Коломенский кремль. Прогулка 13. Церковь Воскресения Словущего

Dec 23, 2013 18:33

История церкви насчитывает почти 7 веков, но, из-за многочисленных переделок, в настоящее время представляет собой барочную церковь конца XVIII - начала XIX веков.







Схема кремля и 13я прогулка (включая все предыдущие)

Воскресенская церковь не имеет точно установленной источниками ранней даты. Предположительно, на этом месте в начале XIV в. стоял деревянный храм, который находился среди построек двора московских князей. Здесь 18 января 1366 г. князь московский Димитрий Иоаннович, будущий Донской, венчался с дочерью нижегородского князя Евдокией, ему было тогда 16 лет. Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев, писатель, краевед и почитатель Карамзина, в своих "Прогулках по древнему Коломенскому уезду" впервые описал Воскресенскую церковь, и первый же пустил в научное обращение это местное предание. Объяснял он это предположение тем, что Воскресенский храм был соборным, и что он был частью великокняжеского двора. До XX века в храме хранилась ценная реликвия - ковш для вина, использовавшийся при венчании князя Дмитрия Донского и княгини Евдокии.




Венчание происходило в Коломне по двум причинам: в это время «бысть мор велик во граде Москве и всех пределах его...», а кроме того, в 1365 г. «загореся город Москва. .. и погоре весь посад... и город погоре без остатка...»



Васнецов А.М. «Старая Москва. У стен деревянного города» 1902 г.

Существенна и деталь храма, сохраненная в описании Иванчина-Писарева до перестройки: в одном из его четырех столбов было устроено «великокняжеское место» - это, видимо, ниша в столбе для сиденья. Столбы, по его сведениям, были уничтожены в XVIII в. «для возвышения и расширения храма». Единственная известная нам аналогия - вероятно, подобная этой «печура» в столбе придворной церкви Рождества богородицы в Московском кремле, построенной в 1393 г. вдовой Донского княгиней Евдокией.




Воскресенский храм был одним из центров книжной культуры Коломны (наряду со Старо-Голутвиным и Спасским монастырями). В начале XV в. в нем служил поп Феодот, писец-профессионал. Сохранились две его рукописи. В ризнице собора было целое собрание рукописей. Из Воскресенской церкви в Государственную Третьяковскую галерею были взяты иконы «Сошествие во ад», написанную во 2-й половине XIV в., и «Троица ветхозаветная» (XV в.), один из ранних списков с «Троицы» преподобного Андрея Рублева. В Воскресенской церкви был найден антиминс, подписанный коломенским епископом Герасимом (1481-1489).



«Воскресение - Сошествие во ад». Храмовая икона церкви Воскресения Словущего. XIV век.



«Троица». Образ из церкви Воскресения Словущего. XV век.

В писцовой книге Коломны 1577-1578 гг есть описание Воскресенской церкви: «В городе ж на Коломне двор государя царя и великого князя, а на дворе у больших ворот церковь Воскресение господа бога спаса нашего Исуса Христа камена... Да в Воскресенье ж Христове придел Собор пресвятей богородицы... а под Воскресеньем полатка казенная, а в ней 3 котлы пивных медены изгорели, а у полатки двери железные...» Далее Писцовая книга весьма детально и живо описывает и весь комплекс княжеского двора с рядом отдельных зданий, связанных между собой переходами. В их числе интересно отметить наличие двух «чердаков» (чертогов) - дубового и «красного» на каменных «полатях». С «чертогами» был связан и белокаменный храм: «Да на государевом цареве и великого князя дворе хором: чердак на черном подклете 7 сажен, перед ним сени на столбех полсемы сажени, да от сеней к церкви к Воскресенью Христову переходы решотчаты обалились; а под ними ворота, затворы дощаты, по обе стороны решетки древяны...»




Это был четырехстолпный храм с подклетом, тремя апсидами и хорами в западной трети. Входы были обработаны в виде белокаменных порталов, с бусинами на колонках. Вход на хоры был непосредственно из дворца по высоким переходам. Верх храма, описанный Павлом Алеппским, представлял собой ступенчатую пирамиду; над закомарами фасадов были видны меньшие арки и за ними - кокошники в основании барабана.

