Андрей Чернов
ШЕКСПИР ПРОТИВ АРИСТОТЕЛЯ
Принц Гамлет - агностик, метафизик и софист. («Если это случится сегодня, то не случится завтра. Если это случится завтра, то не случится сегодня».) В бога принц не верит, хотя верит в наличие бессмертной человеческой души, в свою фортуну и рок. И еще в наличие хитроумного и злокозненного дьявола, который может соблазниться человеческой душой и явиться в образе покойного отца. После того, как на кронверке это и случилось, принц мучается вопросом, отец ли к нему приходил, или это дьявол похитил отцовское обличье?
Вопрос поставлен в точном соответствии с метафизической логикой Аристотеля, с двумя ее основными законами - принципом тождества и принципом исключенного третьего.
То есть: или это отец, или это дьявол.
Третьего варианта аристотелевская метафизика не допускает.
Гамлет ищет ответ строго по Аристотелю. А по Шекспиру оказывается, что это и отец, и дьявол одновременно, поскольку отец лишен своей воли и выполняет волю ада.
Книга IV «Метафизики» Аристотеля посвящена понятию сущности. В основе учения о сущностиа мыслителем положен закон тождества: не может вещь одновременно быть и не быть, и не может быть собой и чем-то еще в одном и том же отношении. Ну а его закон (или принцип) исключённого третьего - закон классической логики, который формулируется так: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными.
Но Шекспир не метафизик, а диалектик. В его философской системе всё не так, как учили Гамлета в Виттенбергском университете.
Аристотель утверждает: «Равным образом не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать» (Кн. IV. Глава 7).
На кронборгской эспланаде принц и правда встречает покойного отца, но отец заложник ада и под пыткой лишен собственной воли. А, значит, и свободы выбора. При этом отец пытается обиняками объяснить сыну, что он здесь не по своему желанию, а потому сын не должен делать того, что отец потребует, раскрыв тайну своей смерти:
«ПРИЗРАК: Я дух твоего отца, обреченный на определенный срок бродить по ночам, а в течение дня вынужденный поститься в пламени, пока не будут сожжены и очищены все гнусные преступления, совершенные мной в земной жизни. Если бы не было мне запрещено рассказывать о тайнах моей темницы, я мог бы поведать повесть, легчайшее слово которой перевернуло бы твою душу, заморозило бы твою юную кровь, заставило бы твои глаза, подобно, звездам, выскочить из орбит; разделило бы твои причесанные волосы и подняло бы каждый отдельный волос дыбом, подобно иглам сердитого дикобразу. Но разглашение того, что принадлежит вечности, не должно касаться ушей из плоти и крови. Слушай, слушай, о, слушай! Если ты когда-нибудь любил своего отца и он был тебе дорог...
ГАМЛЕТ: О боже!
ПРИЗРАК: Отомсти за его гнусное и противное природе убийство» (Перевод М. М. Морозова).
Принадлежащее вечности и запрещенное адом для разглашения среди живых людей «легчайшее слово» - имя Христа. И хотя принц восклицает тут «О боже!», это восклицание ничего не значит. Поскольку оно для ума, находящегося в плену голой рациональности - всего лишь междометие. Для принца существует лишь дьявол, а Бог - всего-навсего удобная интеллектуальная абстракция, мнимая оппозиция лишенного свободы выбора рационалистического эго.
И Бог, вступающий в диалог со злодеем Клавдием (другое дело, что король не понимает, что Бог ему отвечает!), несмотря на постоянные взывания принца (типа "О Боже!" и "О Небо!) на словах ничего сказать Гамлету не может. И говорит только через совесть принца. Она одна и способна удержать от мести. Но лишь до поры. В комнате матери Гамлет, думая что за аррасским ковром прячется король, убивает Полония. Логическая ошибка Аристотеля становится спусковым крючком трагедии. Принц сел играть в шахматы с дьяволом, поставил "Мышелову" и сам в нее попался. (Эту гамлетовскую ошибку спустя два с половиной века совершит и Карл Маркс, который для своих дочерей придумает сказку о том, что с дьяволом играть можно, но надо у дьявола выигрывать. Собственно, "Капитал" Маркса - про то же.) Да и прочие младогегельянцы, объявившие, что в диалектической триаде каждый синтез становится новым тезисом (а не антитезисом, как в рекуррентных рядах!), и тем превративших диалектику в метафизику, а эволюционное развитие в чреду революционных катастроф..
Шекспир показывает, что «принцип исключенного третьего» в динамическом мире ошибочен.
«Гамлет» - шекспировское доказательство того, что окаменевшая в своих бинарных оппозициях аристотелевская «Метафизика» есть мертвая схоластика, неприменимая в процессе постижения тайн сущего, ничего не дающая для понимания диалектических метаморфоз текучей и бурливой действительности.
Мне не встречалось указаний на то, что источник гамлетовского "Так быть или не быть..." - «Метафизика» Аристотеля. (Как и на то, что шекспировская пьеса не раз цитирует постулаты античного философа и оспаривает их.)
Но читаем: «Прежде всего, таким образом, ясно, что верно по крайней мере то, что слово «быть» или слово «не быть» обозначает нечто определенное, следовательно, не может что-либо [в одно и то же время] обстоять так и не так...» (Аристотель. Метафизика. Кн. IV. Глава 4).
С этим положением Аристотеля и не соглашается диалектик Шекспир, которому тесно в рамках классической (метафизической!) логики и бинарной оппозиции «исключенного третьего».
В своей шахматной партии с Аристотелем поэт, драматург и диалектик Шекспир ставит мат черным конем античному философу. Совсем как на этой ныне утраченной картине молодого Хальса (1604 г.) он ставит мат драматургу Бену Джонсону. При этом и тут тоже опровергается принцип исключенного третьего. Черный конь еще завис над доской, но, как показал исследовавший эту партию москвич Игорь Шап, конь может опуститься не на одну, а на две разных клетки. Однако мат белому королю обеспечен в обоих случаях.
Закончу переводом одной польской эпиграммы:
Павел Гертц (?)
(1918-2001)
. . . . . . . . . . To be or not to be…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Hamlet
Так «быть или не быть?», как вы спросили…
Ах, кабы знать, что значит это «или»!"
Ссылка в первом комментарии.
https://imwerden.de/pdf/chernov_tri_kholsta_frans_hals_2023__izd.pdf Facebook post