Символы манипуляции

May 22, 2020 21:33


19 November 2018

Что  связывает между собой самые различные сообщества? Людей из самых разных  стран и эпох? Людей с различным культурным уровнем? Людей с различными  ценностями и приоритетами? Это "что-то" - самый простой и доступный язык  на планете. Язык символов. Символы меняются, но их смысл остается  глубоко понятен самым разным людям. Многое можно сказать о символах, и  их значении для человеческого восприятия, о чем мы и поговорим. Но  прежде всего надо дать хотя бы обобщенное определение понятия "символ".  Символ - некий знак, предмет или абстракция, вызывающий в человеке  определенные чувства и использующийся для быстрой трансляции этих чувств  от одного человека или группы к другому. Символы являются универсальным  языком, который при правильном подходе может вызвать у человека любой  спектр чувств, который тебе нужен. Почему символы и становятся одним из  главных орудий манипуляции.

Многие  люди, проходя мимо Вечного огня или Могилы неизвестного солдата,  останавливаются перед памятником. Для каждого человека испытываемое им  чувство в этот момент уникально и неповторимо. Но это чувство примерно  можно истолковать, как почитание, некое преклонение. Человек, который  смотрит на банку колы, нарисованную на рекламном щите, может думать о  многом. Но если в этот момент в его подсознании уже рождается мысль, что  на улице жарко и неплохо сходить куда-нибудь, и освежиться - он на  крючке. Символы могут быть абсолютно разными - предметы, картины,  памятники, архитектурные творения. Даже книга, или определенные строчки  из нее могут стать символами чего-либо. Язык символов охватывает любые  мыслимые образы, которые можно с чем-либо проассоциировать. Эта причина и  делает символы такими распространенными как в искусстве, так и в  пропаганде.



Влияние  символов на человеческое подсознание может быть опосредованным или  глубоким. В обоих случаях действует ассоциативное мышление. Когда  человеку указывают на значение того или иного символа - он запоминает  эту связь и в дальнейшем пользуется ей при познании мира. Примером могут  служить любые учебники и развлекательные книжки для маленьких детей -  они показывают, что хорошо, а что плохо. Это опосредованное влияние  символа. Во втором случае связь с определенным объектом достигается  ассоциацией, полученной эмпирическим путем. Такие ассоциации могут быть  самого разного характера, они откладываются либо в сознании, либо в  подсознании. Если при взгляде на предмет человек вспоминает связанный с  ним конкретный случай - это символ, отложившийся в сознании. Если при  взгляде на предмет человек не вспоминает ничего конкретного, но у него  появляется какое-то неясное, но вполне ощутимое чувство - это символ,  чье значение заложено в подсознание индивида. В любом случае, символ  вызывает какие-то определенные ассоциации и эмоции. Знак наполняется  содержанием, пусть его содержание для каждого индивидуально. Идея  семантики Жиля Делеза работает и в отношении символов, как  самостоятельных и независимых знаковых систем, из которых состоит миф.

Примеров  манипуляций с символами великое множество. Однако из-за  индивидуальности большого числа различных символов всерьез используются  две технологии. Первая технология - работа с символами мертвых, столь  активно использующаяся, скажем, при пропаганде. Вторая - массовый пиар  определенного продукта, который наделяется характеристиками,  несвойственными ему. С первой технологией все достаточно просто. Смерть -  абстрактный, абсолютный и независимый символ, сильней которого нет  ничего. Он непознаваем, так как никто из живых еще не умирал. Он  притягателен, так как каждый хочет понять, что такое смерть. Он  мифологизирован - идеи "вечной жизни", воскрешения, вечного возвращения  сильны в религиозной и философской метафизике. В своей книге  "Манипуляция сознанием" Сергей Кара-Мурза писал о легенде шведских  воинов. По этой легенде, войско их мертвых, которое называлось "слог",  помогало им одерживать победу. Шепот мертвых на поле боя соответственно  назывался "слоган". То же самое понятие обозначало слово "лозунг".  Сейчас эти понятия обозначают короткую, четкую фразу, наполненную  предельным, завершенным смыслом. Фактически приказ. В данном случае  наблюдается тесная связь между символом и его манипулятивной  составляющей. Почитание мертвых, благоговение перед ними, боязнь их  превращается в мемориалы, в доски почета, в памятные шествия и парады.  По сути своей эти действия фактически ритуальны, так как рассудок в них  уступает место иррациональной смеси страха и благоговения. К этим самым  символам часто апеллирует государство, вещающее о национальном долге, о  Родине, о готовности к самопожертвованию. Символы Войны, наподобие тех  же самых Могил Неизвестного солдата, эффективно используются в  пропаганде. Благородная жертва - еще один прекрасный символ, в котором  его благородная суть идет в резком контрасте со страшной, неприятной  формой. Это противоречие апеллирует не к рассудку, но исключительно к  иррациональному восприятию. Самый сильный и сложный символ христианской  религии - Иисус на кресте - является мучеником от всего человечества,  погрязшего в пороках. Этим полумифическим примером можно вызвать в  человеке беспредельный восторг и желание принести свою собственную  жертву. Так религия управляет своей паствой. Неслучайно в самом начале я  упомянул французского философа-конструктивиста Жиля Делеза. В его  понимании миф означает "слово", совокупность знаков. Некую абстрактную  конструкцию из символов. Миф никогда не происходил на самом деле.  Символы, которые задействованы в мифе, могут иметь совершенно другое  значение в отрыве от своего "мифического" контекста, но в мифе они  являются конструкциями, раскрывающими его суть. Так на миф могут  работать совершенно разные символы, которые встраиваются в его канву и  тем самым дополняют его.



