СМЕШЕНИЕ ОБРАЗОВ ЛЯГУШКИ И ЖАБЫ В МИФОЛОГИИ НАРОДОВ МИРА

May 21, 2020 01:45


19 нояб. 2018 г.

В повседневном мире образы лягушки и жабы часто  смешиваются. С первого взгляда может показаться, что эти существа  выглядят одинаково. Но при внимательном рассмотрении увидеть отличия не  составит труда. Начнём хотя бы с того, что сами понятия «лягушка» и  «жаба» во многих языках пишутся по-разному. К примеру, в английском  языке лягушка - frog, а жаба - toad, в немецком - frosch и kröte [3,  c.35], в китайском - 青蛙 (qīngwā) и 蟾蜍 (chánchú) [4, с. 199, 112]. Однако  в некоторых странах для жабы нет отдельного слова, как, например, на  Филиппинах - palaka [14, с. 230] или в арабском языке ضفدع  (dafadae) [16, с. 53, 91]. Поэтому и «жаба», и «лягушка» там звучат одинаково.

Если разница в произношении очевидна, то морфологические различия  лягушек и жаб обычному человеку мало заметны. Лягушки, например, имеют  длинные ноги для прыжков, а у жаб короткие ноги для ходьбы; кожа лягушки  влажная и гладкая, а жабы - сухая и неровная; у лягушек есть зубы на  верхней челюсти, а у жаб нет зубов совсем. Мы видим, что лягушка и жаба  имеют много различий, однако, в мифологии их образы часто имеют сходные  значения. Под образом в данном контексте стоит понимать художественный  образ-символ, который имеет иносказательный смысл, основанный на  сходстве явлений жизни.

Лягушка - хотя и маленькое, но в символическом плане вызывающее  большой интерес существо. В Древнем Китае лягушка ассоциировалась с  водой, дождём, символизируя плодородие и богатство. Поскольку считалось,  что лягушачья икра падает на землю вместе с дождём или росой, лягушек  ещё называли «небесные курицы» («тьен-чи»), что соотносилось по  мифологическим взаимосвязям с Луной. В древних текстах Китая также  сообщается, что одна из двух душ человека представляет собой по форме  лягушку [5, с. 156].

Лягушкам также находилось и практическое применение. Дальневосточная  лягушка - важный компонент китайской народной медицины. Применение  бурого жира лягушек позволяет значительно повысить иммунитет организма,  икра применяется как мощное бактерицидное средство [18, с. 40], а мясо -  при расстройстве желудка и болезни почек [23, с. 44].

Жабы, равно как и лягушки, в медицине Древнего Китая имели большое  значение. Порошок, изготовленный из шкур жаб, применяли при водянке и  для улучшения сердечной деятельности, а наружно - в виде лепешек как  средство от зубной боли, воспаления придаточных пазух носа и  кровоточивости десен. Разумеется, целители Древнего Китая не имели  возможности изучить химический состав яда, но опытным путем установили,  что жабий яд обладает широким спектром физиологической активности и  кардиостимулирующим воздействием. Однако, жабий яд опасен  в больших  количествах - передозировка им ведёт к развитию психозов и появлению  галлюцинаций. Ядовитые жабьи выделения, вероятно, использовались как  средства воздействия на сознание [18, с. 39].

Как символические животные жабы рассматриваются преимущественно  негативно из-за своего малопривлекательного вида и едких кожных  выделений. В Китае жабы ассоциируются с жадностью и скупостью.  Существует миф о том, как красавица Чан Э украла у мужа траву  бессмертия, стала легче пушинки и улетела на Луну. Там она превратилась в  трехногую жабу и сидит под деревом, тоскуя о земном счастье  [8, с. 175-179]. В Древнем Китае трёхногая жаба была символом Луны.  Считалось, что во время лунных затмений жаба заглатывала Луну. Из-за её  скрытого и любящего влажность существования её также связывали с тёмным  началом - инь [5, с. 84].

Трёхлапая жаба также является эмблемой наживания денег в Китае. Слова  «деньги» (钱 - qián) [4, с.93] и «жаба» (蟾蜍 - chánchú) [4, с.112] в  китайском языке близки по звучанию. По народной легенде бессмертный Люй  Дунбинь однажды опустил свой пояс с привязанной на конце золотой монетой  в колодец и велел Лю Хаю удить в колодце жабу. Это был враг Лю Хая,  переродившийся в жабу и бывший в прежней жизни стяжателем. Жаба закусила  монету, и Лю Хай вытащил её из колодца. Вот почему он всегда  изображался с трёхлапой жабой [10, с. 225].

В культуре и искусстве Древнего Китая тоже находилось место лягушкам и  жабам. В погребениях аньяновского комплекса была найдена серия  небольших каменных изваяний из белого мрамора, среди которых  присутствовала лягушка. Фигуры жабы и лягушки обнаружены и в  монументальной скульптуре Китая. Они представляли собой валуны, на  поверхности которых едва намечены резными контурными линиями очертания  животных. При этом фигура жабы выполнена из явно подобранного для нее  камня - темно-зеленого оттенка и испещренного прожилками  [13, с. 133, 236].

