Рисунки старых мастеров. Италия XV-XVIII веков

Feb 19, 2021 20:16

Богатая патрицианская республика в XV веке была не только крупнейшим торговым центром Средиземноморья, но и крайним восточным торговым портом Западной Европы. Она вела обширную торговлю с Византией, Египтом, с турками и арабами. С Востока венецианцы вывозили произведения искусства, слоновую кость, пряности, шелка и ковры. Через Венецию шла черными рабами, охотно приобретавшимися странами Западной Европы. Вместе c тем с Востока шла мощная волна культурных влияний, внедрявших в искусство, особенно в архитектуру, элементы восточных стилей.










В живописи византийские каноны мешали местному зарождению и созреванию Ренессанса, уже находившегося в полном расцвете во Флоренции и некоторых других городах. Правда, Венеция привлекала художников из Флоренции (Верроккьо, Джотто, Понателло), но первым венецианским художником Ренессанса можно считать лишь Витторе Карпаччо (ок. 1465-1526/ 27), автора больших живописных циклов “ Житие св. Урсулы”, “Житие св. Стефана" в далматинской церкви Сан Джорджо дельи Скьявони.

Два рисунка Карпаччо из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина тоже связаны с одним из циклов этой церкви - с “Житинем св. Иеронима" (так же, как три рисунка Британского музея, они восходят к картине, помещенной в ее пределле).



 ВИТТОРЕ КАРПАЧЧО, ок. 1465-1526/27 Св. Иероним в келье (двусторонний рисунок) Бумага верже, свинцовый карандаш, перо, коричневые чернила. 174 Х216 мм

Двусторонний рисунок из собрания музея принадлежит к его самым замечательным листам. Он происходит из коллекции собирателя XVII века Падре Реста, от которого рисунок поступил в лондонское собрание лорда Сомерса. Художник Ричардсон, впоследствии купивший часть собрания Сомерса (его марка “R” стоит в правом нижнем углу рисунка), сделал для рисунка паспарту. Затем рисунок попал в собрание известного английского деятели Хораса Уолпола и дальше, переходя из собрании в собрание, поступил в Румянцевский музей и оттуда- в Государственный музей изобразительных искусств имени А, С. Пушкина



 ВИТТОРЕ КАРПАЧЧО, ок. 1465-1526/27 Св. Иероним в келье (двусторонний рисунок) Бумага верже, свинцовый карандаш, перо, коричневые чернила. 174 Х216 мм

По традиции, идущей от русского ученого XIX века В. Голубева, впервые опубликовавшего этот двусторонний рисунок, мы называем его “Св. Иероним в келье". Голубев, в свою очередь, исходил из стародавней традиции, по которой именно так называлась икона пределлы церкви, принадлежащей славянам-далматинцам. Естественно, что “свой" святой далматинец Иерооним был им ближе, нежели католический отец церкви Августин, имя которого в настоящее время установлено по найденной описи икон этой церкви, относящейся к 1557 году.



 ВИТТОРЕ КАРПАЧЧО, ок. 1465-1526/27 Св. Иероним в келье (двусторонний рисунок) Бумага верже, свинцовый карандаш, перо, коричневые чернила. 174 Х216 мм

Рисунки представляют собой художественные произведения, отразившие характерные черты Ренессанса. Несмотря на предельный  лаконизм прозрачных линеарных рисунков, в них ярко выражен интерес к личности человека и его окружению. Человек и мир-одна из значительных тем, волновавших художников Ренессанса. Перед нами ученый, гуманист, а вернее, один из тех ранних натурфилософов, которые, подобно Леонардо да Винчи, внимательно изучали природу, стремясь постичь ее тайны. Согласно законам Ренессанса, фигура человека занимает главное место в рисунке, она вписана в интерьер, выполненный по законам линейной перспективы (еще одно  достижение Ренессанса). И так же характерно для эпохи внимание к бытовым мелочам обстановки.



 ВИТТОРЕ КАРПАЧЧО, ок. 1465-1526/27 Св. Иероним в келье (двусторонний рисунок) Бумага верже, свинцовый карандаш, перо, коричневые чернила. 174 Х216 мм Деталь.

