Летопись Спасского монастыря Москвы началась в XIII веке. Он был основан князем Даниилом, сыном Александра Невского. Но находился он совсем в другом месте, там, где сейчас стоит Даниловский монастырь. Простояв на этом месте всего несколько десятилетий, монастырь был перемещен сыном князя Даниила на Боровицкий холм (где нынче Московский Кремль «прописался»). Но и тут монастырь не задержался. При Иване III Великом по инициативе его супруги Софьи Палеолог (дед и бабка Ивана Грозного) в XV веке монастырь был перенесен на новый холм, так называемый Васильевский стан на берегу Москвы - реки.
По своему новому положению Спасский монастырь стал называться монастырем Спаса на Новом и, позже, Новоспасским.
П. Юдин. Вид Новоспасского монастыря. 1810 год.
Не будем забывать, что древние монастыри строились, прежде всего, как крепости, защищающие Москву от нападения врагов. Новоспасскому монастырю не раз приходилось отбиваться от набегов татарских орд. XVI век, в этом смысле, был очень неспокойным: 1521 г. - Махмет-Гирей, 1571 г. - Давлет-Гирей, 1591 г. - Казы-Гирей.
Вот как описал битву русских и татар у стен монастыря Н. Писарев в книге «Утро в Новоспасском»: «...Казы-Гирей повел атаку от Коломенского прямо на Кремль, и должен был спуститься в равнину между Симонова и Новоспасского, которые, пропустив его, открыли огонь ему в тыл и между тем, как с бойниц Данилова монастыря стреляли в его правое крыло, пушки Воробьевского стана (где ныне Донской монастырь) гроглили левое, а бойницы и стены Кремлевские палили ему навстречу, последние умолкли, когда сеча вызывала наше войско из стана для рукопашной схватки. Итак, изменив расстояние и поставив тысяч сто войска между ими явно увидим возможность действовать удачно всем этим обителям в одно время. Войско татарское рассыпалось. Новоспасские бойницы, находясь в ближайшем расстоянии от Гиреева тыла, наносили хану жестокие удары».
XVII век стал для Новоспасского монастыря периодом расцвета церковного строительства. Именно в XVII веке вместо деревянных были построены каменные Спасо - Преображенский собор, собор Покрова Пресвятой Богородицы, монастырские стены и башни. Процветание монастырю обеспечивало царское благоволение. Дело в том, что еще в 1498 г. здесь был похоронен боярин Василий Захарьин - предок Романовых, основатель династии. Вслед за ним уже в XVI столетии в монастыре стали хоронить и других представителей этого старого боярского рода. Именно с приходом к власти первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича, начался расцвет обители.
Когда русские правители перебрались из Москвы в Питер, дела монастыря пошли хуже, Хотя Романовы всегда помнили о могилах своих предков, в XVIII веке были построены колокольня с храмом Преподобного Сергия Радонежского, храм иконы Божьей Матери «Знамение», храм святителя Николая Чудотворца.
Ну а в Советский период обитель постигла страшная участь превращения в тюрьму. Глумилась Совдепия над монастырем в течение 50 лет: женская тюрьма, исправительно-трудовой лагерь, архив НКВД, вытрезвитель. И лишь в 1968 г. на территории обители создается "Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР" и начинаются реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет.
Русской Православной Церкви монастырь возвращен в 1990 году.
Спасо-Преображенский собор (XVII век) и храм преподобного Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых. Архитектор Я.Бухвостов.
Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой). Останки инокини Досифеи покоятся в храме преподобного Романа Сладкопевца в крипте Спасо-Преображенского собора.
Храм покрова Пресвятой Богородицы (XVII век).
Храм святителя Николая Чудотворца (XVIII век).
Колокольня с храмом Преподобного Сергия Радонежского (XVIII век). Архитектор И.Жеребцов.
Часовня начала XX века.
Крепостные стены и башни монастыря (XVII век).
Настоятельский корпус (XVII век).
Обратите внимание на толщину стен братского корпуса (XVII век).
Трапезная паломников.
Крест-памятник Великому Князю Сергею Александровичу Романову.
На территории монастыря.