>

Воскресенская церковь. Подклет

Все сказанное выше заставляет по-иному отнестись к строительству XVI века в Коломенском кремле. Кроме каменной крепости, что само по себе было делом грандиозного размаха, в XVI веке были построены еще три каменных храма: капитальная перестройка Успенского собора, церковь Николы Гостинного и церковь Воскресения. Примером подобного «комплексного» строительства в древней Руси до сих пор служил Московский Кремль. Теперь есть все основания распространить такую характеристику и на кремль города Коломны.



Воскресенская церковь 1-план (схематический обмер); 2-разрез по подклету

В 1767 году к церкви был пристроен Космодамианский придел,




В 1781 году была пристроена колокольня., от нее в настоящее время остался только один ярус.







В 1782 г. Воскресенская церковь по ветхости была запечатана. В ее подвале хранились под замком и печатью казенные запасы, 680 пудов: 20 малых ядер, 4500 самых малых, картечи 2400, бомба одна, железо всякое, гвоздей 15 пудов 10 фунтов. Священник и староста считали, что при возобновлении храма вещи, находящиеся в подвале, помешают ремонтным работам. Они обратились в Московское губернское правление с прошением о переносе железа в другое место, им ответили, что «теперь способного и безопасного места для железа не имеется, а как скоро соляной и винный магазин будут отстроены, то предпишут, чтобы в оные железо было помещено».



В 1786г. оно было реконструировано и частично перестроено. Прежние перекрытия были заменены сомкнутым сводом с люкарнами, расширены старые и пробиты новые окна, фасады оштукатурены и обработаны в формах позднего барокко.



От первоначального убранства под штукатуркой по верху четверика и апсид сохранились остатки терракотового фриза с растительным орнаментом.




В XIXв. к зданию пристроили новое крыльцо и трапезную в стиле классицизма, интерьер расписали масляной живописью.







В 1837 г. купчиха Лахоньина пожертвовала храму участок земли со стоявшими на ней четырьмя домами. Ее муж был 50 лет старостой и благотворителем при Воскресенском храме (конец XVIII - начало XIX в.), его хорошо знал митрополит Московский Платон. В библиотеке коломенского купца Евстрата Ефимовича Лахоньина хранилась книга «Слова и речи», подаренная ему лично митрополитом Платоном. Е. Лахоньин был награжден золотой медалью на Аннинской ленте. По местному преданию, он просил на вакантное место к своему храму у митрополита Платона студента Василия Дроздова (будущего митрополита Московского Филарета), на что Платон будто бы ответил: «Тот, о котором ты просишь, будет со временем на моем месте».




Вся местность в ограде храма была выровнена насыпью Лахоньиным, а также позднее, при постройке каменной ограды. Из клировой ведомости 1840 г. известно, что на содержание причта шли проценты от капитала купца Киприана Кислова и его жены Домники, купеческой вдовы Федосьи Рудометкиной и купеческой вдовы Лукерьи Ивановны Колесниковой (дом Колесниковых стоит на ул. Островского, 19, до революции - Курчевской).




. В 1845 г. по клировым ведомостям приход храма состоял из 325 человек (не считая женщин и детей), в 1848 г. из 307.




В 1854 г. при священнике Иакове Петровиче Зеведееве и старосте Иване Алексеевиче Третьякове был отлит колокол в 196 пудов.




В1862-1863 гг., при церковном старосте Леонтии Федоровиче Кузнецове, храм со всех сторон был обнесен каменной оградой с железными решетками и двумя воротами.




В 1881 г. церковным старостой был избран Потомственный почетный гражданин, московский купец Иван Агапович Прусаков. С 1875 г он с редким усердием заботился о храме, который весь был им обновлен и богато украшен. От имени своей супруги он положил в сохранную казну 3000 рублей, чтобы ежегодно из процентов с капитала выдавать 150 рублей одной из бедных приходских невест по жребию.




В 1890 г. «Московские церковные ведомости» поместили заметку священника церкви Воскресения Христова, что в крепости, А. Крылова о том, что при их храме открыто приходское попечительство о бедных. 2000 рублей пожертвовал благотворитель храма, Потомственный почетный гражданин Иван Агапович Прусаков




В 1925 г. епископ Феодосии назначил в храм Воскресения Словущего священника Михаила Страхова. Отец Михаил стал собирать при храме монахинь закрытого Брусенского монастыря. Через некоторое время при храме собралось до 70 монахинь. В том же году епископ Феодосии был арестован, одним из пунктов обвинения владыки было то, что он, «используя религиозные предрассудки одиноких женщин, вовлекал их в монашество под руководством священника Страхова». Вскоре был арестован и священник Михаил Страхов.










