1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 20
Почему, при всем его благополучном существовании в Европе, огромных возможностях творить на литературном поприще под патронатом царской семьи, обеспечившей ему международную славу, Гоголь вдруг впал в такую депрессию, что решил - его жизни пришел конец? До сих пор никто не может объяснить, какова была причина? Но в таком же состоянии А.С. Пушкин пребывал перед своей последней дуэлью, а Лермонтов уезжал в последнюю ссылку на Кавказ. При этом в жизни каждого из них произошло событие, которое как бы заранее перечеркивало их жизнь, обозначив роковой конец. Пушкин получил клеветническое анонимное письмо «Диплом рогоносца», на Лермонтова по заказу дочери Николая Первого, Марии Николаевны, и ее мужа, герцога Лейхтенбергского, граф Соллогуб (родственник Романовых) написал пасквильную повесть «Большой свет», на «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя молодой Достоевский, рвущийся к славе, написал пародию «Бедные люди», а Белинский в личном хулиганском письме обвинил его во взятках от царя.
Биографы Гоголя находят ответ в отвлеченных темах, якобы, выход из мучительного процесса своего духовного самоусовершенствования он увидел в новом прочтении православия. Вот что пишет известный преподаватель МГУ: « С начала 40-х годов писатель стал активно изучать православную богословскую литературу, прежде всего - русскую, и удивился богатству ее мысли и глубине источаемой ею веры, взяв из этого уникального и еще не совсем изученного источника многое для своих будущих работ. В публицистике он стал проповедником, чувствующим себя избранным Богом и вполне созревшим для наставления людей во благо их духовно-нравственного возрождения и укрепления государства на основе христианских ценностей. Это можно объяснить и влиянием западных церковных реформаторов, с кем его объединяла неудовлетворенность состоянием европейских обществ, низким уровнем общественного и нравственного развития, тяжким положением населения».
На самом деле, на плечи Гоголя, как и Пушкина, и Лермонтова, обрушилась тяжелейшая ноша скрытых знаний о политике Николая Первого того времени, политика его проекта технической революции и привлечение к ней новых движущих сил России, несущих на себе старую веру, старые традиции и ненависть к семейству Романовых, сделавших их изгоями. Теперь эти силы должны были объединиться с просвещенными представителями Европы, создателями жестокого «железного века» и исповедующими другую веру - протестантство и католицизм. И Лермонтов, и Гоголь увидели в этом «пришествии» угрозу гибели России - угрозу ее православной вере, ее национальной сущности, ее территории, наконец!
Понимать, что и ты «на заказ» принимаешь участие в подготовке этого разрушения, и было, скорее всего, невыносимо для Гоголя. Он считал, единственное, что может спасти русский народ в складывающейся ситуации чуждого нашествия - это вера и православная церковь. Поэтому и кинулся изучать анналы, а затем написал свои «выбранные места из переписки с друзьями», где призывал, заклинал русский народ оставаться верным православию и его святому дому - церкви, национальному оплоту России и ее народа.
Если бы критики-либералы и известные литераторы России знали то, во что был посвящен приближенный к царю Гоголь, они бы не стали обличать его в высоком самомнении и излишнем религиозном рвении, не называли бы его в насмешку проповедником. Кроме Виссариона Белинского, который все равно бы написал свое хулиганское послание, ибо был безбожником и готовым принять европейские либеральные ценности в полном объеме.
21
Если понимать внутренние и внешние меры, предпринятые Николаем Первым по осуществлению технической революции в России в тридцатые годы 19 века, то понятнее становятся история создания и дальнейшая судьба известных произведений наших литературных гениев. Почему в 1830 году царь заказал А.С. Пушкину написать историю Петра Первого? Потому что тема соответствовала задаче времени - глубокие реформы, задуманные императором. Но вместо этого произведения появилась книга, написанная поэтом в рекордно короткие сроки - «История пугачевского бунта». К чему такая срочность и беспрецедентное внимание Николая к этому произведению? - он стал главным его рецензентом, щедро оплатил издание книги из казны. И то, что на это произведение Пушкина не было ни одной рецензии, ничуть царя не смутило - он считал книгу достойной во всех смыслах. И поэта отсутствие рецензий не смутило, хотя даже его мать была удивлена равнодушием критики к новому произведению ее сына. Но если понимать, что он добросовестно выполнил заказ царя и получил достойную оплату, то все становится на свои места в этой странной истории.
Зачем Николаю Первому нужна была книга о восстании Емельяна Пугачева именно в это время? Затем, видимо, чтобы напомнить обществу о последствиях бунта - о разорении страны и беспощадной и страшной казни зачинщика. Это восстание было уроком и для дворян, которые в нем участвовали. А если вспомнить - царь собирался в своем новом грандиозном проекте обойти их, выбрав для роли исполнителей совсем других людей, поэтому, естественно, опасался нового бунта тех, «…кто жадною толпой" у трона. А Пушкин еще и усилил тему книги, выпустив в свет тут же повесть «Капитанская дочка», ставшую мировым литературным шедевром на все времена.
