В Верховный Суд
Российской Федерации
Адрес:
121260 г. Москва,
Поварская ул., д. 15
Заявители:
Владимирова Витта Георгиевна
и другие (список прилагается)
Заинтересованные лица:
1. Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации
Адрес:
109012 г. Москва,
Большой Черкасский пер., д. 9
2. Член
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
с правом решающего голоса
Колюшин Евгений Иванович Адрес:
109012 г. Москва,
Большой Черкасский пер., д. 9
3. Признанный избранным
на должность Президента
Российской Федерации
кандидат на должность Президента
Российской Федерации
Путин Владимир Владимирович
Адресом располагает ЦИК России
ЗАЯВЛЕНИЕ
Об отмене Постановления Центральной избирательной комиссии РФ
от 7 марта 2012 года № 112/893-6
«О результатах выборов Президента Российской Федерации»
4 марта 2012 года в Российской Федерации состоялись выборы Президента Российской Федерации, результаты которых были определены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Постановлении от 7 марта 2012 года № 112/893-6.
Согласно данному Постановлению выборы Президента РФ были признаны состоявшимися и действительными, избранным на должность Президента РФ был признан Путин Владимир Владимирович.
К Протоколу ЦИК России от 7 марта 2012 г. о результатах выборов Президента РФ прилагалось особое мнение члена ЦИК России Колюшина Е.И., который обосновал свое несогласие с Протоколом тем, что «зафиксированные в нем в арифметическом виде сведения получены, в том числе, и за счет нарушения принципа свободных выборов».
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», основанием для отмены судом решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации после определения результатов выборов является, в том числе, одно из следующих установленных судом обстоятельств:
кандидат, признанный избранным, осуществлял подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
кандидат, признанный избранным, использовал преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Полагаю, что в ходе избирательной кампании Путина В.В. имели место и подкуп избирателей, и использование преимуществ должностного положения, что привело к невозможности выявить действительную волю избирателей.
Раздел первый. Использование преимуществ должностного положения
Эпизод первый. Преимущественный по сравнению с другими кандидатами доступ к средствам массовой информации
Согласно пункту 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», под использованием преимуществ должностного положения понимается, в том числе, доступ (обеспечение доступа) к государственным средствам массовой информации в целях ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, для этих целей не будет гарантирован такой же доступ.
В ходе избирательной кампании кандидат Путин В.В. неоднократно получал доступ к федеральным средствам массовой информации, который не был и не мог быть гарантирован другим кандидатам.
В период с 16 января по 27 февраля 2012 года за подписью Путина В.В. еженедельно публиковались так называемые «программные статьи». Данные тексты размещались на официальном сайте Правительства РФ в разделе «Владимир Путин. Председатель Правительства РФ», публиковались в федеральных печатных изданиях, а также пересказывались в текущих и итоговых выпусках новостных программ телевидения.
Всего за указанный период было обнародовано семь статей:
Дата публикации
Название статьи
Печатное издание
Сведения о печатном издании (на основании их сайтов)
16 января 2012 г.
«Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить»
«Известия»
учредитель ОАО «Редакция газеты «Известия», издатель ООО «Айньюс», главный редактор Малютин А.С.
Тираж 176 000 экз.
23 января 2012 г.
«Россия: национальный вопрос»
«Независимая газета»
Учредитель ЗАО «Редакция «Независимой газеты», генеральный директор и главный редактор Константин Ремчуков
Тираж 56 940 экз.
30 января 2012 г.
«О наших экономических задачах»
«Ведомости»
Издатель Дубик Михаил, управляющий директор Прозоров Глеб, главный редактор Лысова Татьяна
Тираж 75 000 экз.
6 февраля 2012 г.
«Демократия и качество государства»
«Коммерсантъ»
Учредитель ЗАО «Коммерсантъ», генеральный директор Демьян Кудрявцев, главный редактор Михаил Михайлин
Тираж 120 000 экз.
13 февраля 2012 г.
«Строительство справедливости. Социальная политика для России»
«Комсомольская правда»
Учредитель и редакция ЗАО «ИД «Комсомольская правда», главный редактор Сунгоркин Владимир Николаевич, доверенное лицо кандидата Путина В.В.
Тираж 655 000 экз.
20 февраля 2012 г.
«Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России»
«Российская газета»
Учреждена Правительством Российской Федерации, Генеральный директор ФГУ «Редакция Российской газеты» Негоица Павел Афанасьевич, главный редактор Фронин Владислав Александрович
Тираж 171 005 экз.
27 февраля 2012 г.
«Россия и меняющийся мир»
«Московские новости»
Учредитель ФГУП РАМИ РИА «Новости», издатель НП ИД «Время», главный редактор Владимир Гуревич
Тираж 33 000 экз.
Перечисленные выше тексты представляли собой предвыборную программу кандидата на должность Президента РФ Путина В.В.