Несмотря на то, что лягушка и жаба были одинаково важны для медицины и  верований Древнего Китая, их символические значения чётко делили на  положительное и отрицательное: лягушка - богатство, плодородие; жаба -  скупость, жадность.

В Древнем Египте лягушка была также почитаема, как в Китае. Она  почиталась из-за своей плодовитости (что символизировало плодородие); ей  приписывалась власть над разливами рек, от которых зависел урожай.  Кроме того, в Египте существовало поверье, будто лягушка обладает  способностью самозарождения, поэтому она связывалась с загробным культом  и воскресением после смерти, символизировала возникающую и постоянно  обновляющуюся жизнь. Иногда лягушку рисовали под Ладьей Ра. В образе  лягушки или с лягушкой на голове изображалась богиня Хекет. Подобное  изображение находится на стене храмового комплекса в Дендере. Хекет  несла ответственность за формирование зародыша в чреве матери, на что  указывает значение иероглифа, изображающего лягушку, который считался в  Древнем Египте символом человеческого зародыша [21].

С головой лягушек также представляли четыре божества Гермопольской  космогонии, олицетворяющих стихии, - Хух (Бесконечность), Нун (Вода),  Кук (Темнота) и Амон ("Невидимый", т. е. Воздух) [19, с. 6].

На электронных ресурсах [20; 17], в книгах, посвящённых мифологии  Древнего Египта [19] и в словаре египетских иероглифов [1, с. 118] жаба  либо не упоминается вообще, либо её мифическое значение совпадает со  значением лягушки. Но на основе Пятикнижия можно предположить, что жабам  приписывались негативные свойства.

В книге Исход описывается десять казней египетских, одна из которых -  нашествие жаб. «И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку  твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю  Египетскую. Аарон простёр руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и  покрыли землю Египетскую.»  [6]

Интересно, что древнееврейское «צפרדע», как и старославянское «жаба»,  в действительности означают лягушку [9]. Получается, жабу и лягушку не  разделяли уже тогда.

Лягушка у славян была популярным хтоническим зооморфным персонажем,  связанным с человеческой душой, которой присуща женская или детская  символика. Лягушки - это души детей, умерших неокрещенными. В виде  лягушек существовали на земле и ещё не родившиеся дети. Кашубы объясняли  детям, что аист вылавливает в болоте лягушку, несёт к дому, где  ожидается появление ребёнка, и бросает в печную трубу, а уже пролетая  через дымоход, лягушка оборачивается новорожденным младенцем. У кашубов  же зафиксировано выражение по отношению к беременной женщине - «объелась  лягушек». Отголоском связи лягушек с атмосферными процессами и  погодными явлениями (что тоже характеризует лягушку как воплощение души  умершего) является их широко известная роль в обрядах вызывания дождя.

С лягушкой у славян было связано множество, не всегда хороших,  легенд. В противовес истории с аистом, было поверье, что нельзя  оставлять на ночь открытой трубу в доме, где есть женщина на сносях, так  как в неё может залететь ведьма, похитить плод из материнской утробы, а  вместо него положить лягушку.

Жаба в мифологии славян была практически неотличима от лягушки.  Однако она имела только негативное значение. Согласно многочисленным  славянским поверьям, через еду в человека могли проникать незримые духи,  которые лишь в утробе человека принимали вид «разных гадов» - змей,  жаб, лягушек [7, с. 295].

В славянской мифологии жаба предстаёт в демоническом воплощении,  являясь одним из магических обликов ведьмы [7, с. 238]. Образ лягушки же  неоднозначен. С одной стороны, она исполняла функцию домашнего  покровителя и связи с родовыми предками [7, с. 92], с другой, -  считалась носителем демонологических признаков, наряду с волками, змеями  и летучими мышами [7, с. 27].

Между образами жабы и лягушки в мифологиях рассматриваемых народов  есть как несомненные сходства, так и различия. К примеру, в Китае и  Египте лягушка символизировала плодородие, а у славян и египтян -  плодовитость. Во всех трёх мифологиях лягушка ассоциировалась с росой,  дождём, управляла погодой и разливами рек. В облике лягушки египтяне и  славяне изображали богинь (Хекет, Лада) [2]. Вместе с тем, у славян  лягушке приписывали ещё и негативные, демонические качества, приравнивая  её к жабе. Жаба, наоборот, у всех народов воспринималась однозначно.  Представляя собой тёмное начало, она являлась олицетворением жадности,  алчности и демонического воплощения ведьм.

Почти на всех языках слова «лягушка» и «жаба» звучат по-разному,  имеют морфологические различия, их места обитания, способы питания и  передвижения также отличаются друг от друга. С древних времён люди  воспринимали лягушку положительно, как символ плодородия египтян или  Царевну-лягушку у славян, а жабе приписывались отрицательные черты и  свойства, такие как скупость, связь с тёмными силами. Если попросить  обычного человека отличить жабу от лягушки, он скажет, что жаба - это  уродливое, бородавчатое существо, лягушка же скорее всего не вызовет  столь негативной реакции.

