Вкратце
Особенно высокая степень наглости.
« Побольше цинизма - людям это нравится! » -
Ося сечёт суть
« Этот малый или очень
крут, или просто оборзел. » - Адам Хантер об одном ниндзя (Streets of Rage Remake)
Это были
лихие девяностые,
мы издавали как могли… Хуцпа (из арамейского через иврит חֻצְפָּה и идиш חוצפה) - это характеристика поведения, приблизительно определяемая словами «огромная дерзость» или «сверхнаглость». Например, если сын, убивший родителей ради наследства, просит поблажки, потому что он
сиротинушка, - это как раз классическая хуцпа. А вот случай из реальной жизни:
супруг требует половину нажитого совместно с убитой им женой.
В традиционной еврейской культуре слово «хуцпа» означает однозначно отрицательные вещи: наглость, готовность врать в глаза, высокомерие… Причём всё это -
в такой степени, что дух захватывает. Троп «
наглая ложь» в своих крайних проявлениях тесно пересекается с хуцпой.
Интересно, что в американской культуре это слово, принесённое евреями-иммигрантами, несколько изменило смысл. Для американцев «хуцпа» - это по-прежнему «огромная дерзость», но не обязательно как отрицательная характеристика. Например, американец может сказать, что Лобачевский, рискнувший предложить свой набор постулатов вразрез с тысячелетней историей геометрии, проявил изрядную хуцпу. В таком значении слово «хуцпа» используется даже в американской юриспруденции. Политические блоги используют более узкое значение: сделать гадость и
обвинить в ней жертву. В современном Израиле одно из значений слова - также не обязательно отрицательная характеристика, например, говорят, чтобы пробиться в Израиле, надо обладать некой хуцпой, то есть самоуверенностью и напористостью в противоположность скромности, считаемой добродетельностью среди
евреев диаспоры.
Мы же для данного тропа пользуемся исходным еврейским значением: не одобряемой говорящим «сверхнаглостью».
В принципе, возможны сообщества, в которых хуцпа (в нашем значении!) приемлема и даже одобряется. Обычно это обитатели
гетто или уголовники. Как правило, при этом категорически запрещается использовать хуцпу
против «своих». Но, опять же, возможны варианты. Или персонаж проявляет сверхнаглость против чужих, против врагов, против эксплуататорского сословия, против каких-то иных негодяев. Тогда зритель/читатель может восхищаться и сопереживать персонажу. В статье будут приведены и положительные примеры.
Родственный троп -
стиль дурака: с одной стороны, никто в здравом уме
не решит, что его могут провести вот так, с другой - сам дурак применяет хуцпу потому что
не понимает, что это настолько нагло.
Примеры
« Хозяйка! Дайте водицы, а то так есть хочется, что аж переночевать негде! » - Не, ну а чо?!
Фольклор - Анекдот про «нагадить под дверь, позвонить и попросить потребовать бумажки».Вариант: «Сосед, дай пожрать, а то под дверь тебе нагадить нечем!»
- Анекдот про то, как мужик проиграл деньги в карты. Он отказался платить, обосновывая это тем, что один из игроков жульничал. На вопрос, кто же жульничал, мужик ответил, что это он.
- Анекдот про шута, который пинком столкнул короля в пруд. Король приговорил нахала к казни, но дал ему шанс избежать её, если он придумает себе наглое оправдание. Шут ответил, что перепутал короля с королевой.
- Выражение: С ним как с голубем в шахматы играть - собьёт фигуры, нагадит на доску и улетит всем рассказывать, что он победил (есть вариант про пингвина, который ходит по доске с важным видом, как будто прав). Метафора подразумевает попытку дискутировать с кем-то, кто не способен рационально аргументировать свою позицию и думает, что, пользуясь софизмами, оскорбляя оппонента и заявляя о своей неспособности ошибиться, докажет свою правоту.
