Орден иезуитов накануне 500 -летия Реформации 2.

Jun 23, 2023 20:01


1.

Отметим, что 28-ой Генерал Ордена иезуитов Педро де Аррупе (исп. Pedro de Arrupe) вызывал особую нелюбовь Иоанна Павла II, и очевидно, связанно это было с биографией и деятельностью первого. Так, В 1939 г. Аррупе был послан Орденом иезуитов для ведения миссионерской работы в Японии. После начала Второй мировой войны и вступления в неё Японии, Аррупе был брошен в тюрьму по обвинению в шпионаже, однако через некоторое время он был отпущен. В 1942 г. он стал наставником послушников-иезуитов. Аррупе вместе с ещё семью иезуитами проживал в пригороде Хиросимы в резиденции Ордена, когда 6 августа 1945 г. город подвергся атомной бомбардировке. После взрыва Педро де Аррупе превратил здание иезуитского новициата во временный госпиталь, где, используя свои навыки медика, оказал помощь более двум сотням пострадавших. О взрыве атомной бомбы и событиях после него Аррупе отозвался следующими словами - это «навеки запечатленный в моей памяти опыт чего-то, что не принадлежит истории». Эти слова вызывают ассоциации с деянием Герострата сжёгшего храм Артемиды Эфесской, для того чтобы обессмертить своё имя. Под впечатлением от увиденного, в 1952 г. Аррупе издал свою книгу «Я пережил атомную бомбу», в которой рассказал об ужасных последствиях решения правительства США сбросить бомбу на мирный город J22!.

Уже на посту Генерала Ордена иезуитов Аррупе заявил о необходимости реформирования Ордена в соответствии с требованиями времени и решениями Второго Ватиканского вселенского собора (1962 - 1965). В этот период иезуиты усилили свою работу в Латинской Америке в социальной сфере, особенно в области помощи обездоленным людям. Так же особую популярность в этот период у иезуитов получила, распространённая в 1970-е гг. в Латинской Америке теория христианского социализма (например, в Эквадоре и Чили и сегодня существуют христианско-социалистические политические партии) и теологии освобождения (теология освобождения - христианская школа теологии, которая базируется на двух главных принципах, это: 1) вопрос об источнике греха; 2) идея о том, что христиане должны использовать во благо таланты, данные им Богом, включающие интеллект и, в частности, науку. Теологи данного направления используют социологию и экономические науки для изучения феномена бедности, считая, что бедность является источником греха. Этическим последствием прочтения Библии в новой перспективе стало то, что многие из теологов приняли активное участие в политической жизни и считали, что Иисус Христос - не только Утешитель, но также и Освободитель угнетенных. Изначально идеи теологии освобождения активно развивались преимущественно внутри католической церкви после Второго Ватиканского собора. Однако её влияние в католицизме пошатнулось после того, как в 1980-х г. XX в. был издан акт об её официальном осуждении, а теологи освобождения стали преследоваться Папой Иоанном Павлом II). Сам Педро деАррупе не скрывал свою симпатию к теологии освобождения. Так же в июле 1977 г. Аррупе в течение трёх дней был гостем РПЦ. С согласия митрополита Ювеналия он обратился со словом к верующим, собравшимся в одной из московских церквей I23!.

Можно предположить, что такая деятельность Ордена иезуитов шла в разрез с намеченным Папой Иоанном II курсом, цель которого сводилась к поддержке Ватиканом процессов глобализации, хотя и с оговоркой «глобализации в солидарности, глобализации без маргинализации» i24!. В начале августа 1981 г. последовало событие до сих пор вызывающее неоднозначное толкование - возвращаясь из рабочей поездки на Филиппины, отец Аррупе перенес инсульт и у него отнялась половина туловища, он потерял способность говорить. Несколько недель спустя его врачи поставили в известность Ватикан, что с медицинской точки зрения их пациент больше не может занимать какой-либо ответственный пост. После этого Педро де Аррупе подал в отставку, став на тот момент первым в истории Генералом Ордена, который не исполнял эту должность до смерти. А уже осенью 5 октября 1981 г. Папа Иоанн Павел II назначил своим «персональным делегатом» для управления Орденом верного ему отца Паоло Деззу (итал. Paolo Dezza). Этот беспрецедентный акт был кульминацией многолетней напряженности в отношениях между Ватиканом и Обществом Иисуса, вызванной требованием Святого Престола обновить деятельность иезуитов и наполнить ее новым, более «современным содержанием». Такое недопустимое вмешательство во внутренние дела Ордена со стороны Папы вызвало у иезуитов во всем мире настоящее потрясение, сопоставимое только с решением Папы Климента XIV в 1773 г. об уничтожении Общества Иисуса.