Несмотря на множество различий, образы лягушки и жабы всё же  неразделимы. Специалистам известно, что в широком смысле термин  «лягушка» относится ко всем представителям отряда бесхвостых, поэтому,  говоря «лягушка», они имеют в виду и жабу [16; 11]. Однако, процент  специалистов среди всех людей очень мал. Образ лягушки в разных  мифологиях имеет положительное значение, символизируя плодородие. Жаба,  как правило, ассоциируется с силами зла и жадностью. И, тем не менее,  слова «лягушка» и «жаба» в разного рода литературе довольно часто  используют как синонимы, подтверждение чему удалость найти как в  бумажных [5, с. 156; 12, с. 881; 22 с. 109] так и в электронных  источниках [20; 17].

Список литературы:

  1. E. A. Wallis Budge. Egyptian hieroglyphic dictionary. London: John Murray, Albemarle street. 1920. 592 p.
  2. Абрашкин А. А. Прародина русской души. М.: Эксмо. 2017. - 320с.
  3. Ананьева Н. Б.. Пятиязычный словарь названий животных. Амфибии и  рептилии. Латинский-русский-английский-немецкий-французский. М.: Рус.  яз., 1988. - 560с.
  4. Баранова З. И., Котов А. И.. Русско-китайский словарь. Ок.40 000 слов. М.: Рус. яз., 1990. - 566с.
  5. Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. / Общ. Ред. И предисл. Свенцицкой И. С. - М.: Республика, 1996. - 335 с.: ил.
  6. Ветхий завет. Исход // «РПЦ. Официальный сайт Московского Патриарха»  [Электронный ресурс] - URL: http://www.patriarchia.ru/bible/ex/ (дата  обращения: 20.09.2018).
  7. Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. - М.: «Индрик», 2000. - 432с.
  8. Гурьян О. Повесть о Великой стене, о Чжен-Ване и Цзин Кэ, о двух сестрах и о том, как поднялась буря. М.: Детгиз. 1959. - 240с.
  9. Десять казней египетских // «Википедия» [Электронный ресурс] - URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Десять_казней_египетских. (дата обращения  12.09.2018).
  10. Ежов В. Мифы древнего Китая. М.: Астрель. 2003. - 496с.
  11. Жабы // «Большая советская энциклопедия» [Электронный ресурс]. -  URL: http://bse.sci-lib.com/article038261.html (дата обращения  12.09.2018).
  12. Кононенко А. А. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии. Харьков. Фолио. 2013. - 1920с.
  13. Кравцова М. Е. Мировая художественная культура. История искусства  Китая: Учебное пособие. - СПБ.: Издательства «Лань», «ТРИАDА», 2004. -  960с.
  14. Крус М., Игнашев С. П.. Тагальско-русский словарь. Ок. 20 000 слов.  Москва. Государственное издательство иностранных и национальных  словарей. 1959. - 388 с.
  15. Кузнецов Н. С., Никишин А. А. Русско-арабский словарь по естественнонаучным дисциплинам. М.: Рус. яз., 1986. - 220 с.
  16. Лягушка // «Животные в мифологии» [Электронный ресурс] - URL: http://myfhology.info. (дата обращения 28. 08. 2018).
  17. Лягушки // «Большая советская энциклопедия» [Электронный ресурс] -  URL: http://bse.sci-lib.com/article072144.html. (дата обращения  12.09.2018).
  18. Маслова И., Кузьмин С. Земноводные российского Дальнего Востока. Москва. Товарищество научных изданий КМК, 2005. -  434с.
  19. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб: Петро-РИФ, 1993. - 270 с.
  20. Рептилии в древних религиях. [Электронный ресурс] - URL: www.livejournal.com.  (дата обращения: 28. 08. 2018).
  21. Ромах О.В. Культурфилософский анализ культов жизнесохраняющих богинь  Древнего Египта / О.В. Ромах, М.С. Стерликова // «Аналитика  культурологи. - 2011. - № 20» - 2011. - № 20 [Электронный ресурс] - URL:   http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/714-analysis-of-the-cult-kulturfilosofsky-zhiznesohranyayuschih-goddess-of-ancient-egypt.html  (дата обращения: 28.08.2018).
  22. Хлыстова А. В. Образ лягушки как символ внутренней трансформации героя в русском и немецком фольклоре. 2014. С. 107-115
  23. Шэнь Чжоу. Китайская кулинария: секреты восточного долголетия. Минск: Современный литератор, 2002. - 352с.


СМЕШЕНИЕ ОБРАЗОВ ЛЯГУШКИ И ЖАБЫ В МИФОЛОГИИ НАРОДОВ МИРА | sibac.info

Фесик К.А. СМЕШЕНИЕ ОБРАЗОВ ЛЯГУШКИ И ЖАБЫ В МИФОЛОГИИ НАРОДОВ МИРА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 11(71)

sibac.info


Этимология, лягушка, Оккультизм, язык, символы, оккультное

Previous post Next post
Up