Арткоммуналка. Резиденция. 2012г. Миша Ле Жень.

Mar 18, 2019 17:30

Одним из первых проектов, представленных в Арткоммуналке в 2012 году, была экстремальная акция айс-дайвинга «КОНЬКИ» Михаила Леженя ( псевдоним - Миша Ле Жень).




Михаил Лежень родился в 1958 году в городе Хвалынске Саратовской области. Мишина бабушка была художницей, мама - врачом, отец - инженером. Михаил получил архитектурное образование в Санкт-Петербурге (1979 - 1986).В 1986-1989 гг. преподавал архитектурное проектирование, композицию и рисунок в Саратовском политехническом институте (ныне СГТУ им. Гагарина Ю. А.). В 1987-1990 гг. М. Лежень один из лидеров и участник выставок художественного объединения «Желтая гора». Работы представлены в собраниях СГХМ им. А. Н. Радищева, других музеев России, частных коллекциях Франции, Германии, Италии. В 90-х жил и работал в Голландии, Германии, Италии. Автор инсталляций, перфомансов, художественных акций. В 2009 в Италии вышла книга-монография "Миша ле Жень. А,К,Ц,И,И", наиболее полно отражающая работы автора с 1990 года.




По словам Марион Дамиани, известного в Европе арт-критика и куратора, его искусство это "немного иронический и временами курьезный процесс самовыражения в контексте восхитительной личностной поэтической вселенной". В 2003 году Миша Ле Жень открыл собственную студию художественной эвристики, для которой разработал увлекательный и эффективный метод развития творческих способностей у взрослых людей. С 2011 года работает креативным директором единственной в России грантовой арт-резиденции в Коломне.



Мастер-класс  художника-акциониста Миши Ле Женя «Архитектура поэтических действий».

Коломну - город, твердо стоящий на коньках, - фигурным катанием не удивишь. И все же художнику-акционисту Михаилу Леженю это удалось. 22 марта 2011 г он станцевал на коньках подо льдом реки Коломенки. Презентация экстремальной акции айс-дайвинга «КОНЬКИ» Миши Ле Женя,  была приурочена к открытию в Коломне арт-резиденции для актуальных художников.



Миша Ле Жень перед погружением.

Миша Ле Жень надел поверх гидрокостюма коньки и нырнул в прорубь Коломенки под звуки патефонного танго. Под водой он перевернулся, и танцевал на льду с обратной стороны, пока не кончился воздух.




Погрузившись под воду, Миша Ле Жень попал в перевернутый мир. Словно герой Льюиса Кэрролла - то ли человек стоит на голове, то ли катается на коньках по ледяному куполу реки. Все зависит от угла зрения. У Миши Ле Женя он равен 180 градусам.




"Балет подо льдом" Михаил сравнивает с пребыванием на обратной стороне Луны. Как по-другому описать преломляющийся сквозь кристаллы льда дневной свет? Вместе с ним нырнул оператор, чтобы заснять сие действо на камеру. Конечным арт-продуктом стал ролик с подлёдным балетом. Своё произведение Ле Жень трактует как современную философию радости.




Через несколько дней состоялся кинопоказ - Михаил продемонстрировал жителям Коломны короткометражный фильм о своем погружении.




Презентация инсталляции будто отбросила зрителей на 100 лет назад. Немое кино под звуки патефона, словно заново пережитое очарование синематографом.




Для этого танца под водой потребовалось не только научиться нырять с аквалангом, но и обмануть законы гравитации. Решение было найдено. В костюм для подводного плавания закачали воздух . Это как рыбий пузырь, который поддерживает то выше, то ниже. Регулируя воздух в костюме, можно было добиться создания чувства гравитации.




По словам Миши Ле Женя, он сквозь лед видит не изнанку жизни, а ее истинное обличие. Мир становится прозрачным. Уходит ложь и все можно называть своими именами. Красивые  пейзажи, радость жизни, просто наслаждаешься зимой. Тема очень вписывается в историю искусства.




На вопрос журналиста Антонины Штраус: “Как вам пришла в голову идея этой акции?” Миша Ле Жень ответил: “Меня попросили сделать что-то на тему льда, коньков, и тут я вспомнил, что у меня уже года два бродила в голове мысль покататься на обратной стороне льда. Сразу решил, что это будет не конькобежный спорт - очень функциональный по своей природе, где ломишься на скорости из точки «А» в точку «Б». И не хоккей - в одиночку не очень-то поиграешь. Танец удовольствия, радости - вот что это должно было быть. Да и тема коньков такая добрая, детская. Лично мне в этой связи приходят на ум картины Брейгеля и других голландцев: зима, азарт, кайф, беззаботность.”