Вторая  технология - создание симулякров - предметов, чье значение симулятивно.  Другой французский философ-конструктивист Жан Бодрийяр объяснял в своей  книге "Симулякры и симуляция", что возникновение предметов, имеющих  симулятивное значение, порождает наслоение фальшивых ценностей и  взаимосвязей. Возникающая таким образом реальность является надстройкой к  уже существующему объективному миру. Называется это явление  гиперреальностью. Человек, который видит в магазине кроссовки "Флай" (во  избежание казусов я беру вымышленный бренд, который может быть любым  реально существующим), не думает прежде всего об удобстве такого вида  обуви. Он думает о том, что этот бренд хорош, что круто будет ходить  именно в этих кроссовках. Он поневоле связывает этот товар с его  рекламой, где человек, бегающий в кроссовках "Найк", непременно является  спортсменом, сильным и волевым человеком, преодолевающим любые барьеры.  Товару в рекламе придается качество, которое с ним никак не связано.  Ведь и вправду, не станет же человек сразу сильным, купив эти кроссовки?  А реклама работает на достижение именно такого эффекта. Подсознательно  человек начинает придавать бренду излишнее значение - статус, престиж,  особые качества, которыми схожие товары попросту не обладают. Напоминает  идолопоклонство, в котором обычные глиняные фигурки наделяются силой  богов. Таким образом, кроссовки "Флай" могут напоминать тысячи любых  других кроссовок, но реклама этого бренда будет работать на то, чтобы  покупатель брал себе не просто кроссовки, но их историю, миф, с которым  они связаны.

Об  эффекте потребительства Бодрийяр подробно рассказал в другой своей  книге, которая называется "Общество потребления". Общество потребления  полностью симулятивно, так как существует оно вокруг вымышленной  иерархии вещей. Отношения потребителя и рекламы, отношение покупателя к  товару - все это есть гиперреальность, которая воспроизводит сама себя.  Новые и новые симулякры, бесконечный процесс отождествления вещей и  качеств. Процесс бесконечен, а его постоянным катализатором являются  средства массовой информации, формирующие новые веяния и тенденции. Они  манипулируют сознанием людей, и только благодаря этому общество  потребления существует и не разваливается. В основе всякой рекламы,  всякого бренда лежит простая манипуляция. "Если - то...". "Будь как ...,  будь лучше". "Обрети...". Бренды и их товары становятся символами,  апеллируя к подсознательному желанию человека стать лучше, не затратив  особых усилий. Через язык символов реклама говорит с покупателем и  манипулирует им. Это круг замкнут и непрерывен.

Символом,  как уже было сказано, не обязательно должен являться определенный  предмет. Книги-символы существуют в огромном количестве. Самая известная  из них - Библия. Не обязательно прочитать эту книгу целиком и  полностью, чтобы знать о ней. Совершенно необязательно лезть в саму суть  текста, чтобы манипулировать людьми с ее помощью. Сам факт наличия  Библии, бережного обращения с ней - уже манипуляция, которая может быть  эффективна при контакте с верующими людьми. Человек, читающий Библию,  может очень высоко подняться в глазах окружающих - по крайней мере, века  назад это было так. И для этого необязательно даже знать, о чем эта  книга, она является самоценным символом. Во времена различных революций,  политических преобразований и идеологизации массового сознания всегда  было огромное количество текстов, которые являлись манипулятивными  символами. Декларация независимости стала символом США, символом  Америки, как новой державы. Тексты Маркса и Ленина стали основой,  идеологическим фундаментом СССР. И примеров таких текстов очень и очень  много. Песни, цитаты, фразы из книг - яркие примеры того, как слова  могут становиться символами. В этом контексте они также самостоятельны и  обособлены.

