Даниил Сотников,
Ольга Чуракова,
Роман Баданин, при участии
Михаила Рубина и
Елизаветы Сурначевой, 25 декабря 2019
Старый друг президента Сергей Чемезов и его партнеры давно поддерживают оппозиционные СМИ и либеральные политические проекты, такие как «Новая газета» или RTVI. Кремлю важно создать иллюзию свободы в стране, а заодно иметь возможность контролировать журналистов.
Заслуги перед отечеством
В сентябре 2017 года президент Владимир Путин открывал парк «Зарядье» в центре Москвы. Проходя мимо корреспондента RTVI Марианны Минскер, он
задержался с вопросом: «Это что у вас такое здесь?». «Международная телекомпания RTVI», - ответила Минскер. Канал перезапустился за три месяца до этого - подготовка к перезапуску началась еще в 2016 году, в июне 2017 года канал начал вещание в новом виде: новый логотип в цветовой гамме либерального телеканала «Дождь», новые ведущие и редакторы, многих из которых позвали с того же «Дождя» или из старой, «свободной» редакции НТВ. Возглавил коллектив Алексей Пивоваров, «нтвшник», к тому времени, правда, уже поработавший менеджером на СТС.
Алексей Пивоваров. Фото: Иван Краснов/RTVI
Целью перезапуска был полноценный выход на российский рынок: тогда телеканал рассчитывал попасть в мультиплексы - два пакета из 20 федеральных общедоступных цифровых телеканалов. Эту цель назвал «Проекту» один из менеджеров RTVI. Прежде эмигрантский канал, вещавший только за границей, в таком случае оказался бы «на кнопке» в российских домах, куда безуспешно пытался попасть «неблагонадежный» «Дождь». «Оба раза - в 2012-м и 2013-м годах - нам аплодировали после презентации, но потом комиссия голосовала против», - вспоминает директор «Дождя» Наталья Синдеева. Все 20 каналов мультиплексов связаны с государством или близкими к власти олигархами, они входят в ВГТРК, «Газпром-медиа», «Национальную медиа группу», а «Муз-ТВ» контролировался Алишером Усмановым, который в 2018 году продал свою долю бывшему директору «Мегафона» Ивану Таврину.
С 2012 года каналом владел, по его собственным словам, малоизвестный бизнесмен Руслан Соколов, и масштабный перезапуск - «Медуза»
оценивала бюджет телеканала в $60 млн за три года - стал возможен только благодаря появлению нового инвестора, имени и условий прихода которого тогда никто не называл. Некоторым сотрудникам в качестве инвестора называли Аарона Френкеля, рассказал бывший сотрудник канала и подтвердил действующий менеджер - израильского бизнесмена, связанного с российским государственным «Ростехом» общим проектом в сфере авиапромышленности.
RTVI - международный русскоязычный канал со штаб-квартирой в Нью-Йорке, вещающий в 50 странах. Был создан в 1997 году бывшим владельцем НТВ Владимиром Гусинским. В 2012 году канал у него, как сообщалось, купил экс-директор российского государственного телеканала «Звезда» Руслан Соколов. По словам Соколова, выручка канала в 2018 году составила $5,5 млн: треть - доходы от рекламы, остальное - выручка от дистрибуции через кабельных операторов, еще $3,8 млн канал получает в виде дотаций от инвестора. С момента перезапуска в 2017 году аудитория канала, по его собственным данным, выросла с 6,5 млн до 11 млн человек, посещаемость сайта - с 42 тыс. до 2 млн в месяц.
Впрочем, куда чаще в редакции говорили, что за перезапуском стоит глава самого «Ростеха» Сергей Чемезов - друг Путина, с которым они еще в 1985 году были соседями в Дрездене, где служили в КГБ и «общались и по службе, и по-соседски», так
описывал знакомство с будущим президентом сам Чемезов. На это были причины.
