Толкователь
Удивительно, но в XVI-XVII веках тюркские мусульмане обильно пили спиртное. Это видно из продуктовых росписей посольского приказа в адрес разных тюркских делегаций («Studia Historica Europae Orientalis», №5). Недавно давал выдержки охранки про жизнь мусульман Северного Кавказа начала ХХ века - в их донесениях тоже видно, что местные мусульмане были сильно пьющими, но пили они только пиво и водку, отвергая виноградное вино - якобы в Коране запрещено пить только его. Но мусульманские делегации в Москву в XVI-XVII веках пили и виноградное вино (он в росписях называлось «романейское»). Также надо учитывать, что большинство медовух тогда были слабоалкогольными (обычно 3-5 градусов алкоголя).
Вот некоторые выдержки из этих росписей:
«13 февраля 1623 г. у Михаила Федоровича на приёме был касимовский царь Арслан б. Али. Ему был положен корм «в стола место»: «яловица», 3 барана с шерстью, 2 гуся, 2 утки, 10 кур (все живые), калач крупчатый в 3 лопатки, 10 калачей рядовых, 1 кружка вина боярского, ведро вина доброго, ведро вина рядового, четверть ведра «романеи», ведро мёда малинового (и т.д.)»
«Известен корм ургенчскому царевичу Авган-Мухаммеду б. АрабМухаммеду, выданный 5 ноября 1627 г. Тогда ему дали крупчатый калач в 2 лопатки, по 2 кружки вина двойного доброго (водка), «романеи», по 2 ведра меда обарного и цеженного, ведро пива доброго, 2 барана с шерстью, 8 кур, 50 яиц, 5 гривенок масла коровьего. Его людям на всех полагалось по 2 ведра мёда и пива, ½ ведра вина»
Пили алкоголь и мусульманские женщины.
Здесь ещё и пример, как по прибытию в Москву увеличивались запросы по алкоголю ургенчской (город в Узбекистане) делегации:
«У нас имеется информация о том, как росло подённое питье царевича ургенчского Афган-Мухаммеда и его людей. Сразу по приезде (1621 г.) дядьке (аталыку) царевича, Исенбайке, назначили по 3 чарки вина и две кружки меда на день. Его жене, мамке царевича, было положено 2 чарки вина и 1 кружка меда. Остальным людям (6 человек) по 2 чарки вина, а также на всех ведро пива и ½ ведра мёда. В начале 1630-х гг. царевич с женой получал в день 4 чарки вина, кружку мёда малинового, по полтора ведра меда паточного, цеженного и пива доброго. Дядьке было положено3 чарки вина, 2 кружки мёда и 3 кружки пива. 10 его человек на всех получали 10,5 чарки вина, 4,5 кружки мёда, 6,25 кружки пива. Подённое питьё, получаемые царевичем и его людьми росли и дальше. В конечном итоге оно составило: из Большого дворца царевичу в день по 2 чарки вина двойного, 4 чарки вина рядового, полторы кружки мёда вишневого или малинового, ¾ ведра мёда паточного, ¾ ведра мёда цеженного, ведро пива доброго; его людям из Новой чети шло 16,5 чарки вина, 8,5 кружки мёда и 9,25 кружки пива».
Вероятно, отказ от алкоголя у этой части мусульман (Кавказа, Поволжья, Средней Азии) произошёл только в ХХ веке. Некоторые наблюдатели связывают это с ростом ваххабитских идей.
https://t.me/tolk_tolk/18236