Стоит  подробней рассмотреть пример Советского государства, как государства,  построенного на авторитете символической идеологии и просуществовавшего  более, чем три четверти века. СССР строился на самых разных символах -  от памятников Ленину и красных повязок на рукав до томов сочинений  Маркса и истории КПСС. В этом была вся суть - с помощью превалирующей  идеологии сгладить все шероховатости режима, убедить народ следовать за  символами. Но ввиду огромного количества догм и правил, носящих  фактически ритуальный характер, авторитет символов забылся, был вытеснен  из самой сути режима. Согласно Кара-Мурзе, утрата авторитета символа -  катастрофа, которая приведет к утрате власти над людьми и разрушению  политического режима, базировавшегося на этих символах. В конечном  итоге, к распаду Советского союза могли привести и эти самые  манипулятивные символы, утратившие свой авторитет. Люди перестали  воспринимать всерьез идеологию марксизма, ритуал приема в пионеры и  прочие подобные манипулятивные влияния. Следовать жестким догмам, втайне  осуждая их суть и недоумевая, почему эта абсурдная система еще  существует - таков был странный путь людей Советского союза в последние  годы его жизни. Олимпиада 1980 года, призванная напомнить людям о  простых ценностях, вновь вдохновить их на подвиги, не смогла решить  основную проблему. Идеология государства распалась, ничто более не могло  вернуть величие навсегда утраченным знакам. Символы, которые подлежат  обсуждению, пусть даже и тайному, не смогут долго служить в качестве  эффективного инструмента.



Основное  назначение манипулятивных символов - стать призывом, своеобразной  "красной тряпкой" для быка. Через поддерживание авторитета памятников и  могил человека можно повести на новую войну, важно лишь поддерживать  значение этих символов в глазах народа. Символ всегда утверждает нечто  бесспорное, нечто бездоказательное и неопровергаемое. Поэтому через него  крайне сложно передать определенное сложное послание. Символьная  структура всегда проста и незатейлива - есть символы мира, войны,  смерти, силы и тому подобные. Но один символ не будет утверждать  несколько значений одновременно. Красные повязки и значки пионеров  обозначали принадлежность к комсомольской касте, знак причастности - но  они не обозначали сразу и вождя и идеологию касты. Идеализированному  вождю отведены бюсты и памятники, знаниям и и идеологии - огромные тома  полезных и "правильных" трудов различных теоретиков. Но это именно  импульс, который плохо вяжется с попыткой осмыслить правильность данного  символа. Увидев символ, человек начнет действовать, а не размышлять о  правильности именно такого знака. Деревянный крест сам по себе не значит  вообще ничего - он лишь часть огромной ассоциативной цепочки, маленькая  замочная скважина в огромный мир. Поэтому манипуляторы стараются не  давать людям время на размышления. Таким образом, манипулятивные символы  используются в связках различных приемов, наподобие использования толпы  для трансляции некоторых идей (так как толпой во многом проще  управлять) и прочих манипуляций.