“Естественно, встал вопрос музыкального сопровождения. Согласитесь, танцевать без музыки, «всухомятку», несколько странно. Выбор был большой, начиная от хора мальчиков и заканчивая аккомпанементом мужика с гармошкой, но я остановился на патефоне, почувствовал - это то, что надо. Игла царапает пластинку, как коньки лед, и звук получается в чем-то схожим, внутренне родственным. А потом оказалось, что в Коломне была большая фабрика по производству патефонов. Такое вот случайное совпадение.”



Перед погружением в Коломенку. Звучит танго «Tonight» в исполнении оркестра Вебера

- Как вам удалось не погружаться на дно, а все время чувствовать лед коньками?
- ...Я обратился в московский дайвинг-центр, описал им задачу. «Это ж пятый уровень сложности, - возразили они. - Дело не одного месяца, а уж подледный дайвинг - штука вообще жутко опасная». Но я им скромно сказал: «Я способный». И за неделю фактически круглосуточной подготовки мы вышли на нужный для акции уровень...




Миша Ле Жень: "На первый взгляд, может показаться, что акции - это полная несерьезность и баловство. Но если кто-то сам попробует создать нечто подобное и при этом не выглядеть глупо, то поймет, насколько это непросто. Янковский в роли барона Мюнхгаузена говорил: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Самые большие ошибки человек делает с серьезным выражением лица». Это хороший манифест. Но кто, собственно, должен его воплощать? Кто станет источником этой улыбки? Современные художники! Собственно, они как раз этим и занимаются."

В творческом багаже у саратовского художника более 30 инсталляций. Он вылетал из подо льда на воздушном шаре, становился дождем и даже прыгал через горизонт, то есть через горящий зонт.




Миша Ле Жень: ”Материал, с которым работаю, - это действие, экшн, хотя я вышел из живописи. У меня такая, нормально художническая пуповина. Художник изначально не связан никакими конституциями и кондуитами. Нигде не сказано: с утра после чашечки кофе надо браться за кисть и мазать холст. Некоторые сами себе навязывают такой образ мысли просто потому, что так делали Рафаэль и Ван Гог.”



Акция “Дождевик” 2009г

“Но внутренняя логика живописи подсказывает определенный путь. Есть такой закон: чем меньше выразительных средств использует художник, тем большей выразительности добивается. Рано или поздно живописец приходит к черному квадрату или к белому на белом. Потом переключается на коллаж, по привычке держа в одной руке кисть, как Брандт и Пикассо. А это уже выход из плоскости картины, переход к пространству. Следующий шаг - ассамбляжи, инсталляции, а там недалеко и до акций. Логика этого пути привела меня к акционизму еще в 1990-м.”



Акция “Фонтан”

Акции Ле Женя нужно наблюдать во временной перспективе, но не как театральное представление, а как природное явление, происшествие, событие, сюрприз. Фотографии акций саратовского художника Миши Ле Женя, признанного культурным сообществом России и Европы, вызывают у кого-то интуитивный восторг, а у кого-то - удивление и массу вопросов.



Акция “Воронка” 2009г

Акционизм - один из видов визуального искусства, который принято относить к категории "актуальных". Однако корни акционных смысловых действий уходят в древнейшую, ещё довербальную, коммуникативно-выразительную практику. Символические действия-тексты, исполняемые на "языке тела" и (или) "языке дела", составляют содержание большинства обрядов и ритуалов, театральных и танцевальных форм.
Говоря кратко, Лежень неповторим, поскольку повторение его трюков опасно для жизни и здоровья нетренированных исполнителей.




Акция “Валентинка” 2009г. Наиболее опасная - художник, стоя на льдине, вырезает "болгаркой" сердце и вместе с ним целиком уходит под лед.

Помимо акций, Лежень выступает в качестве художника-иллюстратора. Одна из последних работ - оформление 4-х книг по популярной медицине, выпущенных в Мюнхене. Рисунки выполнены в характерной для него юмористической манере
В 2009 году в Италии вышла книга-монография "Миша Лежень, а, к, ц, и, и", описывающая все его работы с 1993 по 2010 годы.




Арткоммуналка. Каталог 2012г.
http://www.rtlb.ru/ru/pq11/actions/actions.html
https://www.scubaclass.ru/diving-news/1968/
https://archi.ru/events/6716/shou-lekciya-hudozhnika-akcionista-mishi-le-zhenya-arhitektura-poeticheskih-deistvii
http://www.autosaratov.ru/news/inside/13841/
http://kolomna-spravka.ru/interview/25

музей, Арткоммуналка, люди

Previous post Next post
Up