В конце XV века могуществу Венеции, ее торговле был нанесен один удар за другим: взятие турками Константинополя (1453), открытие Америки (1492) и открытие минующего Венецию морского пути в Индию (1498). Последствия этих ударов сказались не скоро. Венеция благодаря своей гибкой политике и искусной дипломатии умело их парировала. До конца XVIII века, до оккупации ее войсками Наполеона, она оставалась независимой и от власти Ватикана и от вторжения иностранных войск, грабивших и подчинявших себе итальянские города.

Шестнадцатый век для Венеции-век расцвета искусства, век его великих мастеров: Джорджоне, Тициана, Веронезе, Тинторетто. Свободная от воздействия феодально-католической реакции, Венеция долго сохраняла наследие Ренессанса, воспринимая от маньеризма только его положительные черты. После работ Карпаччо прошло около полувека, и вновь возникает прозрачный линеарный рисунок один из эскизных рисунков Паоло Веронезе (1528 - 1588) к его картине “ Христос в доме Симона фарисея" (Милан, Брера) и, может быть, первый из них, так называемый , prima idea", то есть “первая мысль".



 ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ, 1528-1588 Христос в доме Симона фарисея Бумага верже, перо, бистр. 128 Х262 мм

И хотя Веронезе, подлинно ренессансного художника, никак нельзя причислить к маньеристам, в его рисунке, более гибком, чем картина, более чутком к идеям, носившимся в воздухе, можно видеть отражение эстетики маньеризма. В предельно обобщенном рисунке уже заключена почти целиком будущая картина: два вогнутых стола, разделенные узким проходом, фигуры Христа, Магдалины, апостолов и фарисеев. И тут же собаки, кошки и обезьяна-вольность, за которую Веронезе пришлось держать ответ перед инквизицией. Вся композиция рисунка как нельзя лучше согласуется с требованиями маньеризма,



 ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ, 1528-1588 Христос в доме Симона фарисея Бумага верже, перо, бистр. 128 Х262 мм

Для изобразительного искусства Венеции, включая рисунок в его историческом развитии, характерна единая и устойчивая направленность. Стремление к познанию природы и поиск места в ней человека, лежавшие в основе мировоззрения эпохи Возрождения, поставили в изобразительном искусстве проблему взаимоотношения человека и вообще всякого предмета с окружающей его средой. Особенно настойчиво и широко проблема изображения человека и предметов в окружающей их световоздушной среде была поставлена именно в Венеции. Отсюда в венецианской живописи и рисунке стремление к широкой живописности, тональному колориту и прозрачной светотени. В рисунке, так же как и в живописи, возникают тональные оттенки; открытый, прерывистый, трепетный штрих усиливает его живописность. Работая пером и кистью, венецианские мастера в легких, воздушных очертаниях и прозрачном расплыве бистра или туши быстро достигают тонкой передачи света и воздуха, растворяющих в себе предметы. Работая твердыми материалами - углем, минеральным итальянским карандашом, сангиной, - венецианцы достигают воздушности рисунка и мягких переходов светотени, создающих единство и целостность изображения.

Рисунок ,,Два мула", по предположению итальянского исследователя профессора Джузеппе Фиокко, возможно, принадлежит Джакомо Бассано (1510/15---1592). Свободный, открытый штрих, точность натурного восприятия при живом набросочном характере рисунка подтверждают мнение Фиокко о его принадлежности крупному венецианскому художнику. Рисунок исполнен в классическом для Венеции XVI века трехсоставном материале: цветная, в данном случае серовато-голубоватая (иногда коричневая), бумага; рисующие средства - итальянский карандаш (в других рисунках-- уголь или перо, кисть, бистр и тушь) и мел или белила для бликов света.



 ДЖАКОМО БАССАНО (?), 1510/15-1592 Два мула Серовато-голубоватая бумага, итальянский карандаш, мел. 270 %211 мм

В великолепном наброске легкие серые штрихи чередуются с черными, сильного нажима, акцентирующими контур головы, ноздри и глаз животного. Небольшое количество растертого мела чуть высветляет темноватую бумагу на освещенных местах. B рисунке прекрасно использованы возможности итальянского карандаша, дающего богатую гамму оттенков от серого к черному.



