1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 5
Сменившая на английском троне Вильгельма Четвертого королева Виктория отдавала предпочтение политике либералов в лице Уильяма Лэма, виконта Мельбурна. Он был премьер-министром Великобритании в 1834 году и с 1835 по 1841 год. Напомним: именно в этот промежуток времени в Россию приезжает восемнадцатилетний Людвиг Кноп ( конкретнее - 1839 год), в стране начинают в массовом порядке создаваться текстильные мануфактуры со смешанным капиталом и русско-английским правлением. Точнее сказать, подобранные на формальное управление предприятиями старообрядцы из самых низов, в том числе, и совсем неграмотные, имели должности статистов при главном хозяине - Людвиге Кнопе. Кого же из высших представителей власти в Англии представлял этот никому неизвестный ни в России, ни в Европе мальчик? На первый взгляд, это мог быть либерал Уильям Лэм виконт Мельбурн, а также и сама королева Виктория.
Но есть факты, которые, возможно, приоткрывает потайную дверцу сговора с другим человеком - с герцогом Веллингтоном. И эти факты - личное знакомство Николая с герцогом в 1825году, когда тот прибыл из Англии в Россию от имени короля с поздравлениями с восшествием на престол, а также встреча Николая Первого с хорошим знакомым Веллингтона, графом Михаилом Воронцовым, в 1837 году.
А;ртур Уэ;лсли, 1-й герцог Ве;ллингтон (1 мая 1769, Дунканкестл - 14 сентября 1852, Лондон) - британский полководец и государственный деятель, фельдмаршал (3 июля 1813), участник Наполеоновских войн, победитель при Ватерлоо (1815). 25-й (с 22 января 1828 по 22 ноября 1830) и 28-й (с 17 ноября по 10 декабря 1834) премьер-министр Великобритании.
В 1826 году был послан в Россию для поздравления императора Николая с восшествием на престол.
Веллингтон постепенно уступил место лидера тори Роберту Пилю, основателю современной консервативной партии. Когда тори вернулись к власти в 1834 году, Веллингтон отказался от поста премьера и порекомендовал королю выбрать Пиля. Однако Пиль в то время был в Италии и три недели в ноябре и декабре 1834 года Веллингтон исполнял обязанности премьер-министра и замещал ряд других министерств. В первом правительстве Пиля (1834-1835 годы) Веллингтон стал государственным секретарём (министром) по иностранным делам, во втором (1841-1846) - министром без портфеля и лидером Палаты лордов. Кроме того, 15 августа 1842 года Веллингтон был вновь назначен главнокомандующим британской армией вслед за отставкой лорда Хилла.
Отдельные исторические документы содержат факты о дружеских отношениях между герцогом Веллингтоном и Михаилом Воронцовым и всей его семьей, в первую очередь - с отцом, Семеном Воронцовым, послом России в Англии, постоянно проживавшим в этой стране.
Женился Михаил Воронцов на Елизавете Ксаверьевне Браницкой. Она была младшим ребёнком польского магната графа Ксаверия Браницкого и племянницы светлейшего князя Григория Потемкина Александры Энгельгардт. Свадьба Михаила Воронцова состоялась в оккупированном Париже 20 апреля 1819 года, где Воронцов был командующим оккупационными русскими войсками, но уже практически не у дел из-за негативных слухов о его либерализме в армии, дошедших до императора и вызвавших настороженное отношение. Воронцов еще находился в подчинении герцога Веллингтона, который был командующим всеми войсками английской коалиции, в которую входила и Россия. На свадьбе герцог был посаженным отцом невесты.
Напомним важные факты из биографии Михаила Воронцова - его участие в войне России с Наполеоном 1812 года и действия графа по обустройству русских войск в побежденной Франции.
Сначала при армии князя Багратиона, он принимал участие в сражении под Смоленском. В битве под Бородином Воронцов командовал 2-й сводно-гренадерской дивизией, состоявшей из элитных полков пехоты (гренадер). Дивизия на протяжении всего боя находилась на Багратионовых флешах, а значит на главном направлении атаки французов. Наступающие французские части постоянно сменяли друг друга, их атаки перемежались сильным огнём артиллерии. Несмотря на огромные потери (к концу боя в строю оставалось 300 человек из 4 тысяч), дивизия генерала графа Воронцова удерживала определённую ей позицию до самой последней возможности. Сам граф Воронцов, находясь во главе дивизии, получил рану штыком в рукопашном бою, и после боя выехал в тыл на лечение.
6
Отправляясь на излечение в своё имение Андреевское в Покровском уезде Владимирской губернии, Воронцов отказался от эвакуации имущества из своего дома на Немецкой улице в Москве, приказав вывезти на подводах раненых. В Андреевском были размещены около 50 раненных генералов и офицеров и более 300 нижних чинов. Граф взял на себя расходы на раненных, которые достигали 800 рублей ежедневно. После выздоровления каждый солдат, перед отправкой в действующую армию, снабжался одеждой и 10 рублями.