- Французский анекдот о запредельной капризности. Идёт полицейский в форме по улице - и видит мальчика лет шести, который стоит и рыдает. Полицейский, на свою голову, подходит к нему: «Мальчик, что ты плачешь? Тебя кто-то обидел?» - *сквозь рыдания* «Нееет…» - «Ты потерялся?» - *та же игра* «Нееет…» - «А в чём же дело?» - «Писать хочу…» - «Так писай!» - «Я стесняюсь на улице-е…» - «Ну пойдём». Отвёл его сердобольный мент в платный общественный туалет, заплатил за него. Заводит его в кабинку (до писсуара пацан не достанет). «Писай давай». - «Расстегните, дядя!» - «Чего-о?» - «Мама расстёгивает… а то всякое бывает…». Начавший раздражаться мент расстёгивает ему - и всё-таки «хозяйство» мальчика умудрилось заклиниться в застёжке-молнии, и страж порядка долго высвобождал эти нежные места, под пронзительные вопли ребёнка. Крови нет, травм вроде нет. «Ну, писай уже!». Мальчик, пуще рыдая: «Подержите пипиську…» - «Чего тебе сделать?!» - «Мама держит…» Страж в ярости держит - и рявкает «А ТЕПЕРЬ ПИСАЙ!!!». Мальчик, давясь слезами: «Не могу-у… не писается… перетерпел…». - «И что делать прикажешь?!» - «Спойте песенку…» - «ЧЕ-ГО-О?..» - «Мама споёт - и всё опять хорошо…» Побагровевший мент выдавливает из себя вокал: «Жил-был у ба-буш-ки се-рень-кий коз-лик!..». Мальчик в панике его истерически перебивает : «Не-ет! Не эту! ОТ ЭТОЙ Я СРУ!..»
- Сказка «Лиса и заяц» - после наступления весны лиса, построившая домик из льда, естественно осталась без дома и решила напроситься ненадолго пожить у зайца. В итоге основной конфликт завертелся из-за того, что лиса выгнала зайца из собственного дома!К слову, пересекается с реальной жизнью: лисы могут отжимать норы, только не у зайцев, а у других хищников. При этом действуют именно в духе тропа: поселяются в дальнем отнорке и разводят там такую антисанитарию, что хозяин норы оказывается попросту неспособен продолжать в ней жить.
А если включить синдром поиска глубинного смысла, то можно и с «черными риэлторами» аналогию провести. - Городская легенда о воре, который по глупости запер себя в подвале чужого дома, за время заточения съел там все припасы, а когда хозяин его освободил, ещё и стребовал с хозяина два миллиона долларов за моральный ущерб. Педаль в пол.Называется даже имя этого вора: Терренс Диксон из Бристоля (штат Пенсильвания), а сумма, присуждённая ему в качестве компенсации составляет «всего» 500 000 долларов. Тем не менее «Премия Стеллы» объявляет этот случай фейком
- Некоторые анекдоты о Тиле Уленшпигеле. Например, как он притворился больным, чтобы даром проехаться на телеге крестьянина, который вёз на рынок свой урожай, и при этом из «благодарности» наложил кучу посреди товара. В книге Шарля де Костера такого безобразия нет.
- Некоторые народные анекдоты о Насреддине. Например, он выдавал себя за гадальщика, и повелитель потребовал погадать его отцу. Насреддин нагадал отцу повелителя долгих лет жизни, повелитель разгневался: «Ты шарлатан, мой отец давно умер!» На что Насреддин спокойно ответил: «А откуда вам знать, кто ваш настоящий отец?» От такой дерзости повелитель впал в прострацию, и Насреддин ушёл из дворца целым.
«
- Сформулируйте условие Линдеберга… - Таки не меньше тысячи долларов!
