16 октября 2020
Допустить ошибку и получить двойку - самое страшное наказание для школьника. Исписанная красной ручкой тетрадь - ужасное зрелище, стыдное. Но ведь чем чаще ребёнок допускает ошибки, тем быстрее он учится. Почему же в наших школах так не любят ошибки? Об этом размышляет наш блогер Кирилл Макеев.
В последнюю неделю перед ЕГЭ в прошедшем учебном году я заметил нарастающий страх совершить ошибку. В основном - со стороны учеников. Но не только. В нашей системе образования совсем не учат ошибаться. А ведь это очень важно! Школа ставит оценки только за положительный результат. Хотя, например, в науке негативный результат не менее важен: представьте эксперимент, который показывает, что какая-то идея была неверна. Полученные опытные данные позволяют в будущем не выдвигать ложную гипотезу, отсеивают неправильный путь размышления.
Страх ошибки преследует многих со школы. Нас приучают делать только правильно, по тем шаблонам, которые считает правильными каждый отдельный учитель. Результат - страх и неумение выйти за рамки отработанных методов, узость мышления, отсутствие созидания и креативности, столь необходимых для нашей текущей экономической ситуации.
Есть ли и много ли учебников и преподавателей, дающих хотя бы малейшее представление о том, как много в ходе истории человек ошибался, прежде чем прийти к положительным результатам и триумфу? Как много экспериментов приходилось провести, чтобы познать истину? Сколь много дней и ночей надо размышлять о чем-нибудь, чтобы добраться до правды? Как велико число отсеиваемых при этом неправильных мыслей, идей и гипотез и ошибочных экспериментальных данных? Хотел Колумб открыть Индию, а получилось - Америку, вот это ошибочка вышла! Почему так мало подобных историй преподносится учащимся? Почему за неправильно сделанную лабораторную работу школа бьёт по рукам, а главное - по голове, тех, кто проводил опыт, этими бессмысленными замечаниями и двойками?
На своих занятиях я часто встаю с учениками на один уровень: ищу такую задачу, которую мы могли бы решить вместе на уроке. Мы учимся вместе с ними: я стараюсь найти ответ, и далеко не всегда это удаётся сделать быстро. На своём примере я показываю, что ошибиться - нормально. Можно отложить задание, а потом - всё-таки найти решение. Это даёт им бесценный опыт. Они учатся не бояться незнания, задавать вопросы, быть более открытыми новому и неизвестному, размышлять и добиваться результата, несмотря на возможные неудачи. В российской образовательной системе такому подходу сегодня едва ли найдётся место.
И нет, дети не считают меня плохим преподом, потому что я чего-то не знаю
Они уважают моё право на ошибку, потому что я тоже понимаю, что они могут не справиться с каким-то заданием. Это создаёт взаимное доверие. И как я готов придти на помощь им, так и они готовы помогать мне.
Меня спрашивал один мой знакомый преподаватель: «А как же я буду помогать создавать стартап, если я в чем-то не буду разбираться?» Невозможно во всём разбираться: мы не знаем заранее, в какой области ученики в Детократии захотят реализоваться. Но мы разберёмся все вместе, поможем друг другу и придём к результату. Некоторые мои коллеги боятся преподавать предметы без привязки к конкретной программе или учебнику. А я считаю, что новое и неизведанное - путь к развитию. Что ученики на таких уроках - самые крутые, с ними можно очень вырасти и самому педагогу.
Я знаю, что многие родители сталкиваются со следующей проблемой: ребёнок начинает чем-то увлекаться, но у него не очень получается, и занятия забрасываются. Результат - негативный опыт и утраченное начинание. У меня так почти случилось с фортепиано. В итоге через силу учился понемногу играть самостоятельно и более-менее выучился за время учёбы в вузе. Но в музыкалке мои ошибки и подход преподавателей привели меня к такому отвращению, что я несколько лет принципиально не посещал этот предмет. Очень старался себя оправдывать, хотя иногда становилось весьма стыдно. Это мой самый большой опыт прогуливания школы. Результат - единственная четвёрка по фортепиано в аттестате из музыкалки. Помогайте своим детям ошибаться и правильно относиться к неудачам. Это очень-очень важно.
Всем побед и до новых встреч!
«Школа бьёт по голове бессмысленными двойками». Почему детей надо учить ошибаться | Мел
mel.fm