Староверы Ульяновы. Заговор купцов Татьяна Алексеевна Щербакова 25.

Feb 21, 2023 04:33


1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24.

26

В самом начале очерка я писала, что заподозрила Ленина в принадлежности к староверам поначалу только по одной детали - белым чехлам на креслах в его кабинете и узким односпальным супружеским кроватям в таких же белых покрывалах. Так вот эти кресла и эти кровати, на века оставшиеся в художественных произведениях «Ленинианы» различных художников и киношников, находились в комнатах дома роскошной усадьбы старообрядца Саввы Морозова, в деревне Горки, куда поселился Владимир Ильич после ранения. В оставшиеся годы своей жизни он был окружен староверами и всем тем, что напоминало ему безвременно и загадочно погибшего бывшего спонсора большевиков и соратника по борьбе с престолом Романовых.
В своей замечательной книге о староверах «Корни русского социаизма» социолог Олег Шахназаров раскрывает тайны происхождения многих партийных лидеров КПСС. Вот как он рассказывает о Ежове, вышедшем из крыла староверов - странников, бегунов и скрытников. «Они исходили из представления, что пребывание истинных христиан на грешной земле - явление временное, что они странники на пути к вечной жизни и загодя готовились к ней. Все они не имели недвижимости, не были привязаны к земле, не обзавелись ею после 1861 года, рождение детей и браки нигде не фиксировали. Странник все свое имущество должен был отдавать общине. Их в России как бы и не существовало.
Они жестко следили за соблюдением общинных правил и традиций. Нарушителям пощады не было. Скрыться никому не удавалось. Старообрядческие общины обменивались информацией. Важную роль в этом процессе играли ямщики - профессия традиционно старообрядческая. Кроме того, для противодействия полиции старообрядческие согласия создали контрразведывательную сеть, состоявшую из обращенных в старообрядчество ортодоксов из числа исправников и полицейских чинов, которые в советское время перешли на работу в ЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Эта сеть позволяла защищаться от внешней угрозы и, если нужно, использовать против внутренних предателей и отступников. Советские службы безопасности создавались не с «чистого листа».
На Н.И. Ежове заканчивалась восходящая линия процесса, заданного расколом XVII в. НКВД был превращен в орудие «святой инквизиции». Поэтому какой-нибудь лейтенант этого наркомата мог безбоязненно вырвать глаз у Маршалла Блюхера, расстрелять Маршалла Тухачевского или выбить зубы командующему корпусом Рокоссовскому. «Большой террор» бегунов навел ужас не только на реальных и мнимых противников советской власти, но и на Сталина, который, образно говоря, был всего лишь угодливым распорядителем системы, учрежденной мощным религиозным движением. Своим человеком в среде учредителей он никогда не был. Свое положение он сохранял, играя на слабостях и противоречиях людей решительных и беспощадных с низким уровнем образования и воспитания, с непомерными самомнениями и притязаниями. Пожалуй, основным И.В.Сталина качеством была приспособляемость. Его биографы отмечали, что «И.В. Сталин умеет, как никто, обобщать революционный творческий опыт масс, подхватывать и развивать инициативу, учиться у масс и учить массы, вести их вперед к победе». Это очень верная формулировка, если понимать, что учился он у одной части народа, а учил другую. Когда дореволюционные старообрядческие купцы произносили здравицы в честь «многострадального русского народа» и предвещали его освобождение, то и они тоже имели в виду отнюдь не всех русских, а лишь его совершенно определенную часть.
