоновой кости и каучука (резины).
С уходом европейцев у железной дороги начался упадок, подвижной состав пришёл в негодность, инфраструктура разрушена. В настоящее время раз в неделю в пригород Киншасы Касангулу, расположенный в 30 км от столицы, ходит пассажирский поезд; совершаются нерегулярные перевозки грузов в порт Матади.
3.
А мы едем дальше, углубляясь в лесную часть Конго. Сезон дождей в самом начале, сильно размыть дорогу ливни не успели, но ямы и рытвины встречаются в изобилии. Домой вернулась в синяках, проступивших в самых неожиданных местах, настолько часто подпрыгивала на сидении нашего "крузака". И это я ещё была пристёгнута! А вот как умудряются местные ездить на крышах грузовиков, никак и ничем не привязанные, загадка.
3.
Типичное жилище сельского жителя. Домик, сложенный из палок, промазанных между собой латеритом (поверхностная горная порода, образующая красные африканские почвы, богатая железом и алюминием). В лучшем случае стены возведены из обожжёных кирпичей. В домиках, как правило, нет окон; дверью служит занавеска или тоненькая фанера. При этом обратите внимание, насколько вокруг чисто! Сельские жители содержат свои деревушки в идеальном порядке. А ведь во многих селениях нет ни электричества, ни водопровода. Люди, как и столетия назад, живут натуральным хозяйством.
4.
Типичный сельский вид. Женщина, возвращающаяся домой после дня работы в поле; на заднем фоне - домик-мазанка. Владелец домика человек зажиточный: смог позволить себе покрыть стены штукатуркой; крыша покрыта гофролистом, а не тростником.
5.
Самый богатый дом в деревне. Центр здоровья под эгидой Крастного креста и аптека. Как можно увидеть, здесь и гофролист на краше, и побелка стен, и полноценные окна с дверью имеются. А если присмотреться, при входе можно увидеть рукомойник (синее ведёрко на жёлтом). Гигиена! Местные жители такую роскошь позволить себе не могут, домик построен на деньги международных спонсоров.
Люди в деревнях по сравнению с городскими живут тяжело. Каждый день изнурительного труда в поле, дома никаких удобств и прочих благ цивилизации. Но живут намного достойнее. Деревни свои любят, заботятся о них. По воскресеньям для посещения богослужения одеваются в свои лучшие наряды. Деревенские молодые мужчины практически не отличимы от городских сверстников. Спасибо гуманитарным организациям, щедро поставляющим одежду секонд-хэнд или, как называют её африканцы, одежду мёртвого белого человека.
6.
Вот такой незайтеливый быт. В доме нет комнат, постелью служат циновки. Основная часть жизни проходит на улице. Домики используются как место ночлега и для хранения немногочисленных личных вещей.
7.
8.
9.
Пустыня Татакоа в Колумбии? Красные горы в Австралии? Овраг Красная глинка в Ртищево?
У нас здесь свой марсианский пейзаж. Местечко Mbanza-Ngungu. Благодаря водной эрозии и вывытриванию можно наблюдать такие фантастические структуры горных пород. Наглядная иллюстрация к курсу геоморфологии, демонстрирующая силу воды и ветра.
10.
И вот проезжаешь мимо деревушек, жители которых провожают глазами твою машину, как пришельца из другого мира. Подпрыгиваешь на сидении, чувствуешь на зубах оранжевую пыль, проникающую везде и всюду. Перебираешься через глубокие лужи-канавы, у которых не видно дна и невозможно заранее понять, увязнет ли машина или благополучно выберется. И уже почти в полной темноте, которая наступает стремительно и затапливает собой всё вокруг (сумерки длятся не более получаса) попадаешь в рай, где на берегу реки ждёт уютная вилла, прохлада, комфорт, просторная спальня и даже wi-fi с приличной скоростью. Чудеса!
11.
Нереальный контраст после двух часов поездки по лесной грунтовой дороге через селения, где время остановилось несколько веков назад.
Продолжение следует.