Несмотря на это тяжёлое положение, в 1983 г. была созвана Генеральная конгрегация Общества Иисуса, на которой, вопреки желанию Папы, была утверждена кандидатура нидерландца по происхождению Петера - Ханса Кольвенбаха (нидерл. Peter-Hans Kolvenbach) в качестве Генерала. Таким образом, иезуитам удалось отстоять свою независимость.

Отметим, так же, что 20 февраля 2006 г. умер руководитель Банка Ватикана, гражданин США с литовскими корнями, архиепископ Пол Казимир Марцинкус(англ. Paul Casimir Marcinkus). Как сообщают официальные газеты, этот архиепископ был замешан в крупных финансовых махинациях [25], а также, по мнению уже упомянутого Дэвида Яллопа имел тесные связи с ЦРУ.

В 2005 году умершего Иоанна Павла II сменил новый, 265-ый по счёту Папа Римский Бенедикт XVI (2005 - 2013). Мы считаем необходимым отметить, что этот Папа является рыцарем Мальтийского ордена в ранге «Бальи Большого Креста Чести и Преданности» -в иерархии Мальтийского ордена, представленной на их официальном сайте, этот ранг является наградным членством. Принадлежность Бенедикта XVI к старейшему из католических монашеских орденов широко не афишируется в СМИ - автору данной статьи удалось найти подтверждение этого только на интернет-странице самого Мальтийского ордена [26].

Интересными, на наш взгляд, являются обстоятельства проведения Конклава (выборов) 2005 г., по результатам которого 19 апреля был утверждён Бенедикт XVI (до интронизации Иойзеф Ратцингер, нем. Joseph Alois Ratzinger). Согласно статье, опубликованной 23 сентября 2005 г. в итальянском журнале "Limes" (этот журнал считается серьезным изданием и специализируется на вопросах геополитики), реальную конкуренцию кардиналу Ратцингеру на Конклаве составляли два кандидата от Ордена иезуитов, это кардиналы - Карло Мария Мартини (итал. Carlo Maria Martini) и Хорхе Марио Бергольо (исп. Jorje Mario Bergoglio, современный Папа Римский). «Всего 18 и 19 апреля прошло четыре голосования, на каждом из которых второе место после будущего Бенедикта XVI занимал архиепископ Буэнос-Айреса кардинал Хорхе Марио Бергольо... что стало настоящим сюрпризом» i27!. Другая итальянская газета "La Stampa" сообщает, что итальянский кардинал Мартини в ходе первого голосования на Конклаве получил большее количество голосов, чем кардинал Йозеф Ратцингер, будущий Папа Римский.

Приведенные выше обстоятельства получили интересную, на наш взгляд, трактовку у отечественного историка, члена Русского исторического общества Н. Ю. Селищева. «Однако становятся известны подробности его (Бенедикта XVI - Е. Г-Л.)стремительного избрания папой. Его главный противник иезуит кардинал Мартини вдруг уже в 4-м голосовании отдал свои голоса Ратцингеру. Явно, они о чем-то договорились. Другой иезуит - аргентинский кардинал Берголио, получивший заметное число голосов, тоже присоединился к Ратцингеру. Так или иначе, кандидаты-иезуиты Мартини и Берголио заключили союз с Ратцингером. Первое условие этой сделки нам известно - Ратцингер стал Бенедиктом XVI, второе условие держится в тайне. Но суть его ясна - иезуиты получили что-то взамен от нового папы» i28!.

Так или иначе, но Папа Римский Бенедикт XVI (2005 - 2013) действительно отказался от жёсткой риторики своего предшественника в отношении Ордена иезуитов. Напротив, «Святой Отец дважды явил свою глубокую любовь» к иезуитам: 10 января 2008 г. он направил 35-ой Генеральной конгрегации Общества Иисуса послание, а также пригласил её членов 21 февраля 2008 г. на аудиенцию. Как отмечают сами иезуиты: «В своем обращении Папа Бенедикт XVI открыто заявил о своем доверии, духовной близости и глубоком уважении к Обществу Иисуса, и его слова тронули наше сердце, с новой силой пробуждая в нас желание служить Церкви в этом мире... С глубокой любовью являя нам живое видение нашей миссии и служения Церкви, он, казалось, говорил нам: обратите взор свой в будущее, "дабы оправдать возложенные на вас ожидания" .Такими исполненными значения словами Папа решительно указал нам будущее нашей миссии. Эта миссия была обозначена им четко и ясно: защита и распространение веры, побуждающие открывать новые горизонты и достигать новых социальных, культурных и религиозных рубежей...что открывает для нас новую эпоху»