Важную роль в перезапуске сыграл нынешний директор «Ростеха» по особым поручениям Василий Бровко. Он сблизился с Чемезовым не позже 2012 года, когда принадлежавшая ему и его будущей супруге Тине Канделаки PR-компания «Апостол» организовала ребрендинг «Ростехнологий». Корпорация переименовалась в «Ростех» и убрала с логотипа красно-синюю звезду, показывая «максимальную открытость по отношению к партнерам, инвесторам и СМИ». Тогда в арт-центре рядом с Кремлем Бровко и Канделаки устроили дорогую вечеринку в полумраке (новый логотип компании был черно-белым), главной звездой на которой был Чемезов. В 2019 году Бровко
был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
Василий Бровко и Сергей Чемезов
В момент перезапуска Бровко регулярно встречался с Пивоваровым, вспоминает бывший сотрудник RTVI. «Бровко в офисе никогда не видел, об участии не знаю», - так сотрудникам редакции рекомендовали отвечать на вопросы со стороны, рассказал бывший сотрудник RTVI. Пивоваров настаивает, что в жизни СМИ Бровко участия не принимал, он лишь неоднократно консультировался с ним «по старой дружбе», «советовался для понимания политических моментов». Пивоваров сказал «Проекту», что все три года по вопросам работы СМИ общался только с Соколовым и «ни о каких других инвесторах RTVI» ему неизвестно. При этом в интервью 2016 года он же
отвечал, что знает инвестора, которого привлек Соколов: «У меня это не вызывает никакой аллергии, никаких вопросов». Соколов и Бровко не захотели общаться с «Проектом».
Как выяснил «Проект», на протяжении этих лет телеканал был связан с «Ростехом» куда более непосредственно: через зарегистрированную в Великобритании компанию-правообладателя RTVI, Brenrose Limited. До 2018 года ее директором был Борис Баум, в редакции он делил кабинет с Пивоваровым и платил сотрудникам зарплаты, вспоминают бывшие сотрудник редакции. В 2018 году место директора этой компании занял некий Кирилл Ганин.
Одновременно Ганин работал менеджером в одной компании, связанной с «Ростехом», а до того - в еще одной «дочке» госкорпорации. В сентябре 2017 года Ганин в должности гендиректора компании «Фарм эйд» - на 49% принадлежит «Нацимбио» - холдингу, входящему в «Ростех» -
подписывал соглашение с индийскими компаниями о разработке новых вакцин. На протокольной фотосессии за спиной Ганина стоит Чемезов. Перед этим Ганин же
был председателем совета директоров «Русинформэкспорта» - «дочки» «Ростеха», созданной для экспорта российских IT-продуктов за границу. В мае 2017 года ей на смену пришла «Русайтиэкспорт».
Кирилл Ганин (на переднем плане слева) и Сергей Чемезов (на заднем плане справа). Источник rostec.ru
Ганин ответил «Проекту», что на работу в Brenrose его пригласил Соколов - для подготовки канала к продаже, а с «Ростехом» свел «партнер по IT-бизнесу». В «Ростехе» «Проекту» ответили, что Ганин «не работал в корпорации и ее дочерних структурах», а в «Русинформэкспорте» представлял сторону частного инвестора. По данным сервиса «Спарк-Интерфакс», «Ростех» - единственный бенефициар «Русинформэкспорта». «О связях Ганина с RTVI нам неизвестно», - говорится в письменном ответе госкорпорации.
К концу 2019 года многие известные журналисты, нанятые под перезапуск, уже ушли с RTVI. Несколько из них согласились говорить с «Проектом» на условиях анонимности: как они утверждают, до начала 2019 года проявлений цензуры на RTVI не было, иначе они бы «сразу ушли».
Поручение акционера
- Плюс-минус все серьезные деньги в нашей любимой стране происходят в общем из одного источника, из одного кармана. Если начать копать кого угодно, ты все равно придешь к какому-нибудь другу Путина. Причем тут кто владеет, вот реально? Причем тут кто владеет, если нет вопросов к тому, что они делают и как они делают? - этой фразой Пивоваров ответил в 2019 году «Дождю» на вопрос о возможном вмешательстве собственников телеканала в контент.
