«Золотые двадцатые»: Берлин означал - мальчики

Jan 19, 2021 18:37


27.06.2015



Marlene_Dietrich_in_The_Blue_Angel

Берлин, конечно, по-прежнему  сексуален, но все же уже не так. Не так, как век назад, когда эротикой  и развратом здесь была пропитана каждая молекула воздуха. В короткую  и яркую эпоху «золотых двадцатых» сексуальная жизнь Берлина переливалась  всеми цветами радуги. И об этой радуге грезили геи и лесбиянки всей  Европы.

Почти сто лет назад Берлин, столица c 4 миллионами населения (больше,  чем сегодня), была вторым по величине городом мира после Лос-Анджелеса  и третьим по плотности населения после Лондона и Нью-Йорка. Метрополией  с невероятным культурным разнообразием, влекущей к себе людей со всего  мира, по большей части представителей творческих профессий. Городом  новообретенной пьянящей свободы - свободы от предрассудков  и условностей, свободы от табу и осуждения, свободы эксперимента,  сексуальной свободы.

Неудивительно, что в 20-х годах прошлого века Берлин был популярным  местом секс-туризма. Икона английской гей-литературы Кристофер Ишервуд  писал: «В отличие от Парижа, где можно было просто купить секс,  в Берлине нужно было быть специалистом в сексе: вы желаете девственницу,  юношу или женщину преклонного возраста в кожаных сапогах и с кнутом?».  Если ты не мог разобраться в своих желаниях, можно было сходить  в Институт сексуальных наук (открыт в 1919 году) - первое в мире  учреждение по половому просвещению населения - и, соответственно,  просветиться, причем бесплатно. И не только это. Берлин был столицей,  где гомосексуалы всего мира могли вести нормальный образ жизни,  не опасаясь гонений. Здесь были бары и клубы, юристы и врачи, гостиницы,  парикмахерские и прочие услуги специально для представителей  секс-меньшинств.



Кристофер Ишервуд (на первом снимке слева)

Самого Кристофера Ишервуда в Берлин привела именно слава гомосексуальной  столицы: «Берлин значил - мальчики». В родной Англии c ее пуританскими  нравами и законами, уголовно преследующими любого уклоняющегося  от гетеросексуальной нормы, автор не мог раскрыть свой личностный  и писательский потенциал. В Берлине он поселился в районе станции метро  Ноллендорфплац, увековечив и эту самую станцию с куполом как у чайного  домика (разбомблен во время войны), и сам район Шёнеберг, и атмосферу  последних дней Веймарской республики в своем произведении «Прощай,  Берлин». В 1972 по этой книге был снят фильм «Кабаре» с Лайзой Минелли  в главной роли.



Лайза Миннелли в фильме «Кабаре» (1972), снятом по берлинским романам Кристофера Ишервуда

Поселился писатель по адресу Мотцштрассе 17, в самом злачном районе  города, особенно популярном у геев и лесбиянок. И по сей день на этой  улице работают сразу три гей-бара и несколько магазинов  с фетиш-аксессуарами. На углу Мотцштрассе и Калькройтштрассе сегодня  находится магазин биопродуктов с претенциозным названием «Эльдорадо».  Имя этот хипстерский рай унаследовал от своего предшественника: 85 лет  назад здесь находился одноименный одиозный травести-клуб для геев  и лесбиянок, куда нередко заглядывала и Марлен Дитрих, и конечно, сэр  Ишервуд. Здесь собирались дамы и юноши полусвета, актрисы и певицы,  богатые дельцы и бедные искатели приключений, гетеро и гомо.



Марлен Дитрих в фильме «Голубой ангел» (1930)

Здесь давала концерты группа трансвеститов, которых в перерывах  между представлениями мужчины могли за отдельную плату пригласить  на танец. Именно этот клуб описывает Ишервуд в заключительной части  книги - клуб «Саломея» с танцующими «женщинами».



Фото: madamepickwickartblog.com

* * *

С приходом нацистов к власти ночные клубы стали прикрывать. Начались  внезапные обыски и задержания, запретили танцевать в барах после десяти  вечера, потом запретили продавать алкоголь, а вскоре стали требовать  от владельцев клубов имена, адреса и телефоны всех посетителей,  что для гостей этих заведений было опасно. Их в любую минуту могли  навестить представители нацистской власти и увести с собой - в тюрьму,  на лагерные работы или сразу на смерть.

Покидая в 1933 году Берлин, Ишервуд писал: «Множество моих друзей  в заключении, предположительно мертвы». Розовый треугольник - так  помечали заключенных за гомосексуальные связи в концентрационных  лагерях. Розовый треугольник из гранита на Ноллендорфплац сегодня -  памятник тем, кого преследовал и уничтожал национал-социализм  за их сексуальную ориентацию. Сам Ишервуд сжег свои дневники тех  неспокойных дней в Берлине, поскольку его часто задерживали  и обыскивали, а в дневниках были довольно подробно описаны конкретные  люди, указаны имена и адреса.

Еврей, владевший клубом, не питал иллюзий относительно происходящего  в Германии и своей собственной возможной судьбы. В одночасье он погрузил  свои пожитки и семью с двумя собаками в машину и бежал в Прагу,  а оттуда - в Австралию. Единственное, что он прихватил с собой на память  о клубе и о золотых двадцатых - это адресную книгу  с именами посетителей.