В своём обращении к 35-ой Генеральной конгрегации Папа Бенедикт XVI так же подчеркнул, что: «несправедливость, порождающая бедность, имеет структурные причины, с которыми необходимо бороться, и что к участию в этой борьбе побуждает сама вера, ибо выбор в пользу бедных присущ самой христианской вере в Бога, Который обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою» Здесь следует сделать оговорку, что обращение Папы совпало с волной мирового экономического кризиса 2007- 2009 гг.

Такая позиция Святого Центра вызвала воодушевление в рядах иезуитов, и на той же 35-ой Генеральной конгрегации они озвучили и свою озабоченность некоторыми социальными процессами. Например, что «Нынешние потребительские культуры воспитывают в людях не рвение, но, скорее, зависимость и навязчивые состояния. Им нужно противостоять. Сострадательный отклик на эти нездоровые культурные явления необходим и неизбежен, если мы хотим участвовать в жизни своих современников» Iil. Иезуиты высказали и свою озабоченность процессами глобализации [31, п1 20, 25].

Неожиданное отречение Бенедикта XVI в феврале 2013 г. от папства породило множество теорий. Одни исследователи склонны полагать, что связанно это было с почтенным возрастом Папы (на момент отречение ему было 86 лет), другие полагают, что связанно это было с противоречиями внутри Ватикана и многочисленными информационными атаками, включая скандалы о гомосексуализме и педофилии ряда служителей католического сана. Факты свидетельствуют и о том, что Бенедикта XVI, так же как Иоанн Павел I решил проверить деятельность Банка Ватикана, но в отличие от него успел довести это дело до конца. Так, «в сентябре 2009 г. он привлек в качестве главы IOR человека со стороны - авторитетного банкира Готти Тедески. Однако потребовавшего строгого соблюдения правил новичка здесь встретили в штыки, и уже в мае 2012 г. г-ну Тедески пришлось подать в отставку. По его словам, он "оказался слишком близко к правде". К попыткам Бенедикта XVI докопаться до этой самой правды о финансовых механизмах IOR следует отнести и созданное им в конце 2010 г. ведомство финансового надзора Autorita per la Informazione Finanziaria, возглавить которое он пригласил участника скандальных разоблачений в концерне Siemens Ренэ Брюльхарта» I32!.

Можно так же предположить, что роль этого 265-го Папы Римского состояла в том, чтобы подготовить почву для прихода своего преемника из числа Ордена иезуитов, что могло быть одним из условий возможного соглашения на упомянутом выше апрельском Конклаве 2005 г. Как сообщает официальная пресса Ватикана, сегодня Папу в отставке и правящего Папу-иезуита связывают «чудесные, отечески - братские отношения» 1221.

Проанализированные выше события дают нам достаточно чёткую картину о значимой политической роли Ордена иезуитов в Ватикане во второй половине XX - начале XXI вв., а значит, мнение ряда исследователей о кризисе внутри Ордена и его проигрыше «Опус Деи» может быть поставлена под сомнение.

Избрание Папы-иезуита Франциска. Диалог с Московским Патриархатом

Очевидной победой иезуитов стало избрание 13 марта 2013 г. нового 266-ого Папы Римского. Впервые им стал выходец из Латинской Америки и впервые - член Ордена иезуитов - кардинал из Аргентины Хорхе Марио Бергольо, взявший себе при интронизации имя Франциск (лат. Franciscus, итал. Francesco). Выбор этого имени Папа объяснил три дня спустя после своего избрания следующими словами: «Я выбрал имя Франциска Ассизского, потому что хочу, чтобы Церковь была для бедных, чтобы защищала мир и заботилась о Творении...в связи с бедными, я сразу же вспомнил Франциска Ассизского. А пока шёл подсчет голосов(речь идёт о голосовании за того или иного кандидата на должность Папы - Е.Г-Л.), я подумал о войнах. Франциск - человек мира. Вот так и вошло это имя в мое сердце: Франциск Ассизский. Человек бедности, человек мира, человек, любящий и охраняющий Творение. Ах, как бы я хотел, чтобы Церковь была бедной и для бедных!» I34!.

