После рассказов о небольших парижских музеях
КОНЬЯК ЖЕ и
ЖАКМАР - АНДРЕ , перейду к поистине великим музеям - Лувру и Орсе.
И начну я с Орсе.
Панорамный вид на Орсе, позаимствованный в Википедии.
Идея превращения ж/д вокзала в музей изобразительных искусств вынашивалась и воплощалась довольно долго. Франция успела сменить несколько президентов. При Жорже Помпиду было решено не сносить устаревшее и обветшавшее здание, а отдать его под музей. Жискар д'Эстен начал процесс реконструкции вокзала и преобразования его в музей. И, наконец, Франсуа Миттеран торжественно открыл музей Орсе в 1986 году.
Здание вокзала было построено в 1900 году к Всемирной Выставке.
Вокзал выполнял свои прямые функции около 40 лет, а в начале 1970-х его хотели снести (необъяснимая расточительность для довольно скупых французов). Но, как я уже сказала, участи разрушения вокзал избежал, став галереей искусств. Тем самым была решена проблема размещения огромной коллекции французской живописи и скульптуры второй половины XIX - начала XX века, разбросанной к тому моменту по всему городу.
Разработка проекта превращения вокзала в музей была поручена талантливой женщине - дизайнеру из Милана Гаэ Ауленти.
Интересный факт: к 60-м годам здание вокзала так обветшало, что режиссер Орсон Уэллс счел его идеальным местом для съемок своего фильма «Процесс» по роману Франца Кафки.
Выйдя из метро Assemblee Nationale, мы пошли по направлению к Сене и оказались у красивого здания - Дворца Почётного легиона (Palais de la Légion d’honneur).
Пройдя несколько метров вдоль ограды Дворца Легиона и Сены, оказываешься у музея Орсе.
В 1878 Генри Альфред Жакмар выполнил скульптуры животных, которые с 1986 г. стоят возле Орсе.
С неприятным удивлением узнали, что в гардеробе можно оставить только крупногабаритные сумки, рюкзаки, например. А вот верхнюю одежду (зимнюю, между прочим) и зонтики пришлось таскать на себе.
Вторым разочарованием оказался запрет на фотосъемку. А ведь еще не так давно в музее можно было фотографировать. Но мы не были бы российскими туристами, если бы не пытались хоть что-нибудь щелкнуть исподтишка. У моей попутчицы охранник даже попытался изъять фотоаппарат.
Alexandre Schoenewerk
Все самое главное (на мой взгляд) находится на самом верхнем уровне музея. Импрессионисты и постимпрессионисты заполнили залы пятого этажа.
Мане и Моне, Писсарро и Сислей, Ван Гог, Гоген и Сезанн, Ренуар и Дега, - о каждом из этих потрясающих художниках написаны сотни статей и книг. Интернет переполнен репродукциями их великолепных произведений.
Но мы начали осмотр с первого уровня, где представлены произведения искусства, созданные до 1870 года.
Например, работы мастера академической живописи Адольфа Вильяма Бугро, в некоторых источниках Бугеро (Adolphe-William Bouguereau, 1825 - 1905)
«Рождение Венеры»
«Данте и Вергилий в аду»
Или другое «Рождение Венеры» любимого художника Наполеона III Александра Кабанеля (Alexandre Cabanel, 1823 - 1889)
А вот еще то, что я успела щелкнуть на 1 этаже.
Пейзаж. Станислав Лепин (1835-1892)
С некоторым сожалением обнаружила отсутствие в экспозиции картины Гюстава Курбе «Происхождение мира», которая шокировала меня, когда я наткнулась на нее в Орсе в 2004 году. Еще больше тогда потрясло меня, что в метре от картины сидела группка детворы лет 7-9, слушая преподавателя и не проявляя никакого повышенного интереса к сюжету Курбе. У них так принято, располагаться в позах «по-турецки» прямо на полу в музеях. Впрочем, отрок лет 15-16 в гордом одиночестве внимательнейшим образом изучал картину.
Перебираемся на
средний уровень