Староверы Ульяновы. Заговор купцов Татьяна Алексеевна Щербакова 36.

Apr 17, 2023 02:17


1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35.

18

Хотя Россия в 19 веке сильно отставала от Запада в техническом и социальном развитии, в ней было немало талантов, которые привлекали внимание Европы. И не только литературные. Есть интересный документ - известный роман Чарльза Диккенса «Крошка Доррит», написанный в пятидесятые годы 19 века, после Крымской войны 1853-1856 (Восточная война) - войны России с коалицией Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинии за Османское наследие, господство в бассейне Чёрного моря, на Кавказе и на Балканах. Диккенс испытывал большую неприязнь к России из-за серьезного ущерба, который в этой войне понесла Англия. И однако он изобразил нашу страну с лучшей стороны в деле стремления к техническому прогрессу: весь сюжет романа о двадцатилетнем проживании разорившегося аристократа в долговой тюрьме построен на изобретении одного молодого человека, который, не найдя себе применения в Англии, уехал в Россию, в Сибирь, и там его изобретение «заработало» и принесло большой доход изобретателю, который и спас крошку Доррит и ее возлюбленного от окончательного падения в нищету во время первого мирового финансового кризиса. Роман написан в середине 19 века, но повествует о событиях двадцатых годов. И хотя в это время император Александр Первый запретил ввоз импортных товаров в Россию, открыв более широкие возможности внутренней отечественной торговле и производству, Диккенс отобразил совсем иное положение своего изобретательного соотечественника в Сибири.
Писателю можно верить - именно в Сибири были сделаны и использованы значительные изобретения для приисков. Правда, изобретателем, чье имя осталось в истории, здесь был гидротехник Козьма Дмитриевич Фролов, предок Надежды Константиновны Крупской по линии ее матери, любимой тещи Владимира Ильича Ленина, Елизаветы Васильевны Тистровой. Что же это была за семья? Хотя в советской истории Елизавету Васильевну «обозначили» гувернанткой (как первую жену Сталина Екатерину Сванидзе, дворянку из семьи миллионеров, талантливого дизайнера и стилиста - поломойкой), ее отец,
Тистров Василий Иванович (1799 -1870), - горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода. Родовые корни Василия Ивановича скрываются в Северной Германии или Дании.
Окончив в 1822 году Горный корпус, он был послан на алтайские казенные заводы, где удачно женился на Александре Гавриловне Фроловой, внучке того самого знаменитого изобретателя-гидротехника Козьмы Дмитриевича Фролова (1726-1800), управляющего Змеегорскими рудниками. Мало кто знает, что под его началом работал механик И.И. Ползунов, создатель первой паровой машины. Известно, что изобретатель умер, не дождавшись испытания машины, так что Козьма Дмитриевич довел его дело до конца. Один из его сыновей, Петр Козьмич Фролов возглавлял алтайские заводы, был даже томским губернатором, много сделал для развития культуры на Алтае. Умер он в Санкт-Петербурге в 1839 году, будучи сенатором и тайным советником.