Папа-иезуит пока продолжает политику в отношении расследования деятельности Банка Ватикана, начатой его предшественником и остановленной во времена Иоанна Павла II. Для этого в июне 2013 г. он учредил специальную комиссию для проверки деятельности Банка, а в октябре этого же года был опубликован первый годовой отчет за всю историю Банка. А в апреле 2014 г. Папа одобрил план реформы Банка и по сообщению пресс- службы Ватикана: «Институт религиозных дел будет и впредь служить католической церкви по всему миру с должной осмотрительностью и предоставлять ей специализированные услуги. Ценные услуги, которые может предложить институт, помогают Папе в осуществлении миссии вселенского пастыря» [35]. Интересный факт, что за день до выступления со своим первым «Апостольским обращением («Evangelii Gaudium») 25 ноября 2013 г. Папа Франциск принял на аудиенции в Ватикане Президента РФ Владимира Путина. По сообщению официального протокола, их разговор прошёл тет-а-тет и занял тридцать пять минут I36!.

Первое обращение Папы-иезуиты вошло в историю под названием «революционное» или «чистый марксизм». Приведём лишь самые значительные мысли, это: призыв к церкви стать ближе к народу посредством миссионерства, евангелизации и «открыв двери Таинств»; греховность индивидуализма; призыв к «здравой децентрализации», т.е. не страшиться пересмотра тех церковных обычаев, которые «не связаны напрямую с сутью Евангелия»; отказаться от церкви «навязчивых идей и процедур»; призыв к «революции милости»; обличение современной экономической системы «несправедливой в корне», и призыв к диалогу с мусульманами, агностиками и неверующими I37!. «Большую евангелизационную значимость имеет экуменический диалог, прежде всего с православными, у которых можно поучиться «епископской коллегиальности и соборности», а также диалог с иудеями и мусульманами, агностиками и неверующими» [37, п. 246]. Внимательный анализ этого «Апостольского обращения» позволяет сделать вывод, что в нем отражены основные идеологические принципы самого Ордена иезуитов, коротко сформулированные ещё Св. Игнатием: «Служение веры и распространение справедливости». Это и отразил Папа - иезуит Франциск в своем Апостольском обращении, призвав мировых лидеров к борьбе с нищетой и неравенством. «По мнению понтифика, в мире сложилась неправильная система приоритетов. Его возмущение вызвал тот факт, что смерть бездомного не попадает в новости, а изменение банковского индекса на два процента становится сенсацией» I38!.

Но самым главным, безусловно, является то, что главная идея Ордена иезуитов не изменилось, как и 477 лет назад этот Орден стремится к победе справедливого общества, основанного на высоких духовных идеалах. И видимо схожесть в этом идейном начинании сделала сегодня возможным сближение Ватикана и Московского Патриархата и признание братства и духовного единения двух ветвей христианства.

Однако не всё обстоит так просто, у активного диалога КЦ и РПЦ можно встретить и людей, боящихся этого возможного сближения и скептиков, и недоброжелателей. Так, например, Украинская Греко-католическая церковь (УГКЦ) «Выступила с жесткой критикой Совместного заявления Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Франциска, руководство УГКЦ не прекращает враждебные по отношению к Московскому Патриархату и Украинской Православной Церкви заявления и действия. Особенно недопустимыми по тону стали заявления верховного архиепископа УГКЦ Святослава Шевчука в адрес православных верующих, принявших участие во Всеукраинском крестном ходе мира, любви и молитвы за Украину. Одновременно греко-католическое руководство продолжает развивать тесные отношения с раскольниками, тем самым грубо попирая принцип уважения к каноническим нормам, принятый в православно-католических отношениях»!.