Бороться  с влиянием манипулятивных символов во многом означает отказ от  стандартного стереотипизированного мышления. В наше время стереотипное  мышление получило огромное развитие в связи с различными факторами.  Совершенно точно можно сказать, что стереотипы всегда правили сознанием  человека, и суждения, основанные на них, всегда влияли на оценку  человеком тех или иных событий. Но сейчас, с развитием технологий  одностороннего информационного обмена, наподобие интернета или  телевидения, стереотипы стали эффективным способом получить и  зафиксировать быстрое впечатление о человеке. Да, общий уровень развития  людей существенно повысился, в наше время неграмотных людей становится  все меньше и меньше. Однако рост количества возможностей, способность  уйти в интернет от социальной жизни и другие подобные факторы приводят к  тому, что люди поверхностно судят друг о друге. Первое впечатление,  составление субъективной оценки человеческих качеств и действие в  соответствии с этой наспех выстроенной схемой - таков порядок  "знакомств" с новыми людьми. Тяжело винить современное общество в  поверхностности. Общий темп жизни повысился настолько, что люди не  успевают как следует разглядеть очень и очень многие вещи. Работа, узкий  круг знакомых, серфинг по интернету - таковы интересы современного  человека по большей части, с исключениями в виде хобби. Мыслить  категориями нас учат с детства, это рациональный способ познания мира и  набор простых логических операций, без которых работа с социумом  невозможна. Так легко при любом возможном анализе поддаться искушению и  провести нехитрое обобщение. "Эти люди лучше тех", "Первые похожи на  вторых". Стереотипы - находка для всех возможных манипуляторов и самый  прекрасный ограничитель долгих размышлений внутри нас. Без  категориального аппарата мы бы долго анализировали, думали, собирали  информацию. Жить так стало бы фактически невозможно. Категориальный  аппарат действительно гораздо больше помогает в жизни, нежели мешает. Но  людям, которые не желают так просто поддаваться околдовывающему влиянию  символов, придется гораздо больше обращаться к критическому мышлению в  каждом непростом вопросе. Манипуляция не всегда столь ясна и понятна  человеческому сознанию, и по этой причине избегать категорий придется в  подавляющем большинстве случаев.

Также  символы являются одной из основ объединения обществ, в которых нет  собственного основного стержня. Бенедикт Андерсон, автор книги  "Воображаемые сообщества", выдвинул свою концепцию, с помощью которой  попытался объяснить суть появления национализма, как одного из  "воображаемых сообществ". Провозвестниками воображаемых сообществ стали  протоязыковые сообщества и династические государства. Данные системы  были зациклены на уникальности собственной основы (священного языка или  определенной династии), что позднее могло превратиться в национальное  самосознание. Националистическому сообществу близко манкирование  символами, близкими к религиозным. Так, например, символами национализма  являются монументы и памятники безымянным воинам - весьма  опосредованные культурные явления, ценные лишь в контексте значения,  которое они подразумевают. Эти символы могут быть близки абсолютно  разным людям, и в каждом из откликнувшихся они порождают ощущение  общности. Важным элементом распространения выдуманной общности  становятся СМИ - эпоха "печатного капитализма" началась именно с газет,  благодаря которым люди могли узнавать новости о разных людях в разных  городах и странах. Первые биографии, патриотические колонки и подобные  вещи вызвали в людях желание самоотождествиться с героями новостных  событий. Чувство общности стало закрепляться в людских головах и позднее  стало тем самым "чувством национальной гордости". В этом и кроется  манипулятивная составляющая символов. Благодаря им можно конструировать  относительно крепкие воображаемые сообщества и ирреальные конструкты.

Стоить  помнить одну важную вещь. Символ помогает манипулировать толпами, не  давая им шанса критически оценить ситуацию. Средства идеологического  воздействия, одним из которых является объект, наделенный символическим  значением, хорошо работают в основном на больших площадях, полных  народа. К чему бы еще были Парады победы и различные публичные  выступления вождей? Толпу легче сподвигнуть на серьезное действие, толпа  гораздо охотнее воспримет сказанные харизматичным лидером пафосные  сентенции. Толпа гораздо лучше поддается манипулятивному воздействию  символов, чем индивидуум. Избежать манипуляций, находясь в огромной  толпе, следующей идеологическим установкам, попросту невозможно.  Психология толпы подчиняет и лишает критического разума и собственной  воли. Следует дистанцироваться от огромного и хаотичного монстра толпы,  если решение, которое требуется принять, слишком важное и сложное. Это  прекрасно понимали вожди государств, которые своими обязательными  публичными выступлениями лишали человека права на самостоятельное  мышление. Индивидуальность является первым качеством, которое стараются  отобрать у человека при жестких тоталитарных режимах. Существует еще  очень много различных способов манипуляции посредством символов,  различных знаковых систем и их интерпретации. Важно понять главное -  символом может стать все, что угодно. На языке символов можно говорить с  любым человеком, важно только понять его иерархию ценностей и  впечатлений. Символ - эффективный и сильный инструмент манипуляции. Он  прост и понятен большому количеству людей. Но не стоит недооценивать  символьную манипуляцию по этой причине. Порой важно знать истинного  врага в лицо.



https://zen.yandex.ru/media/escapist/simvoly-manipuliacii-5bf3189e2610c300aacd867f

Общество, миф, человек, история, красный, символы, Мнение, Мифология, разоблачая ложь, манипуляции, history, новая семантика

Previous post Next post
Up