 ДЖАКОМО БАССАНО (?), 1510/15-1592 Два мула Серовато-голубоватая бумага, итальянский карандаш, мел. 270 %211 мм

Творческий поиск был присущ венецианским мастерам, особенно художникам круга Тициана. Добиваясь широкой живописности в изображении предметов в трепетнойсветовоздушной среде, они искали для этого все новые и новые средства. Одной из замечательных находок был так называемый жирный уголь, который употребляли и Тициан, и Тинторетто, и многие другие крупнейшие венецианские мастера XVI века. Простой древесный уголь, дающий серый и несколько дробный штрих, в течение двух суток вымачивался в растительном масле, после чего его штрих становился густым и черным.

Рисунок “Голова епископа", выполненный жирный углем и белилами на желтовато-серой бумаге, по мнению Фиокко, может принадлежать Джузеппе Сальвиати (ок. 1520-ок. 1575), однако некоторые другие венецианские специалисты относят эту работу к творчеству кого-либо из более крупных венецианских художников того времени.



 ДЖУЗЕППЕ САЛЬВИАТИ (ДЖУЗЕППЕ ПОРТА) (?), ок. 1520-ок. 1575 Голова епископа Желтовато-серая бумага, жирный уголь, белила. 245 X201 мм

И в самом деле, широкая ,,живопись", не ослабляющая в рисунке его специфику, сильный, уверенный и в то же время мягкий штрих, характерность и величавость образа как будто подтверждают это мнение.



 ДЖУЗЕППЕ САЛЬВИАТИ (ДЖУЗЕППЕ ПОРТА) (?), ок. 1520-ок. 1575 Голова епископа Желтовато-серая бумага, жирный уголь, белила. 245 X201 мм

После некоторого ослабления художественной деятельности в XVII веке, когда начали проявляться последствия роковых для венецианской торговой политики событий, в XVIII веке на основе развития капиталистических отношений в Венеции возникает широкое культурное движение, подлинный расцвет наук и искусств. Никогда не угасавший интерес к проблеме изображения предметов в световоздушной среде приобрел новое звучание и новую глубину художественных идей в творчестве блестящей плеяды венецианских мастеров XVIII века. Этому способствовали открытия Гюйгенса и Ньютона в области цвета и света, а также созданная Ньютоном теория межпланетного пространства. Необычайная популярность в Венеции идей Ньютона, их проникновение в мир венецианского искусства отражены и в литературных источниках, и в изобразительном искусстве. Широкое распространение получила книга венецианца Ф. Альгаротти ,, Ньютон для дам", являвшаяся популяризацией идей Ньютона в области света и цвета.

Существуют также рисунок Себастьяно Риччи и картина Марко Риччи с эскизными изображениями памятника Ньютону. Своим учением о всемирном тяготении Ньютон как бы открыл свободное космическое пространство, и это новое учение не за медлило отразиться и в художественном познании мира. В живописи Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770), особенно росписи плафонов, открылось необъятное пространство со свободно плавающими в нем фигурами; светом и воздухом наполнились станковые картины, рисунки, гравюры.



 ДЖОВАННИ БАТТИСТА ТЬЕПОЛО, 1696-1770 Св. семейство с маленьким Иоанном Крестителем Бумага верже, перо, кисть, бистр, следы карандаша, 205 X355 мм

Рисунок становится воздушным и прозрачным. Огромное, небывалое прежде значение приобретает свет. Светом полны рисунки Тьеполо, ведущего мастера эпохи. Его штрих- то трепетный, прерывистый, то быстрый и смелый - рисует образы воздушные, светаносные и в то же время дающие ощущение крепкой формы, жизненности и точности движений. “Святое семейство" может служить образцом подобных, типичных для него рисунков.