Несмотря на возникающие трудности РПЦ и РКЦ продолжают активно сотрудничать, что доказывает, например, заявление, сделанное после встречи председателя ОВЦС с Папой Франциском 15 сентября 2016 г.: «Стороны отметили плодотворное развитие сотрудничества Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в области культуры. За последний год получила развитие программа обмена учебными поездками священников и студентов богословия из Римско-Католической Церкви и Московского Патриархата в Москву и Рим соответственно для более глубокого знакомства с традициями, а также современной жизнью двух Церквей. Собеседники согласились, что данный проект имеет большие перспективы и должен осуществляться на ежегодной основе» [40]. А в марте 2017 г. о стало известно, что Московский Патриархат одобрил празднование православными верующими ирландского праздника - «Дня Святого Патрика»

В свою очередь, на пути к реальному диалогу КЦ сделала огромный шаг, осудив унию, что было зафиксировано в совместной декларации Папы и Патриарха в феврале 2016 г.: «Сегодня очевидно, что метод "униазма" прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства» -Ш!. Однако, к сожалению, это вопрос остаётся до конца не решённым. В связи с конфликтом на Украине «Действия греко-католиков на Украине и их агрессивная риторика в адрес Православной Церкви свидетельствуют о том, что уния продолжает оставаться кровоточащей раной на теле мирового христианства и главным камнем преткновения в православно-католическом диалоге» [42], - подчеркнул председатель ОВЦС на XIV пленарной сессии Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, прошедшей в сентябре 2016 г. 36-ая Генеральная конгрегация Ордена иезуитов и избрание нового 31 - го Генерала Ордена

В начале осени 2016 г. состоялась 36-ая Генеральная конгрегация Общества Иисуса, на которой был избран новый, 31 - ый Генеральный настоятель Ордена иезуитов или Генерал. Им стал 68-летний священник из Венесуэлы отец Артуро Соза Абаскаль(исп. Arturo Sosa Abascal). Напомним, что предыдущий Генерал Ордена отец Адольфо Николас (исп. Adolfo Nicolás) попросил об отставке в связи с плохим здоровьем И21. Новый Генерал Ордена является первым за всю историю этой организации выходцем не из европейской страны, и первым из Латинской Америки. Выбор в пользу венесуэльца был сделан после того, как «в течение первой недели работы Конгрегации делегаты заглушили доклад о положении Общества, что позволило выбрать правильную кандидатуру на пост Генерала» i44!.

День спустя, 15 октября 2016 г. в рамках торжественного посвящения в должность Генерала Ордена Артуро Соза выступил перед собравшимися в соборной церкви Ордена Иль - Джезу (La chiesa del Santissimo Nome di Gesü) в Риме со своей проповедью, озаглавленной «Мы хотим внести свой вклад в то, что кажется невозможным». Текст выступления доступен на официальном сайте Ордена и представлен пока на трёх языках: испанском, итальянском и английском. Итак, в своей короткой речи новый Генерал затронул важные точки развития Общества, среди них: «беречь апостольскую основу Общества (оригинальные выделения в тексте сохранены - Е. Г-Л.). А это тесно связано с глубокой духовной жизнью каждого члена общины, в которой мы разделяем и жизнь, и миссию; совершенствование души необходимо, чтобы оставаться на связи с интеллектуальным миром и лучше понимать современный исторический этап развития человечества и способствовать поиску решений преодоления бедности, неравенства и угнетения; другой важной темой является справедливость. Мы хотим внести свой вклад в то, что кажется невозможным сегодня: примирившееся в идеи справедливости человечество, живущее в мире в уютном доме, в котором есть место для всех, потому что мы признаем всех людей братьями и сестрами, сыновьями и дочерями одного Бога; сотрудничество с другими людьми. Мы хотим щедро сотрудничать с другими людьми как в Церкви, так и вне её лона, что и есть миссия Иисуса Христа; предназначение Общества. В сотрудничестве мы будем искать новых союзников, чтобы стать частью апостольской основы... Настоящие иезуиты члены этой универсальной основы призваны защищать богатство мультикультурализма как лицо всего человечества, созданного по образу и подобию Божьему» [45]. По окончании евхаристии новоизбранный Генерал Ордена направился к мощам Св. Игнатия, но прежде помолился перед могилой 28-го Генерала Ордена Педро Аррупе.

А уже 24 октября, в отличии от установившейся традиции приглашать на встречу глав религиозных орденов в Ватикан, Папа Римский Франциск лично посетил Генеральную конгрегацию Общества Иисуса в Риме и обратился к её делегатам с обширной речью, после которой ответил на вопросы из зала i46!. Суть послания Папы к иезуитам, отражена в названии его речи: «Церковь нуждается в вас, чтобы достичь тех задач, которые другие не могут достичь» I46!. В своём обращении Папа призвал иезуитов: «направляться к отверженным и распятым с радостью Евангелия» i46!.