А далее идут: стихотворение Лермонтова «Молитва», которую так любила жена Николая Первого, императрица Александра Федоровна, повесть «Большой свет» графа Соллогуба - пародия на жизнь Лермонтова в большом свете, роман в письмах «Бедные люди» Достоевского - пародия на «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя, сами «Выбранные места из переписки с друзьями».
Три последние произведения были заказами императорской семьи - это вполне очевидно из имеющихся документов. К примеру, графу Соллогубу «Большой свет» заказала сразу после своей свадьбы с герцогом Лейхтенбергским дочь Николая Первого Великая княгиня Мария Николаевна. Соллогуб написал в 1865 году в своих воспоминаниях: "С Лермонтовым я сблизился у Карамзиных и был в одно время с ним сотрудником "Отечественных записок". Светское его значение я изобразил под именем Леонина в моей повести "Большой свет", написанной по заказу великой княгини Марии Николаевны". Эта повесть сродни «Диплому рогоносца», ставшему поводом к смертельной дуэли, который получил в ноябре 1836 года А.С. Пушкин. Пародию «Бедные люди» Достоевского одобрил тот же герцог Лейхтенбергский - именно как пародию на творчество Николая Гоголя, который в это время, в 1846 году, переживал в Европе серьезный психологический кризис и тяжело болел, так что Достоевский даже поспешил объявить, что писатель скончался. Более того, он носился с хулиганским письмом Белинского Гоголю, в котором тот обвинялся в том, что брал взятки от царя на исполнение его заказов, и добегался до гражданской казни и каторги.
А Гоголь тем временем выздоровел и переехал жить в семью Жуковского в Германию, переживать разгромную критику на свою книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Обоих царь настоятельно просил вернуться в Россию, но они ссылались на свою психологическую нестабильность и не ехали. Жуковский так и остался в Германии с молодой женой и маленькими детьми и упоенно переводил греческие трагедии на русский язык, будучи уже слепым, до самой смерти. А семья Романовых волновалась, что Жуковский может принять католичество - это бы скомпрометировало императорскую семью, в которой Жуковский был воспитателем наследника, великого князя Александра Николаевича.
А в чем была истинная причина религиозных волнений царя и Гоголя именно в это время? Причина скрывалась все в том же проекте - в предстоящей технической революции, которую царь отдавал в руки старообрядцев и англичан - людей иной веры, чужого Божьего дома - церкви. И обратите внимание, как много в своей книге Гоголь рассуждает о величии православной церкви, о ее огромном значении для нравственности и стойкости народа. И сегодня критики, не учитывая главные события того времени, которые всецело занимали Никола Первого, уверяют нас, что Гоголь занимался изучением православия и углублял свою веру, так что даже заболел и едва не умер. Всего лишь… На самом деле, он выполнял очередной заказ императора - писал о необходимости сохранять православие в народе, как писал о вреде бунта Пушкин в своей «Капитанской дочке» за несколько лет до него.
Если учитывать эти обстоятельства, то понятно, почему все-таки Жуковский не хотел возвращаться в Россию: во-первых, он боялся бунта, потому что видел, как царь собирается дать серьезный повод для него. Во-вторых, как истинный романтик, не захотел участвовать в идеологии перемен, которые нес с собой суровый «железный век», и позволил себе в конце жить так, как хотел всегда. А Гоголь, написав свои «Мертвые души» - о позоре русских дворян-крепостников - вернулся в Москву, где умер, надорвавшись на тяжелейших царских заказах, не в силах продолжать работу. Сжег или нет он второй том «Мертвых душ», доподлинно неизвестно, но вот отрекаться ему было не от чего - он вполне разделял взгляды царя на православие и на устройство общества без рабства. Другое дело, что в его записках могли быть секретные материалы, и они были уничтожены или просто изъяты (не забываем - Гоголь жил в доме графа Дмитрия Андреевича Толстого, любезного и приветливого человека, большого приятеля Николая Васильевича, но посмотрим, кем он был. Русский государственный деятель и историк, обер-прокурор Святейшего правительствующего синода, министр народного просвещения, министр внутренних дел и шеф жандармов, член Государственного совета, сенатор. Правда, все эти должности он занимал после смерти писателя, но личные задания Николая Первого (ревизора, кстати) выполнял еще в 30-е годы. При Александре II был известен как энергичный реформатор, а при Александре III - как проводник политики контрреформ. Так что последние дни свои наш великий писатель провел под изощренным надзором, «под колпаком» искушенного агента императора.
Продолжение следует Староверы Ульяновы. Заговор купцов (Татьяна Алексеевна Щербакова) / Стихи.ру
Портал предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной поэзии.
stihi.ru