Едва поправившись, Воронцов вернулся в строй и был назначен в армию Чичагова, причём ему был вверен отдельный летучий отряд. Во время перемирия (летом 1813 года) он был переведён в Северную армию; по возобновлении военных действий находился в деле под Денневицем и в битве под Лейпцигом.
В компанию 1814 года Воронцов при городе Краоне блистательно выдержал сражение против самого Наполеона. Награждён 23 февраля 1814 года орденом Святого Георгия 2-го класса. В сражении под Парижем, командуя особым отрядом, с боями занял предместье Ла-Вилетт.
В оккупационном корпусе в Париже под командованием Михаила Воронцова был введён определённый свод правил, составленный лично им, ограничивавший применение телесных наказаний для солдат. Примечательно его мнение об ограничении телесных наказаний: «Так как солдат, который никогда ещё палками наказан не был, гораздо способнее к чувствам амбиции достойным настоящаго воина и сына Отечества, и скорее можно ожидать от него хорошую службу и пример другим…»
Во всех подразделениях корпуса по приказу Воронцова были организованы ланкастерские школы для обучения грамоте солдат и младших офицеров. Также граф отладил регулярность присылки в корпус корреспонденции из России.
Перед выводом оккупационного корпуса Воронцов собрал сведения о долгах офицеров и солдат местным жителям и заплатил все долги, сумма которых составляла около 1,5 миллиона рублей, из собственных средств. Чтобы расплатиться c французскими кредиторами он был вынужден продать имение Круглое, полученное по наследству от родной тётки - знаменитой княгини Екатерины Дашковой. Увы, благие дела генерала-героя Отечественной войны обернулись против него. Еще один герой войны с Наполеоном, считавший себя самым главным героем - царь Александр Первый- взревновал к популярности и… армейскому либерализму Михаила Воронцова, который как бы показывал ему из далекой Франции, как нужно быстро и эффективно проводить реформы в народе, которые Александру никак не давались. Видимо, император даже принял действия Воронцова как вызов. Тем более, что деятельность Воронцова во Франции дала обильную пищу языкам. Для России того времени официальное запрещение бить солдат, хотя бы и ограниченное, было фактом беспрецедентным. Быстрое и широкое распространение получили слухи, что корпус якобы избалован его мягким управлением, «офранцузился» и «отатарился» одновременно (первое означало уклон в либерализм-вольнодумство, второе - в анархию, различие, впрочем, несущественное с точки зрения дисциплинарного устава). Весьма благосклонный отзыв о корпусе великого кн. Михаила Павловича, осматривавшего его в 1817 году ситуации не изменил.
Все это крайне огорчало Воронцова, человека обидчивого и отлично знавшего себе цену. В письмах он говорит об этих сплетнях собирается в отставку.
В октябре 1818 года состоялся смотр русского войска. В нем участвовало 87 генералов и около 5 000 офицеров. На смотре присутствовали король Пруссии, император Австрии, от Англии герцог Веллингтон. Все они были в восторге от выучки и выправки войск. Но Александр I после смотра упрекнул Воронцова, что его корпус двигался не достаточно бодрым шагом, на что Михаил Семенович с достоинством заметил: «Ваше Величество, этим шагом мы пришли в Париж». Доведенный мелкими придирками, замечаниями и нападками, граф подает рапорт об отставке. А.А. Закревский, узнав об этом, пишет: «Не Вам служба нужна, а Вы Отечеству».
Слишком необычно было положение Воронцова. Слишком заметен и необычен был он сам. Хватало и завистников: Воронцов всегда был классическим объектом в этом плане - блестящая карьера талантливого аристократа-миллионера не давала покоя многим. Н. М. Лонгинов в 1820 году сообщал его отцу, графу С. Р. Воронцову, что еще в 1815-1816 годах он уведомил Михаила Семеновича, что многие влиятельные лица, узнав о преимуществах, дарованных войскам рескриптом государя, заявляли, что по возвращении этих полков из Франции, нужно будет поискать для них необитаемый остров, иначе прочим войскам нельзя будет примириться с их старыми распорядками, да к тому же и содержание этих путешественников не подойдет уже к установленному содержанию прочих войск». Речь тут идет о тех либеральных изменениях, которые внес в русскую армию Михаил Воронцов в Париже: запрет на телесные наказания солдат, обучение их грамоте, улучшение работы солдатской почты.
Продолжение следует Староверы Ульяновы. Заговор купцов (Татьяна Алексеевна Щербакова) / Стихи.ру
Портал предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной поэзии.
stihi.ru