Таким образом, проповедь новоизбранного 31-го Генерала Ордена иезуитов даёт понять, что и сегодня Орден все также придерживается идеалов справедливости, равенства и братства и готов к диалогу как с представителями других религий, так и атеистов.

Итак, на основе рассмотренного в статье материала, можно утверждать, что накануне 500-летия Реформации, который будет отмечаться с 31 октября по 1 ноября 2017 г., её идейный оппонент - Орден иезуитов, как и много столетий назад, продолжает борьбу с несправедливой экономической системой и духовным обнищанием людей. Главным идеологическим противником иезуитов является либеральный протестантизм, апологетом которого, прежде всего, остаются англо-саксонские страны, а также масонство. В 1773 г. Орден иезуитов уже проиграл в этой борьбе, но история предоставляет ещё одну попытку, и в такой ситуации Ордену будет тяжело действовать в одиночку, ему нужны союзники - религии традиционных ценностей: православие, ислам, иудаизм. Можно предположить, что главная задача, которая стоит сейчас перед миром христианским (католическим и православным) - найти себе союзника в виде различных политических сил, отстаивающих гуманистические идеалы и превосходство духовного над материальным, а также борющихся за победу общественных ценностей над индивидуализмом. И по эту сторону сил оказываются и традиционные религиозные конфессии, и атеисты - сторонники коммунистических ценностей и марксистской идеологии. Возможно, отсюда образ Папы Франциска, как «Папы для бедных», не случайно в одном из своих интервью он признал, что и среди марксистов «много прекрасных людей» HZi.

Кроме того, иезуиты продолжают расширять своё влияние в мире. Возможно, отсюда стоит искать причины отставки Великого магистра самого старейшего рыцарского ордена Римско-католической церкви - Мальтийского, которая произошла в конце января 2017 г . Однако, как изменится политика самого Мальтийского ордена после этого, покажет время.

Библиография

1. Тойнби А. Постижение истории. М.: Изд-во. Прогресс, 1990. C. 226.

2. Официальный сайт Общества Иисуса в России и СНГ // jesuit.ru. URL: www.jesuit.ru/ (дата обращения: 12.01.2017).

3. Четверикова О. Н. Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства. М.: Эксмо, 2011. С. 3.

4. Минаев В. Н. Тайное становится явным. М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1960. 376 с.

5. Рыбалка А., Синельников А. Интервью с масоном. М.: Изд-во «Живое время», 2009. 256 с.

6. Официальный сайт Объединённой великой ложи Англии. URL: http://www.ugle.org.uk/

7. Галибина-Лебедева Е. С. Орден иезуитов в Латинской Америке, XVII-XIX веков: на примере Эквадора. М.: Наука, 2014. 334 с.

8. Григулевич И. Р. Крест и меч: Католическая церковь в Испанской Америке XVI-XVIII вв. М., Наука,1977. 295 с.

9. Уложения Института Общества Иисуса, одобренные и утверждённые Верховным Понтификом Павлом III в Апостольском Послании Regimini militantis Ecclesiae от 27.09.1540.

10. Ларин Е. А. Всеобщая история: латиноамериканская цивилизация. М.,Высшая школа, 2007. С. 78.

11. Chavez. Bush Has Called Me Worse Things. URL: content.time.com/time/world/article/0,8599,1538296,00.html (accessed date: 11.02.2017).

12. Путин признался в симпатии к созвучной Библии коммунистическим идеям // interfax.ru // interfax.ru: URL: www.interfax.ru/russia/491445 (дата обращения: 10.12.2017).

13. Текст совместного заявления патриарха Кирилла и папы римского // ria.ru: Сетевое издание «РИА Новости». URL: https://ria.ru/religion/20160213/1373737695.html (дата обращения: 12.02.2017).

14. Митрополит Волоколамский Иларион: Визит Патриарха в Лондон укрепит взаимное доверие // patriarchia.ru. URL: www.patriarchia.ru/db/text/4638513.html (дата обращения: 12.01.2017).

15. -18 октября состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в Великобританию // patriarchia.ru: Официальный сайт Московского Патриархата. URL: www.patriarchia.ru/db/text/4644677.html (дата обращения: 14.01.2017).

16. Великович Л.Н. Чёрная гвардия Ватикана. 2-е изд., доп. М.: Мысль, 1985. С. 242.

17. Митрополит Иларион: Главное в моей жизни - это Церковь // hilarion.ru. URL: www.hilarion.ru/social/mitropolit-ilarion-glavnoe-v-moey-zhizni-eto-tserkov.html (дата обращения: 14.01.2017).