Анализ кадровых назначений и поведения И.В.Сталина после 1938 г позволяет утверждать, что он сознавал, какую угрозу таит для его жизни расстрел Н.И. Ежова. Прежде всего, во главе НКВД он поставил этнически и конфессионально близкого человека - Л.П. Берия. Одновременно были отстранены от должности всех, кого Н.И.Ежов привел с собой в НКВД. Начальником 1-го отдела Главного управления государственной безопасности Берия назначил человека с православными корнями Н.С. Власика, который потом стал Начальником личной охраны Сталина, который стал методично повышать удельный вес нестарообрядцев в руководстве СССР. Об этом в своих воспоминаниях писала дочь А.Н. Косыгина (из православных), которая, конечно, не понимала глубинной подоплеки, но слова отца запомнила: «В (…) беседах с отцом у меня сложилось впечатление, что (…) Сталин уже накануне войны стал искать (…) молодых руководителей, которое могли бы помешать старым "соратникам" занять его место». Иосиф Сталин отказался «от сложившейся практики назначения руководящих кадров» по идеологическому принципу. В 1940 -е гг. тенденция эта стала нарастать. В 1941 г. Сталин взял на себя обязанности главы правительства СССР. До него этот пост занимал сначала «старовер» Алексей Рыков (1924-1930), который де-факто руководил исполнительной властью еще при жизни больного Владимира Ленина, изолированного в подмосковной старообрядческой усадьбе. Вторым советским премьер-министром был «старовер» Вячеслав Молотов (1930-1941). В 1946 г. «староверы» утратили монополию и в сфере законодательной власти, до своей смерти бессменно возглавлявшейся «старовером» Михаилом Калининым. На смену ему Сталин провел «православного» Николая Шверника. Размыванию «старообрядческого» фундамента в КПСС способствовала вторая мировая война. На высокие посты в армии и в промышленности стали выдвигаться профессионалы - выходцы из иных конфессиональных сред. Миллионы рядовых солдат, сержантов, младших офицеров вернулись с войны с изменившимися представлениями о «падшем мире».
«Антистарообрядческая» политика Сталина имела свои последствия. 10.02.1951 Политбюро приняло решение, согласно которому «староверам» Маленкову и Булганину поручалось поочередно председательствовать на заседаниях президиума Совмина СССР, а также издавать принимаемые на этих заседаниях постановления и распоряжения за подписью председателя Совета Министров СССР И.В. Сталина без его санкции. Раньше он был иконой, теперь стал каучуковой печатью и, в конечном итоге, поплатился жизнью - весной 1953 г. его отравили, но тогда - в 1951 г. - ему удалось навязать им «православного» Берия, над которым сразу же стали сгущаться тучи под предлогом проявлений национализма в Грузии. После смерти Сталина решением В.М. Молотова, Н.А. Булганина, Г.М. Маленкова и при непосредственном участии Г.К. Жукова (все они, как я упоминал выше, были из староверов) иноверный Берия был ликвидирован. Одновременно в общественное сознание был внедрен миф о «культе личности», созданный старовером-спасовцем М.А. Сусловым, ставшим в 1950 г. главным идеологом КПСС. Истинная цель мифа была не в осуждении Сталина, а в ограждении непогрешимости КПСС. Суслов искусно использовал склонность православных обожествлять или демонизировать своих вождей, что позволило продлить жизнь коммунистической церкви еще на 35 лет, а «староверы» смогли вернуть все утраченные посты. Правительство СССР один за другим возглавили Георгий Маленков (1953-1956) и Николай Булганин (1956-1958). Климент Ворошилов стал Председателем Президиума Верховного Совета СССР (1953-1960).. Однако годы «старообрядческого» правления были сочтены.
В 1957г. было объявлено, что в КПСС существует «антипартийная группа», к которой так или иначе были причислены Молотов, Маленков, Булганин, Ворошилов. Все они были вытеснены из политической жизни. Если судить по опубликованным биографиям и мемуарам, то победители и побежденные, при всех индивидуальных особенностях, принципиально ничем друг от друга не отличались. Не было ни личной дружбы, которая могла бы их объединять, ни личной вражды, которая могла бы их разъединять. Каждый преследовал собственные эгоистические интересы. Все они создавали временные союзы друг против друга. Было бы не понятно, как они смогли распасться на два враждебных лагеря, если бы не одно обстоятельство - одни были выходцами из старообрядческой среды, вторые - из православной. В КПСС образовались две фракции - «старообрядческая» и «православная». Формально, и те, и другие считались атеистами, но сохраняли те же идеологические разногласия, что и в XVII в. В 1667 г. выиграли православные, в 1917 г. - староверы, в 1957 г. - вновь «православные».