Во вступительной части к первой статье в газете «Известия» автор сообщил следующее: «4 марта граждане России придут на избирательные участки, чтобы выбрать Президента страны. Сейчас в обществе разворачивается много дискуссий. Считаю необходимым высказать свою позицию по ряду вопросов, которые мне кажутся важными для широкого обсуждения. (…)
Российские граждане, мне кажется, должны получить возможность обсуждать не только достоинства и недостатки политиков, что само по себе не плохо - а именно содержание политики, те программы, которые намерены осуществлять те или иные политические деятели. (…)
Нужен широкий диалог - о будущем, о приоритетах, о долгосрочном выборе, национальном развитии и национальных перспективах. Эта статья - приглашение к такому диалогу».
Таким образом, сам автор статей связывает их написание и публикацию с выборами Президента РФ, сообщает о своем намерении представить гражданам программу, которую собирается осуществлять в случае избрания.
По тематике и содержанию обнародованные Путиным В.В. статьи выходят далеко за рамки компетенции Председателя Правительства РФ, они посвящены основным направлениям внутренней и внешней политики государства, определение которых относится к прерогативе Президента РФ (пункт 3 статьи 80 Конституции РФ).
Тот факт, что «программные статьи» представляют собой изложение предвыборных обещаний Путина В.В., подтверждается и последовавшими после выборов событиями.
22 марта 2012 г. Путин В.В. провел заседание Правительства РФ, на котором предложил членам Правительства сформулировать «дорожные карты» выполнения его предвыборных обещаний, изложенных в программных статьях, и обеспечить их финансирование рамках подготовки нового бюджета. Данное обстоятельство освещалось в средствах массовой информации, например,
www.rosbalt.ru/main/2012/03/22/960372.html.
В репортаже на телеканале НТВ от 22 марта 2012 г. говорилось: «Дорожные карты» для реализации предвыборных обещаний сегодня предложил обсудить на совещании в Белом доме Владимир Путин. Премьер напомнил, что в ходе президентской кампании он, как кандидат, изложил свое видение внутренней и внешней политики в серии статей. Теперь настало время определить, как именно двигаться к намеченным целям и где найти для этого финансы».
11 апреля 2012 г. в ходе отчета о деятельности Правительства РФ в Государственной Думе Путин В.В. пообещал в своем первом президентском указе обозначить «дорожные карты» выполнения всех своих предвыборных инициатив (цитируется по РИА «Новости», www. ria.ru).
Из изложенного следует, что обнародованные Путиным В.В. «программные статьи» представляют собой совокупность «предвыборных обещаний», то есть разновидность агитационных материалов, распространяемых кандидатами в ходе избирательной кампании.
Порядок ведения предвыборной агитации в печатных средствах массовой информации, установленный статьей 53 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ», при публикации «программных статей» Путина В.В. соблюден не был.
Во-первых, первые три статьи от 16, 23 и 30 января 2012 года были обнародованы ДО начала агитационного периода в средствах массовой информации. Данный период, согласно пункту 2 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» начинается за 28 дней до дня голосования, в нашем случае он начался 6 февраля 2012 года. Таким образом, ни один кандидат на должность Президента РФ не имел законной возможности публиковать в печатных средствах массовой информации свою предвыборную программу или иные агитационные материалы.
Во-вторых, агитационные материалы публикуются на специально отведенной для этих целей печатной площади, которая предоставляется всем кандидатам с соблюдением принципа равенства кандидатов. Федеральные печатные СМИ, в которых были опубликованы статьи Путина В.В., не предоставляли бесплатную печатную площадь кандидатам на должность Президента РФ. При таких обстоятельствах публикация «программных статей» могла осуществляться исключительно на платной основе, в случае предварительной оплаты из средств избирательного фонда кандидата.
Каждая публикация должна была сопровождаться указанием, что она является оплаченным агитационным материалом. Однако «программные статьи» Путина В.В. из его избирательного фонда не оплачивались, тексты публиковались без соответствующих отметок.
Поскольку такой способ публикации агитационных материалов не соответствует законодательству, то он не мог быть гарантирован остальным кандидатам на должность Президента РФ.
Такое неисполнение кандидатом Путиным В.В. и редакциями печатных изданий требований законодательства о выборах стало возможным в силу использования Путиным В.В. преимуществ своего должностного положения как Председателя Правительства РФ.
Кандидат Путин В.В. неправомерно использовал в целях ведения предвыборной агитации сайт Председателя Правительства РФ mso-ansi-language:EN-US">
www.premier.gov.ru, предназначенный для обеспечения доступа к информации о деятельности Правительства РФ.
Порядок функционирования сайта Правительства РФ и его Председателя установлен Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. № 953, согласно которому финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с размещением в сети Интернет информации о деятельности Правительства РФ, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Обнародование предвыборных программ кандидатов на должность Президента РФ на официальном сайте Правительства РФ противоречит законодательству о выборах и целевому назначению данного сайта, поэтому остальным кандидатам на должность Президента РФ не могла быть гарантирована возможность по размещению их предвыборных статей на тех же условиях, что кандидату Путину В.В.
Помимо размещения на сайте Правительства РФ и опубликования в федеральных печатных изданиях предвыборные статьи кандидата Путина В.В. подробно пересказывались на государственном телеканале «Россия» - ФГУП «ГТРК».
Ниже приведена сравнительная таблица сюжетов в шести выпусках итоговой новостной программы «Вести недели», в которых содержались материалы, посвященные статьям кандидата Путина В.В.