У Тистровых на Алтае родилось девять детей, Елизавета - одна из младших. Итак, бабушка Надежды Константиновны Крупской Александра Гавриловна была внучкой Козьмы Дмитриевича Фролова (29 июня 1726, Полевской завод - 9 марта 1800, Барнаул) - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. Это был великий человек, прославивший Россию и увеличивший ее благосостояние. Из его официальной опубликованной биографии известно, что он родился 1726 года в Полевском заводе, на Урале, в семье мастерового. В 1744 году закончил горнозаводскую школу в Екатеринбурге. Службу начал на Березовских промыслах «горным учеником». Впоследствии работал рудокопом, писарем, строителем конных водоподъемников для откачки воды из шахт.
В 1760 году на Березовском руднике изобрел золотопромывочную машину (самую производительную в то время).
В 1763-1770 годах на Змеиногорском руднике построил 4 похверка, разместив их на одном деривационном канале и механизировав весь процесс толчения и промывки руды.
В 1783 году на Вознесенской шахте построил подземную деривационную установку со «слоновым» колесом диаметром 18 метров, способным поднимать воду с глубины 63 метра. Один из современников назвал это невиданное в мире сооружение «самым отважнейшим мероприятием».
В 1787 году на той же Вознесенской шахте установил по собственному проекту оригинальный рудоподъемник «патерностер».
Но ни дедушка Надежды Констановны со стороны матери Василий Иванович Тистров, ни прадедушка Козьма Дмитриевич Фролов, несмотря даже на свое мировой научное величие, никогда не упоминались в официальной биографии Крупской. Она везде фигурирует как дочь всего лишь «гувернантки». Хорошо, что еще не прачки. Хотя советские биографы не постеснялись, и Сталин в этом их не ограничивал, указать, что его первая жена, дочь дворянина, подрабатывала прачкой…
А между тем богатейшие были люди, предки Надежды Константиновны Крупской. Козьма Дмитриевич Фролов помимо того, что был изобретателем с мировым именем, в 1758 году получил звание штейгера (горного техника) и был направлен на Воицкий рудник (недалеко от Петрозаводска) для налаживания работ по промывке золота.
С 1759 года он уже руководитель работ по добыче золота на Березовском руднике.
В 1762 году возглавил все золотые промыслы Урала.
В 1763 году, по настоянию начальника Колывано-Воскресенских заводов А. И. Порошина, переведен на Алтай для механизации Змеиногорского рудника.
В 1790 году назначен руководителем работ на всех рудниках Алтая.
В 1798 году вышел в отставку по состоянию здоровья в чине берггауптмана (полковника горной службы). Остался членом Горного совета алтайских рудников. Скончался 9 (21) марта 1800 года, во время приезда в Барнаул на очередное заседание Горного совета. Похоронен на Нагорном кладбище.
Едва ли бедствовал и дедушка Надежды Константиновны, Василий Иванович Тистров, как указывалось выше - горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода.
И что интересно - чуть позже здесь же появляется имя Андрея Антоновича Крупского, открывателя месторождения золота, управляющего Салаирским рудником на Алтае (1854-1895).
То есть, можно предположить, что семьи Крупских и Тистровых-Фроловых - это настоящий клан золотопромышленников из Сибири. Но как-то умудрились обеднеть до такой степени, что правнучка управляющего всех рудников Алтая и дочь управляющего трех рудоплавильных заводов вынуждена была идти в гувернантки.
Не отсюда ли брал свои сюжеты Максим Горький, приятель Ленина, для романов «Фома Гордеев» и «Дело Артамоновых»? В них все золотопромыщленники сходили с ума и разорялись. Им на смену приходили ушлые управляющие-немцы. Но ведь один из таких и был Тистров, выгодно женившийся на внучке управляющего всех золотых рудников Алтая. Темная история с этими несметными богатствами Российской Империи, которыми управлял клан Тистровых-Крупских-Фроловых.