» - c реального экзамена на матфаке Одесского национального Иркутского государственного университета в начале 2010-х
- Всевозможные байки про студентов, получивших на экзамене билет, который они не учили. Например, история о студенте, который достал на экзамене по философии билет с вопросом «Философия Ж. Ж. Руссо». Добрая однокурсница успела подсказать ему только одну фразу: «Человек по природе своей добр», которую он расслышал как «Человек по природе своей - бобр». Когда его вызвали, он десять минут вдохновенно рассказывал преподавателю, что человек по сути своей - тот же бобр, потому что строит плотины и обустраивает свое жилище, и получил за свой рассказ пятёрку.
Подобное часто рассказывают именно об экзамене по философии, потому что ее предмет изучения кажется наиболее размытым и неопределенным. «Студент на экзамене по философии доказал преподавателю, что такой науки, как философия, не существует». Причем иногда даже называют конкретный вуз и конкретного преподавателя, но правдоподобность таких баек всегда сомнительна: именно трудноопределимость предмета философии заставляет философа учиться разоблачать софизмы и даже применять их в ответ, поэтому преподаватель по философии - не тот человек, которому можно заговорить зубы, а в хуцпе он даст студенту сто очков форы.В оригинальном фельетоне Иванова и Трифонова студент за бобра (вычитанного из шпаргалки) таки получил неуд.
Знакомый автора правки получил «отлично» за доклад о даосизме, состоявший из одной фразы «читать доклад о даосизме бессмысленно, так как дао, выраженное словами, не есть настоящее дао».Автор этой правки, сдавая на юрфаке ВГУ экзамен по курсу «История политических и правовых учений» самому В. В. Ячевскому, живой легенде кафедры теории и истории государства и права, ухитрился, ничтоже сумняшеся, «доказать», что теория естественного права - это европейское преломление идей даосизма. «Теория» опиралась исключительно на цитату: «Дао Небес подобно натянутому луку, его концы сгибаются, середина выдается вперед. Крайности ослабляются, середина усиливается». Получил оценку «отлично», изрядно изумившую прокурора района, у которого потом довелось проходить практику (прокурор был достаточно молод и сам сдавал экзамен Ячевскому).
Тут еще стоит заметить, что логика и софистика - это тоже разделы философии, и чтобы на коленке из случайной фразы сделать выводы, которые смогут заинтересовать практикующего философа (пусть даже и не будут верны), владеть этими двумя дисциплинами нужно действительно хорошо. Возможно, искомым студентам поставили зачет именно за это, а не за сабж.
Ну и неумелые попытки уйти от темы вопроса к тому, в чем студент разбирается лучше, туда же. Как сдать экзамен, если вопрос о Тургеневе, а учил только про Гайдара? «Тургенев - это Аркадий Гайдар XIX века!»Автор правки был свидетелем, как на экзамене по фармакологии студент ничтоже сумняшеся рассказывал о свойствах отвара семени льва (sic!). Ну, не расслышал, что его спросили об отваре семени льна. И ведь красиво же обосновал обволакивающие свойства вновь открытого препарата! - Ролевая байка о том, как персонажа должны казнить через декапитацию. Установили помост с плахой, палач натянул колпак и набрызгал топор серебряной краской, народ собрался, играют прочувствованно, воздух звенит драмой, в толпе слёзы по жизни… Едва топор касается шеи, как казнимый хуцпан вскакивает и орёт: «Х%й тебе! Непоражаемая зона!»Автор правки слышал байку о ролевой игре, на которой условились: кто намочил ноги по колено, тот «утонул». Один умник упал в воду вверх ногами и чуть не утонул по жизни - но не по игре, колени-то сухие. Переходная форма между хуцпой и буквально понятыми словами.
Автор правки как-то был назначен капитаном новичков в одном ролевом лагере на игре-«посвящении». Система посвящения писалась с учетом того, что все должны дожить до конца и посвятиться в приключенцы, а потому умереть было нельзя, можно было только получить рану (раненые не могли сами ходить, только опираясь на здоровых). При этом повторные удары по раненым по сути хуже никому не делали, а вот увеличение числа раненых доставляло неудобство. Автору правки до сих пор припоминают его логичнейший приказ во время нападения монстров: «Раненые прикрывают нераненых!». Впрочем, в каком то смысле это сработало, поскольку «монстры» так ржали, что не могли хорошо нападать.
