Коломна. Ока у Колычево.

Oct 23, 2020 17:59

Серебристая лента Оки, проскользнув мимо древнейшего села с тысячелетней историей Большое Колычево и его младшего брата села Малое Колычево (1870е годы) и сделав живописный изгиб, продолжает свой бег мимо самого молодого микрорайона Коломны - Колычево.




До половины 16 века колычевские крестьяне принимали активное участие в создании оборонительных укреплений по берегу Оки. Здесь в древние времена стояли русские заставы от татаро-монгольских завоевателей. Не зря в торжественных речах Оку называли "Поясом Пресвятой Богородицы".




В XIV, XV, XVI веках Коломна была центральной крепостью так называемого "берега" - системы укреплений левого "московского" берега Оки. Считается, что практически ежегодно Московский великий князь с войсками выходил на "берег", - сам останавливался с "большим" полком в Коломне (подробнее можно посмотреть здесь https://vittasim.livejournal.com/90307.html)




Довольно крутая тропинка ведет к колычевскому пляжу.







Пляж в октябре - грустное зрелище. Спасители закрыли свою будку и исчезли до будущего лета, песок не греет ничьи пятки и только  спортсмен настойчиво гребет на своей байдарке в погоне за будущими рекордами.













Бесконечная лестница, наказание отдыхающих, старательно ползет вверх, к смотровой площадке. Как однажды сказал Бродский: "...зашвырнувшую вас в облака из-под пальцев аккордом бренчащую сумму ступенек..."







Только скрюченная фигурка рыбака оживляет это, забытое солнцем и людьми, место в любое время года.










Кончился пляж, но не кончается цепочка фанатов удилища и поплавка вдоль заросшего ольхой и ивой  берега Оки.

























Ржавеет в ожидании реконструкции подъемник  спортивной школы по горнолыжному спорту "Метеор".









Приблизительно в этом месте в начале XX века берега связывал паром. Клавдия Ивановна Хлудова ( 1923г рождения), жительница села Протопопова, рассказывала: “«А коров мы… как начинается май месяц, мы их отправляли на ту сторону. У нас был паром... где вот церковь была. Вот на этом пароме мы отправляли туда коров. И там у нас, вот, с той стороны… было там пастбище. И там пасли. А три раза на дню мы ходили доить туда коров. Я маленькая уже доила … три раза. Ночью ходили. В четыре утра... пять... три утра... В двенадцать часов дня... Домой приезжаем...  А потом в семь вечера ходили. Вот как интересно» .




Паром запечатлелся в памяти местных жителей как характерная черта той эпохи, когда обширное хозяйство села Протопопова было на подъеме. «Он, - рассказывает Валентина Ивановна Салтыкова (1916г.р), - целый день ходил. Целый день. Там просто, там паромщики, они у нас были там, - вот Василий Никитыч... Так называли их, паромщики. Они целый день там с утра. Уж идут там с трех часов и... Даже и ночью они дежурили, потому что иногда кто-нибудь ночью кричит: «Паром!» с той стороны. А он так... на веревке был паром-то… - не лебедкой. Там все время, до последнего, на веревках… руками. Ну, конечно, не веревка была-то, а жгут такой вот… Паром, он еще в войну был… А потом здесь у нас… все кончилось».




Там, наверху, на холме, находилось древнее село Протопопово. Сейчас это один из районов  Коломны  https://vittasim.livejournal.com/20227.html
Высокий треугольный мыс, образованный при впадении в Оку оврага Земрево (о нем чуть позже), жители села Протопопова называют курганом. Здесь, по данным археологических исследований, расположено Протопоповское городище, содержащее культурные слои раннего железного века (I тыс. н. э.) и древнерусского времени (XI - XIII вв.). Археологи находили керамику лепную, украшенную гребенчатым и зубчатым орнаментом, с сетчатыми отпечатками и штриховкой на внешней поверхности, также рифленую костяную поделку со сквозным отверстием, глиняную зооморфную статуэтку, фрагмент игрушки-погремушки, серповидную поделку с отверстием для подвешивания, каменное грузило, кости животных. Была также выявлена часть большого полуземляночного жилища с глинобитным полом, неоднократно подмазывавшимся, и столбовыми ямами, вероятно, поддерживающими кровлю.