Но, может быть, когда заходит речь о финансировании революционного движения в России и, в частности, В.И. Ленина, то надо не в Германию упираться, а в золото Сибири, которым командовали его будущие родственники? Ленин, внук архангельской староверки Смирновой ( фамилия переводится на латынь как Ленни), выходит, выгодно женился?
И история эта с приходом Октябрьской революции не закончилась. Научное наследство прадеда Крупской в полной мере работало на новую страну. И не удивительно. В предприятиях, созданных Козьмой Дмитриевичем Фроловым, всё было новым, неожиданным. Как утверждают историки, ни русская, ни мировая практика его времени не знала ничего подобного тому, что выполнил великий новатор. Устроив в 1763-1765 годах систему машин, приводимых в действие центральным мотором, он создал технику, далеко выходящую за рамки феодально-крепостнического способа производства. Механизировав технологические операции по переработке продуктов и создав внутризаводской транспорт, К. Д. Фролов организовал, в сущности, завод-автомат. Перешедшие в собственность СССР предприятия, а также новые, которые строились, использовали его разработки. Выходит, идея механизации и автоматизации, развёрнутая с полной силой в СССР в годы сталинских пятилеток, - наша русская идея, не уступающая английским проектам технической революции? И первым поборником и застрельщиком её был ещё в шестидесятые годы XVIII века Козьма Дмитриевич Фролов. Вместе с И. И. Ползуновым К. Д. Фролов занимает почётное место среди творцов современной техники.
В то время, когда Европа успешно развивалась, и в Россию тоже пришел технический прогресс, то есть, он родился «изнутри». Эти машины Фролова были отличным подспорьем для династии Романовых, которая, признав технический прогресс, должна была разворачиваться с большой скоростью в управлении государством. Это бизнес и банки, это новый класс предпринимателей. Но войны разоряли Россию, и она не только брала взаймы, но и впустила в страну чужие машины, чужой прогресс, который стал зарабатывать деньги прямо на месте, но складывать их в свои банки. Когда Романовы в начале 20 века спохватились - было уже поздно. Вся промышленность практически была в руках англичан и их компаньонов купцов-староверов. Так как российские предприниматели накапливали капиталы медленно, на развивающийся рынок нашей страны пришли иностранные, как бы сейчас сказали, инвесторы. В результате к моменту начала Первой Мировой войны в 20 веке от 70% до 100% производственных мощностей в разных отраслях промышленности контролировал иностранный капитал. Вот так технический прогресс, который вытолкнул на поверхность золото, погубил Романовых и саму Россию. В отличие от Николая Первого, который, готовя техническую революцию и опасаясь нового бунта дворян и помещиков, в 1838 году предусмотрительно после пожара в Зимнем дворце вывез жену и трех сыновей в Европу и вернулся вместе с ними оттуда живым и здоровым, его потомок, император Николай Второй, не спас таким же образом жену и детей и обрек их на смерть. Старообрядец Гучков принял у него отречение от престола, а фотограф Юровский организовал расстрел в доме купца Ипатьева.

