Авнюгская узкоколейка стала одним из самых ярких впечатлений в этом путешествии. Но есть поблизости от Поперечки и еще кое-что. В этой глуши, куда сейчас можно добраться только в пошатывающемся на поржавевших рельсах вагончике, на озере стоит Соезерская пустынь - одна из старейших сохранившихся церквей Русского Севера, датированная 1748 годом. Сходить туда мы задумали уже приехав в Поперечку, и это отклонение от маршрута в итоге стало, пожалуй, главным опытом в этой поездке.
Совпало все: далекая заброшенная церковь в лесу, величественные кедры рядом, таящие силу нескольких веков, ветреный день и полное безлюдие. Русский Север во всей своей аскетичной красе, собранный в одном месте и времени.
Несколько лет назад восстановлением церкви занялись москвичи. Как-то так выходит, что о сохранении северных святынь чаще всего начинают заботиться именно они. Местным бы - выжить самим. Шесть лет назад жители большого города приезжали перешивать крышу. Все та же баба Зоя рассказывает, что среди приезжавших был даже какой-то певец, и вместе с хором они выступали перед жителями деревни возле церкви.
Также удивительно встретить на Русском Севере короля сибирской тайги. Многовековые кедры здесь также когда-то были посажены монахами: в стародавние времена прихожанам насыпАли по горсти кедровых орехов. В такой ветреный день открылось и еще кое-что: многие слышали словосочетание - звенящие кедры. До этого дня оно было для меня лишь пустым звуком, пока... я не услышал, в как в длинных пушистых иглах по-особому "звенит" ветер.
В таком храме я был впервые: обычно старые деревянные церкви просто стоят заброшенными. Здесь иначе: по перестеленной лестнице можно подняться на второй этаж, где обветшалые перекрытия подперты свежими сосновыми поленьями. В единственной апсиде не найти иконостаса, но по стенам висит множество изображений с ликами святых - не только иконы, но и календари, постеры, чаще небольшие. Лежит несколько крестиков и нательных иконок. На полу книги. Кажется, здесь сложилась негласная традиция приносить в забытый храм новую икону или что-то связанное с церковью. Больше всего мы насчитали икон со Святой Матроной - вот уж удивительно было увидеть в глубине архангельских болот лик блаженной московской старицы.
Сейчас в окнах церкви нет стекол - лишь покореженные решетки, изгибающиеся на фоне низкого северного неба, словно карликовые березы. Сквозь оконные проемы - внутрь и наружу - иногда снуют ласточки. А если присмотреться повнимательнее, то можно заметить в зале и ласточкино гнездо. Вслед за ласточками с улицы доносится шум ветра. И вместе с ним уносится прочь вся суета, которая сопровождает нас среди людей. Удивительное, наполненной силой и спокойствием место.
За церковью простирается большое озеро, так, что вся пустынь стоит как бы на полуострове, с трех сторон окруженная водой. Местные жители соорудили здесь столик и даже мангал - после долгой дороги до храма можно присесть и покушать. Так поступили и мы, сложив небольшой костер в мангале и разогрев тушенку.
На обратном пути мы заглянули в окрестные леса: среди высоких сосен уже поспела черника, хотя ее и немного в этом году. Уже по дороге к местной жительнице, у которой мы оставляли рюкзаки, нас, таки, застал ливень - поэтому снова здравствуй мокрая обувь, зато воздух вдали от всех заводов и фабрик стал еще свежее. Локомотив довез фиолетовый вагончик до цивилизации чуть меньше, чем за полтора часа. Ночь мы снова решили провести у Зинаиды Андреевны - завтра новое погружение в провинцию, и неизвестно, где застанет нас следующая ночь.
Заброшенный дом рядом с храмом
Кедры рядом с храмом
Соезеро
Собирается гроза