“ Вход из Ротонды в базилику образуют три высокие стрельчатые арки, которые ведут в неф и два боковых придела. Декор этих арок очень красив, а центральную арку, образующую главный вход в неф, поддерживают великолепные мраморные колонны.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Вид из центрального нефа на Ротонду.
План церкви Лондонского Дома (Тампля) тамплиеров (Бэйлис, 1900г.)
A - купель;
B - надгробные изображения, №№1-9;
C - крышка каменного гроба, №10;
D - лестница в тамплиерские кельи и трифориум;
E - орган;
F - ритуальная комната;
G - ризница;
H - стенная мемориальная доска Селдена;
I - ниша в стене церкви для хранения книг, утвари;
K - ниша в стене церкви для хранения книг, утвари;
L - двойная умывальница;
M - статуя епископа;
N - кафедра проповедника;
O - бюст Хукера.
Вид из центрального нефа на Ротонду.
Вход в Ротонду из бокового предела прямоугольной церкви “ Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпл. Лондон 1845г”
“ Пройдя через один из этих изящных и богато украшенных входов, мы оказываемся в большом, высоком и светлом помещении, состоящем из главного нефа и двух боковых приделов равной высоты, образованных восемью группами мраморных колонн, которые поддерживают богато расписанный крестовый свод. Это изящное здание - один из лучших образцов ранней готики, следующей непосредственно за смешанным архитектурным стилем Ротонды.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Центральный неф. На заднем плане - алтарь
“ Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпл. Лондон 1845г”
Южный предел
Северный предел
Центральный неф и боковые пределы в XIX веке. “ Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпл. Лондон 1845г”
Образец росписи крестового свода центрального нефа.“ Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпл. Лондон 1845г”
“ Изящные окна этой части здания, совершенные пропорции этих стройных мраморных колонн, красота и богатство архитектурного убранства, обилие света и воздуха во всем здании создают впечатление сказочного дворца.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
“Мраморные опоры, поддерживающие готические арки крыши, по четыре с каждой стороны, состоят не из отдельных столбов, соединенных вместе, как в Ротонде, а представляют собой мощные цельные колонны, весьма прекрасные” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Центральный неф.
Северный предел. На заднем плане - алтарь.
Красивый деревянный алтарь, созданный знаменитым архитектором Кристофером Реном.
Алтарь
Алтарь
“Вдоль стен церкви, на одной линии с этими опорами, расположены группы, состоящие из трех тонких столбов: центральный - из пурбекского мрамора, а два других из каэнского камня ((добывается в Нормандии; широко применялся в английской средневековой архитектуре); они соединены в середине и покоятся на каменном основании или постаменте, который тянется по всей длине церкви.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
“ Эти соединенные колонны, идущие параллельно большим центральным столбам, увенчаны лиственными капителями, а от них идут ребра крестового свода, пересекающие потолок. “(Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
“Боковые стены, таким образом, делятся на пять отсеков с каждой стороны, в каждом отсеке находится тройное стрельчатое окно, изящной формы и богато украшенное. Оно состоит из трех длинных узких полос, увенчанных стрельчатыми арками, центральная арка возвышается над боковыми. (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)“
“Эти лепные арки покоятся на четырех тонких мраморных колоннах, которые располагаются вдоль каменных средников окон и придают им несравненное изящество и красоту. Множество окон и небольшие промежутки белой стены между ними делают все здание необыкновенно светлым и воздушным.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
“ Сразу под окнами находится небольшой карниз или поясок из пурбекского мрамора, который проходит по всему периметру церкви; на него опираются маленькие мраморные колонны, украшающие окна.”(Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
“В восточной части церкви находятся три изящных окна, выходящих в три боковых придела; они сходны по форме с боковыми окнами, но центральное значительно больше, чем два других. (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)“
“В пазухах свода помещены две маленькие четырехлиственные панели.”(Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
“Потолок образован группой стрельчатых арок, опирающихся на ребра крестового свода, которые, отходя от капителей колонн, пересекаются в центре и украшены в точке пересечения богатой резьбой.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
“На южной стороне, возле главного алтаря, находится изящная мраморная умывальница, или lavacrum, которая тоже обнаружилась после снятия дубовых панелей, установленных в позднейшее время. Умывальница предназначалась для нужд священника, который служил в главном алтаре; в ней совершалось омовение потира и рук священника перед Таинством преосуществления хлеба и вина. Она состоит из двух углублений, или небольших бассейнов, заключенных в мраморной нише; ниша украшена двумя изящными арками, покоящимися на маленьких мраморных колоннах. Отверстия на дне умывальни ведут к двум трубам для откачивания воды, которые в прошлом проходили в толще стен.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
"В старину перед освящением священник шел к умывальне, сопровождаемый служкой, который поливал ему руки водой, чтобы они очистились от всякой скверны прежде чем он осмелится прикоснуться к Телу Господню. В одно из углублений, должно быть, стекала вода, в которой священник омывал руки, а в другое - та, в которой он мыл потир. Следовательно, умывальня исполняла роль раковины.Рядом с умывальней, в восточном конце церкви, располагалась маленькая ниша, где помещались отхожие места; ”. (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
.
