Одним из результатов ОДИ «Проектирование конституционной реформы», которую Комитет 12 июня планирует провести 7-9 декабря 2012 года, должно стать образование инициативной группы по проведению референдума по вопросам конституционной реформы.
Порядок подготовки и проведения референдума установлен Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ, далее по тексту - Закон.
Процедура назначения референдума по инициативе граждан (статья 15 Закона) начинается с собрания первой региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума, которая должна «сложиться» не более чем за два месяца из не менее чем 42 региональных подгрупп.
Не менее 100 совершеннолетних и дееспособных граждан, зарегистрированных по месту жительства в пределах одного субъекта Российской Федерации (в нашем случае - в городе Москве), должны провести собрание инициативной группы по проведению референдума.
На собрании утверждаются вопросы, которые граждане считают необходимым вынести на референдум, избираются уполномоченные представители инициативной группы, которым будет поручено действовать от имени группы, подавать документы и проч.
Подписи участников собрания должен заверить нотариус.
Документы, составленные по итогам собрания (список участников, протокол и др.), уполномоченные представители инициативной группы должны доставить в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в нашем случае - в Мосгоризбирком.
Далее начинается сложносочиненная процедура проверки представленных документов: вопросы референдума проверяются на предмет их соответствия Закону, протокол и другие документы - на предмет соблюдения многочисленных формальных требований.
Уже на этой стадии нас ждет коллизия, заложенная статьей 6 Закона, которой определены «непригодные» для вынесения на референдум вопросы.
В подпункте 10 пункта 5 статьи 6 Закона говорится следующее: «На референдум не могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти».
Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации установлен главой 9, которая называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
В соответствии со статьей 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 90 депутатов Госдумы или 17 членов Совета Федерации.
Рассматриваются такие предложения или Федеральным Собранием при участии законодательных органов субъектов РФ, или Конституционным Собранием, которое созывается для рассмотрения инициативы по пересмотру положений глав 1,2 и 9 Конституции РФ. Порядок созыва Конституционного Собрания до сих пор не установлен.
Как мы видим, инициативные группы граждан Российской Федерации по проведению референдума в перечень субъектов, которым дозволяется инициировать конституционную реформу, не входят.
Но при этом в Главе 9 Конституции РФ нигде не сказано, что конституционные поправки и/или пересмотр Конституции являются исключительной компетенцией Федерального Собрания и/или Конституционного Собрания.
Возникает необходимость в толковании Конституции, которое может дать только Конституционный Суд.
Можно предположить, что правильнее и целесообразнее было бы не проводить сразу собрание инициативной группы по проведению референдума, а получить сначала ответ от Конституционного Суда.
Но закон «О Конституционном Суде» гражданам такой возможности не предоставляет, подача запроса на толкование Конституции отнесена как раз к исключительной компетенции органов государственной власти.
Гражданин может обратиться в Конституционный Суд только с жалобой на конкретный закон, примененный в конкретном деле (гражданском, уголовном, административном), которое было рассмотрено судом с участием этого гражданина.
Получить ответ на вопрос: могут ли российские граждане инициировать проведение референдума по вопросам конституционной реформы, мы сможем, только проведя собрание инициативной группы и подав необходимые документы в Мосгоризбирком.
Какой ответ получит инициативная группа, догадаться нетрудно. Крайне важно правильно определить порядок дальнейших действий.
С точки зрения Комитета 12 июня, для проведения конституционной реформы в интересах граждан необходим созыв Конституционного Собрания по инициативе граждан и его формирование по результатам всенародного голосования за или против проектов конституционной реформы. Ознакомиться с концепцией закона «О Конституционном Собрании» можно на сайте 120612.рф.
Мы предлагаем действовать сразу по двум направлениям:
- инициировать референдум по вопросам конституционной реформы, а в случае отказа - обжаловать его в судебных инстанциях, включая ЕСПЧ;
- добиваться принятия закона «О Конституционном Собрании» на основе концепции, предложенной Комитетом 12 июня.
mso-ansi-language:EN-US">P.mso-ansi-language:EN-US">S. Если КС оппозиции назначит массовую акцию на 15 декабря, то одним из требований может и, думаю, должно стать требование назначить референдум по вопросам, которые к этому времени поступят Мосгоризбирком.
Вопросы референдума для рассмотрения на собрании инициативной группы (проект):
- Считаете ли Вы необходимым установить, что Президент Российской Федерации избирается сроком на четыре года?
- Считаете ли Вы необходимым установить, что одно и то же лицо в течение жизни не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух раз?
- Считаете ли Вы необходимым установить, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации избирается на четыре года?
- Считаете ли Вы необходимым установить, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?
- Считаете ли Вы необходимым установить, что единым днем голосования в Российской Федерации является третье воскресенье апреля?