Отвечая на вопрос о названиях берега Оки, Клавдия Ивановна Хлудова сказала: «Вот, сейчас, где у нас кладбище, ее (гору), Курган звали». «Курганом» называют также часть кладбища села Протопопова, которое расположено на городище . На фотографии можно увидеть ограды могил. Говоря о православном кладбище близ Троицкой церкви  (в настоящее время не сохранилась) у южной оконечности села, Валентина Ивановна Салтыкова выделила две его части: «Есть «В ограде» или «на Кургане»». «Вот бедняцкое кладбище, - Ольга Александровна Юрикова, - где археологический памятник, у нас называют Курган… А вот это (то есть кладбище, непосредственно примыкавшее к храму) называется «В ограде»». Подробнее о кладбище «в ограде» рассказала Евдокия Ивановна Макеева: «И памятники были. Были хорошие памятники. Тут были хорошие люди похоронены… Тут около церкви хоронились у нас богатые. У всех были... памятники... (на мраморах. - уточнила Салтыкова). Высокие были» . При осмотре кладбища обращает на себя внимание обилие грубо отесанных могильных плит белого камня. «Наш памятник украли, - добавила В.И. Салтыкова, - годов, может, десять назад. Салтыковых... Мраморный был… памятник, больше меня, такой вот. И плита такая же мраморная была. И пришли наутро, ни плиты, ни памятника. Вот как могли они?.. С краном, наверное… Был один памятник... строителю церкви… белый стоял еще. А сейчас тоже нет его»



Мраморы, о которых упоминают жительницы села Протопопова добывались недалеко от этого места.
О каменоломнях, которые в XIX веке были достопримечательностью села, упоминает и П.Семенов-Тянь-Шанский:«Наконец, верстах в 3 выше устья р. Москвы, на левом берегу р. Оки расположено село Протопопово, имеющее более 1500 жителей и замечательное по обширным ломкам принадлежащего к каменноугольной системе, превосходного качества известняка, хорошо принимающаго полировку и известнаго под именем «коломенскаго мрамора». Известняк этот идет ныне в огромном количестве в Москву; из него выстроено одно из самых монументальных зданий столицы - храм Спасителя»




Коломна в XIX веке являлась одним из центров добычи подмосковного белого камня, (по одной из версий, топоним Коломна произошёл именно от слов «ломать камень») .
В своем труде Ю. Азанчеев пишет: «Толщи доломитизированных известняков встречаются в значительном количестве в уездах ...Коломенском..., Некоторым из них… присвоено название мраморов..., залегающий в недальнем расстоянии от г. Коломны (почему и называется также коломенскими), имеет белый или сероватый цвет, принимает полировку и годен на выделку многих домашних и архитектурных принадлежностей: подоконных плит, каминов, пилястров, столов, ванн, ваз и т. п. Между прочим его употребили на облицовку храма Спасителя в Москве. О размерах разработки известкового камня и мрамора в Коломенском уезде сведений не имеется; занимаются же помянутым промыслом крестьяне с. Протопопова... » Известны и воспоминания местных жителей: «Каменоломни это... у нас вот... где... Святой колодец. Здесь у нас был карьер... от Святого колодца до самых Бурбаковых..».




Западной границей Протопопова является Земрев овраг, выходящий к Оке. Если подниматься по оврагу вверх, сзади остается Ока, а справа - нависает крутой бок Кургана с кладбищем на верху. Тут же торчат валуны того самого известняка (коломенского мрамора), который в XIX веке добывался совсем рядом.




В.И. Салтыкова вспоминает: «Здесь… просто овраги были… Бывалоча-то у нас здесь ведь… были потопы какие шли...с лугов, и с Земрева. Ой! Что тогда было у нас! Половодье-то даже. Девчонка одна тогда даже погибла… упала там.» Е.И. Макеева вспоминала « Земрева большое. …От этого оврага спуск прям к реке был. Ходили туда и с лошадью...И лошадей пасли… все в Земреве». В настоящее время большая часть оврага засыпана и сохранилась только приустьевая часть.







«Коломна и КоломенсКая земля ИсторИя И культура Издательский дом «Лига» Коломна, 2009 Составители Александр Гаврилович Мельник, Сергей Вячеславович Сазонов.
https://documentbase.net/540593/

осень, история, Коломна, набережная Дмитрия Донского, природа

Previous post Next post
Up