Иллюстрация из книги Чарльза Дж. Аддисона «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»
“В нише южной стены, возле изящной мраморной умывальницы, находится изображение епископа в церковном облачении, с митрой на голове и епископским посохом в руке. Фигура искусно вырезана из глыбы пурбекского мрамора и лежит на могильной плите. 7 сентября 1810 г. эта могила была вскрыта, и под плитой обнаружился каменный гроб, около трех футов в высоту и десяти футов в длину, с круглой выемкой для головы. Внутри гроба помещался человеческий скелет, полностью сохранившийся. Его покрывала погребальная пелена, часть которой истлела. Слева от скелета находились остатки епископского посоха, а среди костей и вокруг черепа обнаружились фрагменты ткани с золотым шитьем. Очевидно, что могила прежде подверглась осквернению, так как погребальная пелена была разрезана по всей длине чем-то острым, а кости внутри нее смещены. Самым примечательным открытием оказался скелет ребенка в возрасте нескольких месяцев, лежавший у ног епископа. Николс, любитель древностей, сообщает нам, что Браун Уиллис связывает этот памятник с именем Сильвестра де Эвердона, епископа Карлайла, который погиб в 1255 году при падении с коня и был погребен в церкви Темпла” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
“В центре северного нефа церкви была сделана ниша для органа, так как в старом здании не нашлось для него подходящего места.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Орган
В церкви превосходная акустика, поэтому здесь часто выступают музыканты. В 1962 году сэр Джон Барбиролли записал исполнение “Фантазии на тему” Томаса Таллиса. Произведение написал композитор Ральф Воан Уильямс. Позже, в апреле 1982 года, Павел Тортелье сделал запись Сюиты для виолончели соло Баха.В святом сооружении постоянно проводят концерты на органе.
Орган
“Со стороны входа в Ротонду, находится маленькая дверь в романском стиле, которая выходит на темную винтовую лестницу, ведущую на вершину башни, а также к покаянной келье.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
“ Покаянная келья - печальное место одиночного заключения представляет собой помещение в толще стены; оно имеет четыре фута и шесть дюймов в длину (137.6 см) и два фута шесть дюймов (76.2см) в ширину, так что взрослому человеку невозможно было лежать здесь вытянувшись. Два маленьких отверстия, или бойницы, четырех футов (122см) в высоту и девяти дюймов (22.9см) в ширину, пробиты в стенах, чтобы впускать свет и воздух. Та из бойниц, которая обращена на восток, выходит внутрь церкви, на то место, где находился главный алтарь, так, чтобы заключенный мог видеть и слышать церковную службу, а другая выходит на юг, в Ротонду, к западному порталу храма. Петли и дверной засов, крепившиеся к двери этой печальной темницы, еще сохранились. В конце лестницы находится каменная ниша, куда приносили хлеб и воду для заключенных. В эту келью помещали провинившихся и непокорных братьев-храмовников, а также тех, кто приносил суровое покаяние в одиночестве.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Иллюстрация из книги Чарльза Дж. Аддисона «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»
“В церкви Темпла в прежние времена хранилось много священных реликвий, присланных тамплиерами из Палестины.“Различные облачения и реликвии были найдены в ризнице. Реликвии содержались в позолоченном ларце и включали в себя меч, которым был убит Томас Бекет (Thomas Becket), и 2 креста с частицами Святого Креста, на котором был распят Христос. Члены оценочной комиссии признались, что не в силах оценить стоимость реликвий.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
“В ходе земляных работ во время реставрации 1950г. под церковью было обнаружено то, что можно было бы назвать "тамплиерским сокровищем". Это была крипта, находящаяся под южным нефом, и построенная явно до 1240г., т.к. хоры были построены над ней. Она состояла из помещения 42 фута (12,8м) длиной и 13 футов (4м) шириной, с каменной скамьей, идущей вдоль стен, над которой были шкафчики с деревянными дверьми. Также там имелись три окна, которые были замурованы. Такое впечатление, что стены были украшены прямоугольными линиями и черными большими и маленькими кругами. Если это была сокровищница, она могла остаться от счетной палаты (постоянное казначейство). Если же подземная комната не являлась казначейством, была ли она комнатой для секретных капитулов, либо кельей, упомянутой в описи имущества от 1308г.?” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
В святом здании всегда было два главных священнослужителя, которых называли “Мастером (Главой) Темпла” и “Чтецом Темпла”. Звание Мастера Темпла напоминает титул Главы тамплиерского Ордена. В обязанности Мастера входит организация собраний “ланч-тайм токс”, на которые может прийти любой желающий. На таких мероприятий духовные лица обсуждают дела церкви. Официально Мастера называют “Преподобный и доблестный Мастер храма Темпл”.
Церковь Темпл в Лондоне сегодня - это не памятник ордена Храма. Это мемориальная церковь, хранящая память о разных эпохах и разных людях - по всем стенам внутри храма - всевозможные памятные таблички - посвященные всевозможным событиям и людям разных эпох - кому угодно, только не тамплиерам.
Церковь Темпл в Лондоне. Часть I (Мир глазами дочери).
https://vittasim.livejournal.com/270700.htmlЦерковь Темпл в Лондоне. Часть II Ротонда (Мир глазами дочери).
https://vittasim.livejournal.com/271243.htmlЦерковь Темпл в Лондоне. Часть III Надгробия рыцарей (Мир глазами дочери).
https://vittasim.livejournal.com/271928.html https://beliaeva-t.livejournal.com/33304.html https://beliaeva-t.livejournal.com/33264.htmlhttp://templiers.info/templiers/index.php?id=reports_of_the_traveller&reports_of_the_traveller=london_part-1_2006-04-000 https://puteshestvovat.com/temple-church-in-london#__XXI
История рыцарей-тамплиеров, церкви Темпла и Темпла, написанная Чарльзом Дж. Аддисоном, эсквайром из Внутреннего Темпла