Похоже, что это воззвание относится к бомжам, которые постоянно просят милостыню неподалеку, возле ворот Ново-Голутвинского монастыря.




В 1929 г. храм закрыт и частично разрушен, он лишился внутреннего убранства, в том числе древнего каменного престола, о котором писал Иванчин-Писарев, колокольни, главки, ограды.




В советское время там организовали сначала школьную столярную мастерскую, а потом спортивный зал, склад, работала иконописная мастерская.




В 1947 г. у церкви Воскресения Н.Н.Ворониным было заложено два шурфа у фасадов. Подклет церкви Воскресения, входивший в комплекс построек великокняжеского, а затем царского двора, Н.Н.Воронин датировал ХVI веком. В 1969-70 гг. Подмосковная архитектурно-археологическая экспедиция под руководством М.Х.Алешковского и Б.Л.Альтшуллера возобновила архитектурно-археологические исследования в Коломне. Было высказано мнение о постройке храма в первой трети XVI в.




В 1990-х гг. храм возвращен верующим.



Вот так на фотографии Уильяма Брумфилда выглядела церковь в 1995 году.

В 1968 и 1996 гг архитекторы М.Б.Чернышев и В.В.Кавельмахер предприняли натурное изучение памятника. Тщательные археологические раскопки впервые были осуществлены у церкви Воскресения в 1996 г. Археологической службой г.Коломны под руководством А.Б.Мазурова. Был заложен шурф, примыкающий к стене храма с целью выяснения стратиграфической ситуации. В результате были получены интересные данные о строительной истории храма и топографии участка в целом. Была обнаружена ранняя лепная керамика раннеславянского поселения X-XI вв; зафиксирована жилая городская застройка домонгольского времени; обнаружены погребения XIV в., соотносимые с ранним деревянным храмом; подтверждено, что белокаменный храм возник не ранее XVI в.




Исследования у храма Воскресения были продолжены в 2001 году, когда производились охранные раскопки, связанные с работами по понижению уровня дневной поверхности до реально существовавшей в 16 в. В результате сделан ряд открытий. На белокаменных блоках подклета были обнаружены очень интересные граффити (процарапанные изображения) На внешней поверхности обнаженных при раскопках стен и в печурах окон подклета храма Воскресения обнаружены кириллические граффити нач. XVI - нач. XVIII в. (в т.ч. календарные и изобразительные - церковь с оградой, пентаграмма, разграфленная решетка).










В культурном слое найдены редкие археологические находки, створка иконы-энколпии "Лоно Авраамово" XIV-XV вв., фрагмент чеканной позолоченной обкладки кадила или лампадки, чернильница с гравированным зооморфно-растительным декором:, домонгольские древности (фрагменты стеклянных браслетов, шиферное пряслице), нательные кресты и др. Серия монет XVI-XIX вв. в основном тяготела к южной паперти.




Залегающий под строительными горизонтами кладбищенский слой на всей площади не вскрывался. Погребения XIV-XV вв. не содержали остатков каменного строительства, что подтвердило выводы предшествующих исследователей о возведении каменного храма не ранее рубежа XV-XVI вв. На уровне материка в шурфе обнаружены следы застройки XII-XIII вв. в виде частокольных канавок и столбовых ям. Встречены обломки стеклянных браслетов, фрагменты лепной керамики X-XI вв., костяная проколка.




В коллекцию для последующего открытого экспонирования собраны лишь белокаменные надгробные плиты XVI-XVII вв. У центральной апсиды ц. Воскресения встречено более десятка целых и разрушенных погребений. Наибольший интерес представляли два погребения XVII в. На костяке одного из них найдены золототканый куколь и янтарный крест, на другом - 9 посеребренных бронзовых пуговиц и нательный крест, веревочные четки со стеклянными бусинами.




В 2003 году началась реставрация Воскресенской церкви: полностью заменена кровля.