 ДЖОВАННИ БАТТИСТА ТЬЕПОЛО, 1696-1770 Св. семейство с маленьким Иоанном Крестителем Бумага верже, перо, кисть, бистр, следы карандаша, 205 X355 мм

B “Портрете молодого человека" тонко растушеванный уголь дает воздушные тени и в соединении с мелом легко и изящно лепит лицо. Портрет работы венецианского художника XVIII века, возможно Лоренцо Тьеполо (предположение А. Морасси), пленяет своей одухотворенностью и вызывает интерес к модели.



 ВЕНЕЦИАНСКИЙ ХУДОЖНИК XVIII века Портрет молодого человека Бумага желтоватая верже, итальянский карандаш, мел. 241 X 177 мм



ВЕНЕЦИАНСКИЙ ХУДОЖНИК XVIII века Портрет молодого человека Бумага желтоватая верже, итальянский карандаш, мел. 241 X 177 мм

Рядом с Тьеполо работали художники, чьи рисунки часто не уступали ему в мастерстве. Их имена долгое время были забыты, и каждый свободно набросанный, c прозрачной светотенью рисунок считался рисунком Тьеполо. Только в последнее время были “открыты" Джованни Антонио Пеллегрини (1675 - 1741), Гаспаро Дициани (1689 - 1767) и Джованни Антонио Гварди (1698 - 1760), рисунки которых помещены
в альбоме.

Рисунок Пеллегрини ”Похищение Деяниры", светоносный и прозрачный, только на первый взгляд может показаться похожим на рисунки Тьеполо. Живая игра его штрихов, очень разнообразных - то коротких и рваных, от прямых, то изогнутых, то скобочных, то волнистых, - дает лишь приблизительные очертания деталей изображения в противовес живой линии Тьеполо, всегда функциональной, всегда имеющей формообразующее значение.



 ДЖОВАННИ АНТОНИО ПЕЛЛЕГРИНИ, 1675-1741 Похищение Деяниры Бумага верже, перо, кисть, бистр, тушь, следы карандаша. 375 290 мм

Но эта приблизительность очертаний у Пеллегрини соединяется с абсолютной точностью общего впечатления, и рассказ о похищении Деяниры кентавром Нессом читается легко. (Профессор М. Мураро оспаривает принадлежность рисунка Пеллегрини, приписывая его Гаспаро Дициани. )



ДЖОВАННИ АНТОНИО ПЕЛЛЕГРИНИ, 1675-1741 Похищение Деяниры Бумага верже, перо, кисть, бистр, тушь, следы карандаша. 375 290 мм Деталь

Подобно Пеллегрини, Дициани стремится обычно схватить первое мгновенное впечатление в динамике совершающихся событий. Отсюда его особый почерк линия тонкая, стремительная, резко угловатая, иногда зигзагообразная; его наклонные, как бы заостренные формы, выражают динамику рисунка.
Движение линий и форм сказывается в “Мадонне со святыми", превосходном рисунке, поступившем в музей в числе рисунков из собрания А. А. Сидорова. Между тем сам сюжет рисунка как бы диктует величественную статику изображения.



 ГАСПАРО ДИЦИАНИ, 1689-1767 Мадонна со святыми Бумага верже, перо, кисть, тушь, сангина. 372 X 199 мм



 ГАСПАРО ДИЦИАНИ, 1689-1767 Мадонна со святыми Бумага верже, перо, кисть, тушь, сангина. 372 X 199 мм Деталь



ГАСПАРО ДИЦИАНИ, 1689-1767 Мадонна со святыми Бумага верже, перо, кисть, тушь, сангина. 372 X 199 мм Деталь

Рисунок “Св. Тереза умоляет мадонну об освобождении душ из чистилища" определил и опубликовал как рисунок Антонио Гварди А. Морасси. “Это вдохновенное произведение, выполненное стремительными ударами кисти, пятнами коричневого цвета, иногда нежными и прозрачными, действительно восхитительное произведение", - пишет A. Морасси.