Представители «православной фракции» в 1960-е гг. заняли господствующие высоты в армии и МВД, во внешней политике и в экономике. Эскалация ее влияния в 1960-1980-е гг. привела к отказу от ожидания неминуемой гибели «падшего мира», к утверждению идеологии «мирного сосуществования», к крушению «железного занавеса», который староверы начали создавать на стоглавом соборе Русской церкви в 1551, но смогли закончить только после свержения дома Романовых. В 1985 г. «православными» была инициирована «перестройка». Процесс достиг своего апогея в 1990-е годы, принесшие гражданские свободы, но одновременно России пришлось заплатить высокую цену за десятилетия существования административной/церковной экономики».
Ну как тут не вспомнить фразу Хрущева о русской и американской свинье! Однако вслед за «православными» во власть снова пришли староверы! Вернемся к книге Олега Шахназарова. Вот что он пишет по этому поводу: «В 1991 г. страна выбирала своего первого в истории президента, которым стал Б.Н. Ельцин. Б.Н. Ельцин - родом из уральской деревни Бутка (Талицкий р-н. Свердловская область), имеющей старообрядческие традиции «двоеданов» или, как их называли в европейской части России со времен Петра I - «записных» староверов. В зрелом возрасте по ряду причин, среди которых, был и брак с женщиной иной конфессии, Ельцин прервал связи с родственниками, стал утрачивать и воспитывавшийся с детства менталитет. Община предала Ельцина забвению. Ни один из ее представителей, включая кровных родственников, не принял участия в его похоронах. Тем не менее, воспринятая в молодости идеология постоянно давала о себе знать и самым очевидным образом проявлялась в непоследовательности его действий на президентском посту, особенно в отношении Запада.
На слуху постоянно было несколько кандидатур на пост президента после Ельцина.
…В 1990-ее гг. страна вошла в кризисный штопор, уровень жизни большинства населения упал до катастрофически низкого уровня. Общество потеряло устойчивость, оно нуждалось в ПОРЯДКЕ, олицетворением которой староверы исторически снискали себе славу. В 1950-е их вынудили уйти с ключевых постов в органах государственного управления, но они смогли сохранить за собой посты в некоторых отделах ЦК КПСС, и в частности в отделе организационно-партийной работы, который очень помог им во второй половине 1920-х гг., но на этот раз ситуация развивалась иначе. КПСС канула в Лету. Спасли положение те, кто когда-то числились исполнителями грязной работы - офицеры ГПУ-ОГПУ-НКВД-КГБ. Из КГБ «староверы» не уходили никогда и, если бы не состояние здоровья Ю.В. Андропова, «староверы» вернули бы власть еще в 1984 г . Андропов умер, но остались генералы, полковники, подполковники и т.д. , имевшие проверенные каналы воздействия на общественное мнение, в котором исподволь нарастала убежденность, что кризисное состояние является следствием не «социалистической экономики», а открытость западному влиянию. Это был все тот же аргумент, что и в XVII в., что и в 1920-е для обоснования строительства «социализма в одной стране», что и 1930 -е для обоснования массового террора. в Белоруссии, здесь находится фабрика, рабочие которой первыми обратились к В.И. Ленину с просьбой позволить им назвать свое предприятие его именем.
С 2000 года звучит идея, что Россия предложит народам русский путь развития. Весной 2006 года в Москве прошел X Всемирный русский народный собор, посвященный теме «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке», на котором был подтвержден постулат: «Нравится это кому-то или нет, но (…) мы не должны оказаться ведомыми, безоговорочно принимая либеральные поведенческие стереотипы и моральные ценности, которые были сформированы без нашего прямого участия». На теледебатах, посвященных проблеме противопоставлении православных ценностей западноевропейскому либерализму влиятельный идеолог РПЦ дьякон Андрей Кураев прямо заявил: «Мы - староверы Европы».

Продолжение следует




Староверы Ульяновы. Заговор купцов (Татьяна Алексеевна Щербакова) / Стихи.ру

Портал предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной поэзии.

stihi.ru

права человека, Религии, 1917, Ленин, история, 1957, Сталин, кто есть кто, 1985, разоблачая ложь, спецслужбы, history, КГБ, 2006

Previous post Next post
Up