19

Здесь я хочу вернуться к теме литературных заказов, которые делал литературным гениям России Николай Первый. Для меня абсолютно очевидны факты выбора Романовыми авторов и тем для их самых ярких произведений, ставших мировой классикой - Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. За последним после тяжелейших испытаний до конца жизни получал такие заказы Федор Достоевский. Но уже более откровенно: начиная еще до каторги («Бедные люди» - пародия на книгу Гоголя « Выбранные места из переписки с друзьями»), затем «Братья Карамазовы» ( по сути - о тяжелом внутрисемейном конфликте Романовых, о борьбе за престол между отцом - Александром Вторым - и сыном - Александром Третьим, закончившимся гибелью отца и безвременной смертью сына и восхождению на престол слабого человека, одержимого личными страстями, погубившего страну).
Все четверо наших великих классиков так или иначе были призваны ко двору и служили государю под покровом великой тайны. Они и сами в этой кромешной темноте многого происходящего с ними не замечали, веря в свой рок, судьбу. Но все ощущали с течением времени очень сильное угнетение духа и воли, безысходность, невозможность получить помощь от кого-нибудь, даже от самых близких, родных людей. И это состояние вызывало даже желание покончить с собой.
У всех у них было ощущение присутствия в их жизни каких-то черных сил, едва ли не самого сатаны. У Пушкина это был «черный человек», у Лермонтова «демон», у Гоголя - сам чёрт и панночка и Вий с его свитой. А Хлестакова в «Ревизоре» вообще посчитали явлением самого антихриста. Впоследствии, как мы знаем, «черный человек» безбожия до смерти замучил поэтов Серебряного века -Есенина, Маяковского, Цветаеву…
Почему я уверена, что пьеса Грибоедова «Горе от ума», эпиграмма Пушкина на Воронцова, стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» (без последних шестнадцати строк), были заказаны самим царским двором как стратегические произведения? Существует «калька», приложив которую к фактам появления указанных произведений, можно понять, как это происходило. И «калька» эта - «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя. Ознакомившись с историей их создания, можно понять на примере жизни и творчества Николая Васильевича, что тут Романовы уже и не скрывали своего интереса в работе писателя в определенном направлении. Это направление - жесткое осуждение крепостного права в России и беспредела чиновничества. В сатире Гоголя оно восходило до небесных высот - то есть, до самого Бога, который, как известно, не допускал рабства и несправедливости.
Давайте посмотрим, как жил и работал Гоголь в тридцатые-сороковые годы в Европе, куда он сбежал в 1836 году, после одобренной Николаем Первым театральной постановки «Ревизора» в Петербурге и в Москве. Писатель оставался там десять лет, но находился под заботливым патронажем царя и его ближайшего окружения. И вспомним - сам Николай Первый с семьей отправился в Европу на год в 1838 году. Во время пребывания царя и его сыновей в Риме Гоголь находился там же и вращался в высшем свете.
Там же он получил материальную помощь для работы над «Мертвыми душами». И если Николай Васильевич опустил в своем романе алчных и глупых русских крепостников-помещиков и чиновников «ниже плинтуса», то сделал это, разумеется, по желанию императора, как и в «Ревизоре». И не надо тут искать иных заказчиков типа тайных обществ и какой-то неизвестной оппозиции. Роман «Мертвые души» мог появиться и выйти в свет только по желанию самого царя да еще будучи проплаченным им же. И можно, исходя из этого факта, предположить, что подобным же образом появились на свет «Горе от ума», эпиграмма Пушкина на Воронцова и стихотворение Лермонтова «Смерть поэта».
Достоверно известно, что гоголевскими «спонсорами» были побывавшие в Италии Николай I, наследник Великий князь Александр Николаевич, Великая княгиня Мария Николаевна, С. С. Уваров, М. П. Погодин, а также В. А. Жуковский, Н. М. Языков, З. А. Волконская, Репнины и др. Просителями за Гоголя были В. А. Жуковский, А. О. Смирнова-Россет, П. А. Вяземский и другие. Особую роль в жизни Гоголя играло покровительство Жуковского. В 1838-1839 годах и тот как наставник цесаревича посетил Рим с визитом. Для Гоголя впервые открылась возможность быть представленным при дворе да еще познакомить наследника со своими сочинениями (он прочитал ему «Женитьбу»). Позже Жуковский передал писателю и первую помощь от своего питомца.
Любопытно, что сам Николай Васильевич так и не представился Николаю I в римские дни, поскольку ему «стало стыдно и совестно, не сделавши почти ничего еще доброго и достойного благоволения напоминать о своем существовании ..." "Государь должен увидеть меня тогда, когда я на своем скромном поприще сослужу ему такую службу, какую совершают другие на государственном поприще». Было ли так на самом деле, мы никогда не узнаем. Но есть и другой факт, который наталкивает на определенные мысли: после отъезда царя из Рима туда прибыло семейство Нессельроде, в ком Гоголь нашел новых мощных покровителей. Да уж, куда мощнее - особенно в деле охраны писателя и контроля за ним. Отсюда вывод - литературная работа Гоголя в Европе носила важный стратегический характер и была необходима Романовым в их борьбе против крепостного права и чиновничьего беспредела дворян. «Мертвые души» увидели свет в 1842 году. Но только через 19 лет наследник Николая Первого, Александр Николаевич, которому в Риме Гоголь читал свою «Женитьбу», отменил позорное крепостное право в России.

Продолжение следует




Староверы Ульяновы. Заговор купцов (Татьяна Алексеевна Щербакова) / Стихи.ру

Портал предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной поэзии.

stihi.ru

литература, Пушкин, Запад, Ленин, Сибирь, история, Крупская, Сталин, золото, разоблачая ложь, history

Previous post Next post
Up