 ДЖОВАННИ АНТОНИО ГВАРДИ, 1698-1760 Св. Тереза умоляет мадонну об освобождении душ из чистилища Бумага верже, перо, кисть, бистр по наброску карандашом. 409 Х306 мм http://halloart.ru/showthread.php?t=1954&page=2



ДЖОВАННИ АНТОНИО ГВАРДИ, 1698-1760 Св. Тереза умоляет мадонну об освобождении душ из чистилища Бумага верже, перо, кисть, бистр по наброску карандашом. 409 Х306 мм Деталь  http://halloart.ru/showthread.php?t=1954&page=2

Искусство Венеции воздействовало на западноевропейское искусство на всем протяжении своего развития. Его влияние испытывали и Рубенс, и Веласкес, и Рембрандт. B пейзажах венецианской школы XVIII века - в рисунках и живописи берет свое начало европейский пейзаж XIX века. Трепетный рисунок, растворяющий предметы в воздушной, пронизанной светом среде, и валерная живопись венецианских мастеров предвосхищают многие достижения второй половины XIX века в области передачи света, цвета и воздуха.

Три пейзажа венецианских художников XVIII века выполнены в одном и том же материале (бистр и тушь), только Джакомо Кваренги (1744--1817) заменил бистр недавно открытой сепией.

Каждый из трех художников смог выразить этими немногими средствами свое отношение к природе. Простота и свежесть замысла, тихая поэзия пейзажа художника круга Джузеппе Дзаиса (1709-- 1784), возможно его сына, как предполагает М. Мураро, выражены в спокойной технике, необычной для венецианской школы, от которой художник взял свет, воздух и мягкую живописность пейзажа.



ДЖУЗЕППЕ ДЗАИС, 1709-1784, (круг?) Пейзаж с фигурой на берегу реки Перо, кисть, бистр, тушь. 375 247 мм



 ДЖУЗЕППЕ ДЗАИС, 1709-1784, (круг?) Пейзаж с фигурой на берегу реки Перо, кисть, бистр, тушь. 375 247 мм Деталь



 ДЖУЗЕППЕ ДЗАИС, 1709-1784, (круг?) Пейзаж с фигурой на берегу реки Перо, кисть, бистр, тушь. 375 247 мм Деталь

Иными приемами выражает свое отношение к природе Франческо Цуккарелли (1702-1788). Его мазки и штрихи находятся как бы в непрерывном сквозном движении. Основным носителем этого движения служит зубчатый штрих, бегущий по форме. Назначение штриховок и пятен, свободно и все же точно намечающих формы, -запечатлеть видимый мир, его свет и воздух в движении, запечатлеть природу
в ее жизненном трепете.



ФРАНЧЕСКО ЦУККАРЕЛЛИ, 1702-1788 Пейзаж с группой деревьев и фигурами на берегу реки Перо, кисть, бистр, тушь, подготовка карандашом. 253 X361 мм



ФРАНЧЕСКО ЦУККАРЕЛЛИ, 1702-1788 Пейзаж с группой деревьев и фигурами на берегу реки Перо, кисть, бистр, тушь, подготовка карандашом. 253 X361 мм деталь



ФРАНЧЕСКО ЦУККАРЕЛЛИ, 1702-1788 Пейзаж с группой деревьев и фигурами на берегу реки Перо, кисть, бистр, тушь, подготовка карандашом. 253 X361 мм деталь

Немногими средствами сочетанием туши и сепии, пера и кисти, длинными, спокойными мазками - достигает Кваренги нежного, музыкального колорита. Тонкая лирика пейзажа звучит как воспоминание. Может быть, она навеяна встречами с родными берегами? Великий архитектор, воздвигавший неповторимые ансамбли под суровым небом Петербурга, поддерживал связь с родиной. Следует отметить, что профессор М. Мураро считает автором пейзажа не Кваренги, а венецианца Бисона.



ДЖАКОМО КВАРЕНГИ, 1744-1817 Пейзаж с фигурами на берегу залива Перо, кисть, тушь, сепия. 183 294 мм

Рисунки старых мастеров. Факсимильные репродукции Италия XV-XVIII веков. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Выпуск II

история, ГМИИ, графика

Previous post Next post
Up