18. Яллоп Д. Во имя Господа. Кто убил Папу Римского? Тайна смерти Иоанна-Павла I. -М.: АСТ, 2010. 480 c.

19. Папа римский проверит Банк Ватикана // interfax.ru. URL: www.interfax.ru/world/315173 (дата обращения: 14.01.2017).

20. Святейший Патриарх Кирилл возглавил памятные мероприятия, посвященные 80-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова) // patriarchia.ru. URL: www.patriarchia.ru/db/text/812169.html (дата обращения: 15.01.2017).

21. Вейгел Д. Свидетель надежды: Иоанн Павел II. Пер. с англ. / Д. Вейгел.-М.: Изд-во АСТ, 2001. С. 386.

22. Arrupe P. Yo viví la bomba atómica. - Bilbao: Editorial: Mensajero, 2010.

23. Коваль А. Иезуиты в России: XX век. // jesuit.ru. URL: www.jesuit.ru/ru/component/jdownloads/finish/2-documents-for-download/5-iezuity-v-rossii-xx-vek?Itemid = 401 (дата обращения: 16.01.2017).

24. Папа Иоанн Павел II. Справедливость каждого - источник мира для всех. Послание по случаю Всемирного дня мира, 1 января 1998 года, 3. Цит. по: Декреты 35-ой Генеральной Конгрегации Общества Иисуса. Декрет 3 «Задачи нашей миссии сегодня», п. 30.

25. Скончался бывший глава Ватиканского банка архиеп. Пол Марцинкус // Katolik.ru: Христианский католический портал. URL: www.katolik.ru/component/content/article/1016-archive/76447-st8499.html (дата обращения: 16.01.2017).

26. Benedict XVI receives The Grand Master of the Order // orderofmalta.int: официальная страница Суверенного Мальтийского Ордена. URL: www.orderofmalta.int/news/40040/benedict-xvi-receives-the-grand-master-of-the-order/?lang = en (accessed date: 18.02.2017).

27. В итальянскую прессу просочились слухи о подробностях последнего конклава // blagovest-info.ru: Агентство религиозной информации Благовест. URL: www.blagovest-info.ru/index.php?ss = 2&s = 3&id = 2027 (дата обращения: 18.01.2017).

28. Селищев Н. Ю. Политика Ватикана: слова и дела // rv.ru: интернет-версия газеты «Русский Вестник». URL: rusk.ru/st.php?idar=323746 (дата обращения: 12.02.2017).

29. Декреты 35-ой Генеральной Конгрегации Общества Иисуса. Декрет 1 «С новым рвением и воодушевлением», п.1, 5, 6, 16. URL: http://www.jesuit.ru/images/jesuits/gc/CG35_Decr1a_Benedetto_XVI_RUS.pdf (дата обращения: 12.01.2017).

30. Обращение Папы Бенедикта XVI к 35 Генеральной конгрегации Общества Иисуса, 21 февраля 2008 г., параграф 8.

31. Декреты 35-ой Генеральной Конгрегации Общества Иисуса. Декрет 2 «Огонь, возжигающий другие огни», п. 21. // jesuit.ru. URL: www.jesuit.ru/images/jesuits/gc/CG35_Decr3Mission_RUS.pdf (дата обращения: 12.01.2017).

32. Бенедикт XVI не смог раскрыть финансовые тайны Ватикана // rbcdaily.ru: Официальная страница газеты «РБК daily». URL: rbcdaily.ru/world/562949985714982 (дата обращения: 19.01.2017).

33. Папа Бенедикт XVI рассказал о своих отношениях с преемником на престоле святого Петра и объяснил, почему он ушёл на покой // ru. radiovaticana.va. URL: ru.radiovaticana .va/news/2016/08/26/папа_бенедикт_xvi_рассказал_о_своих_о тношениях_с_преемником _/1253739 (дата обращения: 19.01.2017).

34. Папа рассказал СМИ, почему он выбрал себе имя Франциск, и объяснил, кто главный в Церкви // catholic-info.at.ua: Католический информационный сайт в Республике Украине. URL: catholic-info.at.ua/news/papa_rasskazal_smi_pochemu_on_vybral_sebe_imja_francisk_i_objasn il_kto_glavnyj_v_cerkvi/2013-03-16-2325 (дата обращения: 20.01.2017).