Клуб «Эльдорадо» до (1932) и после прихода к власти нацистов. Фото: cabaret-berlin.com

* * *

Буквально в десяти метрах от «Эльдорадо», на Калькройтштрассе,  находился «Ле Гарсон» - шикарный ночной клуб для лесбиянок, владелицей  которого была Сюзи Вановски. Чем была примечательна эта дама кроме того,  что содержала одно из самых известных заведений Берлина того времени?  А тем, что была любовницей enfant terrible и эми вайнхаус той эпохи -  Аниты Бербер, которая давала в этом клубе танцевальные представления  в обнаженном виде.

Аниту Бербер можно считать символом полной эксцессов декадентской  жизни в двадцатые. Это дикое, но симпатичное дитя той эпохи прожило  короткую (всего 29 лет), но очень насыщенную жизнь, в которую уместились  два брака (оба мужа были геями), множество романов с людьми обоих  полов, кинематографический успех не только на родине, в Германии,  но и в Голливуде, гастроли по всему миру, слава первой модели  и талантливой танцовщицы, а также дикие эксперименты с наркотиками,  во время которых кокаин, морфин и виски употреблялись одновременно  и ежедневно и которые заканчивались скандалами и драками.

Без Аниты Бербер ночная жизнь той эпохи была бы лишена главной  перчинки. О похождениях дивы писали газеты и журналы, ее увековечил  художник Отто Дикс на своем полотне «Портрет Аниты Бербер». Она была  неотъемлемым элементом гомосексуального андеграунда и даже сыграла роль  в первом в мире фильме о гомосексуальности «Не такой, как все» (1919).



Анита Бербер, справа портрет работы Отто Дикса. Фото: beatrixkestrel.tumblr.com

Но ничто не длится вечно. Когда во время очередного выступления,  обнаженная, пьяная, перебравшая кокаина Анита набросилась на одного  из посетителей, разбила бутылку шампанского об его голову, а после  помочилась на него, свет решил, что это - последняя капля. С этого  момента начался закат звезды, кинематографисты стали отзывать контракты  на съемки. В Дамаске, во время вынужденного турне по Ближнему Востоку,  Анита потеряла сознание прямо на сцене. У нее обнаружили туберкулез  в последней степени. Интенсивный прием наркотиков и алкоголя несказанно  усугубил болезнь. Аниту сразу же доставили в Берлин, где она  через несколько месяцев умерла в больнице.

* * *

С Кляйстштрассе начиналась «золотая миля» лесбиянок. И для них Берлин  двадцатых был мировой столицей. Известно даже, что в метрополии  проживало тогда не менее 85 тысяч гомосексуалок. Для дам «в теме»  в городе выходили две еженедельные газеты и шесть журналов, было открыто  двенадцать клубов по интересам, две лиги конькобежного спорта, три  спортивных организации, и, как минимум, пятьдесят баров и ночных клубов,  самыми известными среди которых были «Дориан Грей», «Виолетта», «О-ла-ла» и «Верона Лаунж». По этой самой улице лесбиянки обычно прогуливались с целью познакомиться.

На Кляйстштрассе находилось когда-то «Кляйст-казино» -  самый старый гей-бар в Европе. В него приходили как простые смертные,  так и знаменитости. Тут процветала мужская проституция. Экономический  кризис и безработица после Первой мировой войны выгнали на улицы  и молодых людей, и отцов семейств зарабатывать на хлеб чем могли, в том  числе и телом.



Улица Кляйстштрассе. Справа виден купол станции метро Ноллендорфплац. Фото: akpool.co.uk

Это единственный клуб, который после закрытия во времена  национал-социализма был снова на короткое время открыт - в дни Олимпиады  1936 года. На тот момент Гитлеру еще требовалось показывать миру  человеческое демократическое лицо, так что клуб служил своего рода  «потемкинской деревней», фальшивым свидетельством того, что Берлин по-прежнему  свободен. После Олимпиады бар сразу же закрыли, однако он все же  пережил национал-социализм и снова открылся в 1950 году и работал  аж до 2002-го. «Булл клуб», сегодняшний преемник «Кляйст-казино»,  круглосуточно привечает гей-фетиш-публику.

И вот без малого 100 лет спустя Берлин уже не дикий и распущенный, а,  скорее, зрелый и благоразумный, и при том - все равно свободный.  Научившийся получать удовольствие от жизни, не эпатируя. Перешедший  из эпохи бурного пубертатного созревания в эпоху зрелой чувственности,  принимающий себя таким как есть, не зажимаясь и не оскорбляясь. «Берлин  бедный, но сексуальный», - заявил однажды бывший мэр города Клаус  Воверайт, открытый гомосексуал. Никого здесь не удивишь сегодня  ни гашишем, ни танцами в голом виде, ни трансвеститами, ни автобусами  с рекламой самого большого в Европе борделя со спецпредложениями. Каждое  лето здесь проходит гей-прайд - торжество переживших репрессии  и концлагеря́, ненависть и преследования, прайд выживших  и не возненавидевших ни себя, ни гетеробольшинство.




«Золотые двадцатые»: Берлин означал - мальчики

Берлин, конечно, по-прежнему сексуален, но все же уже не так. Не так, как век назад, когда эротикой и развратом здесь была пропитана каждая молекула воздуха. В короткую и яркую эпоху «золотых двадцатых» сексуальная жизнь Берлина переливалась всеми цветами радуги.

liveberlin.ru

Германия, история Германии, Берлин, history, разоблачая ложь, история, 1920-е

Previous post Next post
Up