Весной 2019 года на телеканале появились новые менеджеры. Председателем совета правления - созданного тогда же органа управления, в который вошли все топ-менеджеры канала, стала Юлия Москвитина, пришедшая с СТС, а исполнительным директором RTVI - Татьяна Дружняева, которая до этого работала в Общественной палате и «Апостоле» - подрядчике «Ростеха». По
словам Бровко, в «Апостоле» она входила в «основной костяк команды». До RTVI Дружняеву командировали в Крым перезапускать Севастопольскую телерадиокомпанию перед выборами губернатором города Дмитрия Овсянникова, которого называют ставленником все того же Чемезова.
Татьяна Дружняева, источник Youtube
Редакции RTVI новые менеджеры объявили о смене стратегии: сокращении новостного эфира в пользу развлекательного. Оперативным управлением интернет-редакцией занялась Дружняева, рассказывают трое бывших сотрудников, особое внимание уделялось соцсетям и Telegram-каналу. Сотрудникам объяснили, что «телега важна для инвестора», рассказывает бывший сотрудник интернет-редакции и подтверждает еще один бывший служащий канала. Редакции поручили чаще репостить канал Канделаки, а также чаще публиковать ее в рубрике «Мнения», вспоминают перемены двое сотрудников редакции.
В апреле Дружняева поручила новостной редакции выпустить текст, посвященный налоговой реформе, предложенной первым вице-премьером Антоном Силуановым, тогда чиновник предложил превратить шесть неналоговых сборов в новые налоги. От редакции потребовали подчеркнуть в заметке «позитивные итоги работы министерства». «Поручение акционера», - объяснила требование Дружняева. Вместе с поручением она прислала и «тз с фактурой» - есть в распоряжении «Проекта»:
«Необходим текст, в котором аргументированно разъяснить позицию министерства и подчеркнуть роль Силуанова в улучшении администрирования нашего государства. <…> Нужно показать, что Минфин проводит планомерную политику по улучшению сборов налогов, внедряя новые технологии и системы, и предложение превратить шесть неналоговых сборов в налоги - часть этой продуманной стратегии. <…> В завершении текста важно отметить, что Минфин не рубит с плеча, не проводит резких изменений, слышит мнение бизнеса и идет на уступки», - писала Дружняева, подробно разобрав все пункты заметки, которые необходимо осветить. Ее орфография и пунктуация сохранены.
Хотя редакция и воспротивилась «темнику», утверждают трое бывших сотрудников, заметка о реформе в итоге
вышла, повторяя ряд тезисов Дружняевой. Например, в новости есть утверждения, что реформа повысит собираемость налогов, и Минфину удалось добиться рекордного профицита бюджета. В заметке также сохранилась ссылка на
колонку Владислава Иноземцева, которую рекомендовала использовать Дружняева. Автор заметки Ирина Нагорных ответила «Проекту», что не обсуждала материал с Дружняевой, а тема была редакционным заданием: «В статье должны быть две точки зрения на проблему - за и против. Так что моя совесть чиста: почитайте, свою часть работы я выполнила по стандартам. Но везде редакторы коррам регулярно дают задания и не всегда объясняют, почему».
«Я знал о той „ситуации“ и знаю, что не было никакой „ситуации“, потому что внутренние обсуждения в любой редакции всегда есть», - прокомментировал эту историю Пивоваров. На уточняющий вопрос о «поручении акционера» Пивоваров сказал, что не видел этой фразы. Однако, как следует из переписки сотрудника RTVI с Пивоваровым, c копией которой ознакомился «Проект», главред был в курсе поручения. «Никогда не было никаких просьб. Были внутренние обсуждения», - так Пивоваров прокомментировал перепечатку «мнений» Канделаки.
В июле 2019 года московскую редакцию RTVI фактически возглавила Екатерина Котрикадзе, вернувшаяся из США. С этого момента ничего не публикуется без ее ведома, говорит она: «Случись что-то (цензура - „Проект“) подобное, я бы сразу ушла с канала, а редакцией это было бы воспринято в штыки».