35. Папа Франциск поддержал план реформы Банка Ватикана // interfax.ru. URL: www.interfax.ru/world/369976 (дата обращения: 21.01.2017).

36. Путин подарил Папе Римскому икону, понтифик президенту - майолику // itar-tass.com URL: www.interfax-religion.ru/?act=news&div=53573 (дата обращения: 21.01.2017).

37. Апостольское обращение «Evangelii Gaudium»: необходимы реформы структур и новые методы // ru. radiovaticana.va: русскоязычная версия сайта «Радио Ватикана». U RL: ru.radiovaticana .va/news/2013/11/26/апостольское_обращение_«evangelii_gaudium»:_необходимы_реформы/rus-750073 (дата обращения: 22.01.2017).

38. Папа Римский осудил «дикий капитализм» // vz.ru: Официальный сайт газеты «Взгляд». URL: www.vz.ru/news/2013/11/26/661450.html (дата обращения: 22.01.2017).

39. Митрополит Иларион встретился с префектом Конгрегации по делам восточных церквей кардиналом Л. Сандри // hilarion.ru: Официальная страница Митрополита Волоколамского Илариона. URL: www.hilarion.ru/social/mitropolit-ilarion-vstretilsya-s-prefektom-kongregatsii-po-delam-vostochnykh-tserkvey-kardinalom-l-s.html (дата обращения: 22.01.2017).

40. Митрополит Иларион встретился с папой римским Франциском // hilarion.ru. URL: www.hilarion.ru/social/mitropolit-ilarion-vstretilsya-s-papoy-rimskim-frantsisko.html (дата обращения: 08.02.2017).

41. В месяцеслов Русской Православной Церкви включены имена древних святых, подвизавшихся в западных странах //patriarchia.ru. URL: www.patriarchia.ru/db/text/4829992.html (дата обращения 09.03.2017).

42. Митрополит Иларион: "Уния продолжает оставаться главным камнем преткновения в православно-католическом диалоге // hilarion.ru. URL:

www.hilarion.ru/social/mitropolit-ilarion-uniya-prodolzhaet-ostavatsya-glavnym-kamnem-pretknoveniya-v-pravoslavno-katoliche.html (дата обращения: 08.02.2017).

43. В Риме избран 31-й Генеральный настоятель Общества Иисуса // sib-catholic.ru: "Сибирская католическая газета", издание римско-католической Преображенской епархии в Новосибирске. URL: sib-catholic.ru/otets-arturo-sosa-abaskal-sj-31-generalnyiy-nastoyatel-obshhestva-iisusa/ (дата обращения: 08.02.2017).

44. Hacia la 36a Congregación General de la Compañía de Jesús // es.radiovaticana.va: Испаноязычная версия сайта «Радио Ватикана». URL:

es.radiovaticana .va/news/2016/09/27/hacia_la_36a_congregación_general_de_la _compañía_de_jesús/1261085 (дата обращения: 16.0122017).

45. "Queremos contribuir a lo que parece imposible" - homilía del P. Sosa // gc36.org: раздел, посвящённый 36-ой Генеральной Конгрегации на официальном сайте Общества Иисуса. URL: www.gc36.org/es/contribuir_imposible/ (дата обращения: 16.02.2017).

46. El Papa a los Jesuitas: la Iglesia los necesita para llegar a los lugares a los que otros no llegan o les resulta difícil hacerlo // es.radiovaticana.va

URL: es.radiovaticana .va/news/2016/10/24/el_papa_a_los_jesuitas_la_iglesia_lo s_necesita/1267344 (дата обращения: 17.02.2017).

47. Папа Римский признает: и среди марксистов много "прекрасных людей" // interfax.ru. URL: www.interfax-religion.ru/?act=news&div=53801 (дата обращения: 19.02.2017).

48. Папа Римский принял отставку великого магистра Мальтийского ордена // www.ria.ru. URL: ria.ru/religion/20170125/1486461321.html (дата обращения: 19.02.2017).


https://cyberleninka.ru/article/n/orden-iezuitov-nakanune-500-letiya-reformatsii

2010, 1981, 1773, Религии, 1939, 1952, Мнение, 2008, Ватикан, history, 2013, 2006, 2017, 2016, 2014, 2009, история, 2005, 1983, 1942, 1977, кто есть кто, 1945, разоблачая ложь, ПЦУ, 2012, РПЦ

Previous post Next post
Up