«
xxx: Вы, видимо ошибочно перевели мне небольшую сумму на карту. yyy: Вполне может быть. xxx: А что так мало?
» - С Баша
«
В одесской подворотне два гопстопщика останавливают фраера: - Выбирай, кошелёк или жизнь! - Та давайте кошелёк, на шё мене ваши жизни.
» - Пополам с
комическим непониманием сути - Один г-н приехал из деревни в город и остановился у двоюродного брата, который собирал монеты и складывал в копилку, которую с трудом, но можно было открыть. Через пару недель приехала мама этого г-на и попросила городского кузена помочь продать коллекцию монет. Он достал свою копилку и… Угадайте с двух раз, чьи монеты он собрался покупать. (С Баша)
- Анекдот: «Ну и кому ты [муж, заставший жену с любовником] будешь верить: своим бесстыжим глазам или любимой жене?»
- Итальянская сказка «Золотое перышко» - сначала капризная принцесса накормила старушку-гостью солью и перцем, потом спалила в камине ее клюку, а потом стала требовать подарок.Как минимум, русская «Морозко» о том же. Есть аналогичная сказка и в болгарском фольклоре.
- Некоторые анекдоты про Штирлица. Например, где он «ждал трамвай» в кабинете Мюллера. Или вовсе открыто спёр из сейфа секретные документы в его присутствии, а на закономерный вопрос Бормана «что за фигня» Мюллер[1] ответил, что этот советский разведчик чертовски неуловимый (вариант: «Всё рано выкрутится…»).
- Анекдот, как Вовочку вызвали к доске, и училка говорит: «За подсказки оценка на балл ниже». На что Вовочка отвечает: «Четыре - не два. Сидоров, подсказывай».
- Анекдот про нищего, который возмущается, что должен кормить чужую семью, потому что один из постоянно подающих ему женился и решил подавать ему меньше.Вариант: «А что я вас давно не видел?» - «Я на юге отдыхал» - «Ишь ты! Катается по морям на мои деньги».
В ещё одном варианте главгерой ежедневно давал пять центов мальчишке, продающему газеты, но сам товар не брал. Однажды торговец возмутился «С сегодняшнего утра газета подорожала до десяти центов». - По одной байке, Дюма-старшему по молодости пришлось поучаствовать в дуэли когда он как-то повздорил на постоялом дворе с кадровым военным. Оказалось, что второго пистолета ни у кого не нашлось, так что условились тянуть жребий, и проигравший должен был выйти из комнаты и застрелиться. Дюма проиграл, взял пистолет, вышел за дверь, раздался выстрел… Через несколько секунд он заглянул обратно со словами «Простите, господа, я промахнулся!»
Театр - Хлестаков же! Поначалу, конечно, робел перед городничим. Потом, осознав всю ситуацию, Иван Александрович конкретно так «потерял берега». И ведь его многократно могли «раскусить», но у страха глаза велики!
- «Про Федота-стрельца, удалого молодца» - примеры тропа неоднократно демонстрируют Царь, Яга и Генерал во время импровизированного суда, на котором «якобы народ» (а на самом деле Федот, который по факту вождь восстания) решает их участь.
- Г. Горин, «Забыть Герострата» - собственно, Герострат, что подсвечено им самим: «Я открыл для себя великую истину: сильнее богов - наглость человеческая». Настолько преуспевает в тропе, что не только обеспечивает себе славу в веках и избегает казни, но и успевает соблазнить жену городского правителя Тиссаферна, а потом почти становится серым кардиналом при нём. Архонт Клеон напрасно недооценивал вчерашнего мелкого торговца, проигравшегося на петушиных боях - в финале ему приходится лишиться своей должности и собственноручно убить Герострата, прекрасно осознавая, что за это ему самому грозит казнь.
Хуцпа - Posmotre.li
posmotre.ch