Главный везунчик Голливуда
В итоге амбициозные замыслы по развитию канала не сбылись. «Планы вдохнуть в канал новую жизнь натолкнулись на тяжелые реалии рынка СМИ в России», - говорит менеджер телеканала, не раскрывая причины непопадания в мультиплекс. Пивоваров сохраняет за собой пост главреда, хотя с головой погрузился в собственный YouTube-проект.
В октябре 2019 года канал пережил очередную странную сделку: журналистам московской студии RTVI
объявили, что вместо Соколова новым собственником теперь будет американский ресторатор армянского происхождения Микаэль Исраелян. Окончательно сделка была закрыта в ноябре, рассказали «Проекту» двое топ-менеджеров RTVI и подтвердил сам Исраелян. Когда материал готовился к выходу, RTVI
выпустил пресс-релиз о продаже.
Микаэль Исраелян
Исраелян рассказал «Проекту», что купил RTVI, вдохновившись успехом армянских медиа в Калифорнии. По оценке ресторатора, на западном побережье канал может охватить 20% русскоязычного населения. В биографии бизнесмена до сегодняшнего дня ничто не указывало на интерес к медиа. У Исраеляна нет бизнес-интересов в России, рассказал «Проекту» его знакомый бизнесмен, а канал он мог купить «для кого-то». Исраелян ответил «Проекту», что давно мечтал заняться медиабизнесом.
В «Ростехе» «Проекту» ответили, что ни корпорация, ни ее менеджеры не имеют отношения к финансированию RTVI.
Кто такой Микаэль Исраелян
Свое первое кафе Исраелян открыл в 14 лет в Ереване и продолжил заниматься ресторанным бизнесом после переезда в Лос-Анджелес. Он открыл ресторан «Романов», назвав его стилизованным под Зимний дворец в Петербурге, и ночной клуб Playhouse. Свои связи в Голливуде Исраелян использовал и на родине. В 2012 году он вместе с тогдашним президентом Армении Сержем Саргсяном и создателем Comedy Club Артуром Джанибекяном
вел переговоры с Мэлом Гибсоном о съемках фильма об Армении, но фильм так и не был снят. Глянцевый журнал Yerevan, рассказывающий об успешных армянах, называл Исраеляна «главным везунчиком Голливуда».
Самый либеральный из друзей
Чемезову лично не чужды либеральные идеи, говорят знакомый главы «Ростеха» и двое собеседников, близких к Кремлю. Летом 2019 года он даже публично высказывал некоторые из них - неожиданные для ближнего круга президента.
Из интервью Чемезова РБК (опубликовано 16 сентября 2019 года):
Про протесты в Москве
Наличие здравой оппозиции идет во благо любому органу, представительному собранию и в конечном счете государству. <…> Если всегда все хорошо, так мы можем в застойный период уйти. Это мы уже проходили.
Про окончание срока правления Путина в 2024-м году
Если говорить по-человечески, ему тяжело, конечно. И он бы, наверное, с удовольствием ушел отдыхать. Поскольку в соответствии с Конституцией он дальше все равно не может руководить страной - наверное, какой-то другой пост может занять.
«Но в душе он остается чекистом и каждый свой шаг согласовывает с Путиным», - уверен бывший высокопоставленный чиновник, лично знающий Чемезова. «Ему можно их (либеральные проекты - „Проект“) содержать, потому что разрешили (в Кремле - „Проект“), и он поддерживает. Нужен баланс, должен же кто-то писать и про таких, как Андрей Костин. Так мы показываем миру, что у нас есть свобода слова», - объясняет бывший кремлевский чиновник. Ту же логику «Проекту» объяснили еще двое чиновников, работающих в Кремле и Госдуме, а также отставной высокопоставленный чиновник, знакомый с Чемезовым. Такая поддержка еще и выгодна власти: в нужный момент поддерживаемым Чемезовым СМИ можно будет установить нужные власти запреты, например, классический - «не писать личные выпады против Путина и его семьи», считает собеседник, близкий к руководству кремлевской администрации.
Продолжение следует Друзья по особым поручениям
Сергей Чемезов и его партнеры поддерживают оппозиционные СМИ, создавая иллюзию свободы в стране и имея возможность контроля журналистов
www.proekt.media