Вот так на фотографии Уильяма Брумфилда выглядела церковь в 2003 году

В 2007 году, к празднованию Всероссийского Дня славянской письменности и культуры, завершены внешние работы. Тогда же в процессе реставрации в алтарной абсиде (самой древней части храма) были вскрыты первоначальные узкие оконные проёмы, а также обнаружены остатки старинной росписи, очень заинтересовавшей специалистов. В четверике было открыто кирпичное покрытие древнего пола.







В настоящее время на этом памятнике архитектуры работает бригада реставраторов-белокаменщиков и гранитчиков во главе с Юрием Иосифовичем Любимовым. Их задача - восстановить кладку одной из стен четверика по проекту, разработанному московскими архитекторами Н.А. Быковской и Г.П. Степаненко. Работы начались 6 сентября, но с наступлением холодов прерваны. Как говорит Юрий Иосифович, скрепляют белый камень (который, кстати, добывают в Коломне) известковым раствором, а при морозе с ним работать нельзя.




За два месяца разобрали старую кладку четверика, которая кое-где была заложена даже кирпичом, и восполнили утраты новыми камнями. С каждым камнем работали отдельно, и если его возможно ещё использовать в кладке - обязательно оставляли.







Очистили культурный слой, который составил более метра, под ним проверили состояние кладки, оно оказалось очень хорошим - утрат нет. Толщина северной стены четверика - 1 метр 60 сантиметров, внутрь вставляют забутовку из белого камня глубиной 30-40 сантиметров, а затем уже облицовывают таким же материалом снаружи и изнутри.







Помимо стены, восстановили реставраторы и нишу в подклете, на месте которой в XVIII веке была прорублена дверь. Теперь её заделали, оставив историческую - XVI века.




Реставрационные работы продолжатся уже весной, с наступлением тепла. В планах - восстановить профильный белокаменный пояс и апсиду.




Предыдущие прогулки по кремлю:
Прогулка 1 улица Лазарева http://vittasim.livejournal.com/99555.html
Прогулка 2 улица Лазарева (продолжение) http://vittasim.livejournal.com/99830.html
Прогулка 3 сквер Блюдечко, ул. Дмитрия Донского http://vittasim.livejournal.com/99949.html
Прогулка 4 улица Исаева http://vittasim.livejournal.com/100260.html
Прогулка 5 улица Лажечникова http://vittasim.livejournal.com/100718.html
Прогулка 6 улица Казакова http://vittasim.livejournal.com/100972.html
Прогулка 7 Брусенский монастырь http://vittasim.livejournal.com/101882.html
Прогулка 8. Брусенский монастырь Храм Успения Пресвятой Богородицы http://vittasim.livejournal.com/102786.html
Прогулка 9. Храмы Соборной площади Коломны. Успенский собор http://vittasim.livejournal.com/103649.html
Прогулка 10. Храмы Соборной площади Коломны. . Успенская шатровая звонница http://vittasim.livejournal.com/105053.html
Прогулка11. Храмы Соборной площади Коломны. Церковь иконы Божией Матери Тихвинская http://vittasim.livejournal.com/105969.html
Прогулка12 Улица Кремлевская http://vittasim.livejournal.com/106199.html

Протоиерей Олег Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны» часть 1 Владимир 2011
«Коломна и Коломенская земля История и культура» Составители А. Г. Мельник, С.В. Сазонов Издательский дом «Лига» Коломна, 2009
«Угол зрения» Номер 45 (672) от 20 ноября 2013 г.
http://www.arh-kolomna.ru/expeditions/6-kolomna/19-kolomna-art3.html
http://cultinfo.ru/brumfield/photoarchive/kolomna/02201.htm
http://www.kolomna-kreml.ru/history/architecture/63.html
http://www.myrusland.ru/places_124.htm
http://www.rusarch.ru/voronin4.htm
http://www.rusarch.ru/altshuller1.htm
http://www.vidania.ru/literatura/sobornye_hramy_kolomny_voskresenskaya_zerkov.html
http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=90816
http://www.arh-kolomna.ru/expeditions/6-kolomna/19-kolomna-art3.html
http://www.rusarch.ru/mazurov1.htm

архитектура, Коломенский Кремль, история, церковь, Коломна, Подмосковье

Previous post Next post
Up