Продолжение текста 2015 года про поход 2014 года. Вся информация и фото относится именно к тем годам.
Итак, пройдя на развилке прямо, мы попали на «Объект 100».
В придачу к фортам и стационарным батареям в тридцатые годы придумали и железнодорожные орудия береговой обороны, а для их применения построили долговременные огневые позиции. И вот самая первая - это как раз тут и было. И ещё несколько штук после. Правда, перед войной это хозяйство законсервировали и больше не использовали, а потом оно всё заросло настолько, что и найти долго не могли (так говорят в КП). Теперь там вояк нет, рельсов нет, зато есть энтузиасты, занявшиеся расчисткой сохранившихся бетонных площадок. И вот результат их работы:
Здесь расчистка ещё не закончена:
А вот так оно выглядит без расчистки:
Запросто можно провалиться и покалечиться. А ведь там ещё и колодцы (без крышек!) имеются, какая-то подземная система - возможно, ливнёвка, не знаю точно.
Устроено это было так. Транспортёр с орудием (это такая ба-альшая пушка на специальном железнодорожном вагоне, мы их завтра увидим в форте) привозят в лес на бетонную площадку позиции и ставят над центральной дырой. Из-под пушки вперёд и назад выкатывают ж/д тележки, и пушку опускают на собственные колёса, расположенные поперёк. На них она и вращается по круговому рельсу, стреляя в любую сторону. Это касается «больших» установок, калибра 305 и 356 мм (т. е. 12 и 14 дюймов), а были ещё и «малые», которые 180 мм. Те устанавливались на распорки, и у них вертелось только орудие, прямо на вагоне. Под распорки делали специальные бетонные упоры с гнёздами - вот такие:
На этом объекте была одна площадка под «малое» орудие и три - под «большие». Три пути, идущие параллельно,
заканчивались тупиком (туда мы, правда, не пошли). Если верить К89, тупик упирается прямо в автодорогу, а по космоснимку кажется, что немного не доходит. А вот на К41 этой ж/д линии нету вообще! Там только Ж1 и Ж6, а остальные, видимо, были настолько секретны, что их даже на своей армейской карте не обозначили…
Видимо, именно из-за секретности и ею вызванного отсутствия схем, до сих пор происходит путаница с этими объектами 100. На баннере так названы вышеописанные 4 позиции. Но они не единственные! Вот ранее обещанная схемка «Объект 100», взятая отсюда (
http://www.krasnaya-gorka.sbor.ru/poberegie/poberegie.htm), на ней видны два почти одинаковых отвода ж/д: слева, о котором сейчас и шла речь, он же Ж4а, и справа, возле самой станции КФ, который я обозвал Ж5, а на карте пометил буквой Д:
Авторы там нашли такие же упоры с гнёздами для распорок, как на фото Ф18-19. Эта позиция (4 пути) нарисована и на схеме форта, где обозначена, правда, номером 125. Поскольку схемку «Объект 100» я обнаружил уже после возвращения, то на месте думал, что этот №125 есть лишь неправильно (не в масштабе) нарисованный отвод Ж4а. Ошибался, значит. И туда тоже надо было бы сходить в случае возможности…
Итак, мы осмотрели позиции Больших Пушек и готовы двигаться дальше. Вот второй фрагмент карты, К89-2. Мы в районе цифры 1.
Можно было бы пройти до тупика, выйти на шоссе, и по нему через посёлок (с осмотром церкви) вернуться на линию Ж4. Ближе? Да, но тогда был бы пропущен ещё один интересный объект - «вышка батарейного поста», цифра 2. Поэтому возвращаемся до развилки и поворачиваем на Сев-Зап-Запад. И вот она, вышка:
Короче, пушки спрятались в лесу и палят оттуда, а тут на вышке сидит наблюдатель и смотрит, куда влупили, и корректирует. Ну или не сам наблюдатель, а приборы наблюдения. Кто их теперь разберёт.
Конечно, сразу захотелось на неё залезть, да фиг там - лестницы срезаны начисто, остались 2 нижние ступеньки, врытые в землю. Вообще в округе всё, что было физически возможно, попилили и сдали на металл. Особенно обидно за орудийные башни, к первым из которых мы скоро-таки доберёмся.
Но сначала на пересечении с автодорогой увидим единственный сохранившийся участок рельсов этой линии:
Не доходя метров 200 досюда, влево (на юг) должна уходить ветка Ж4б на депо дрезин, обслуживавших эту ж/д - оно находилось в Горе Валдай прямо рядом с церковью. Про эту ветку я тоже узнал постфактум и внимания на месте не обратил. Косяк, однако…
Когда закончился длинный прямой участок и трасса начала поворачивать влево, к озеру Горовалдайскому, поперёк тропы возник забор из ржавой и драной колючей проволоки. Естественно, мы не остановились. Слева показался какой-то домик с гавкающим псом, вправо пошла грунтовка… Как сказал инструктор (и как пишут в интернете), дом тот - вотчина ВОХРы, а территория - бывшая войсковая часть. Хрен её знает, насколько она бывшая - какие-то два хмыря к нам всё же подвалили с вопросом «как вы сюда попали», но Дмитрий им чё-то сказал, и они исчезли. Как версия - подобные типы тут всё на металл и порезали. Видел сообщения, что докапывались и до других «туристов», которым пришлось обходить колючку справа лесом. А мы не обходили, свернули на грунтовку вправо и оказалась возле густо заросшего холма. Или бугра. Здесь - первый из фортов, хотя так называть его не очень-то и правильно.
(СКРИН из ВИКИМАПИИ)
Опять приходится посетовать на отсутствие чёткой и единообразной системы обозначения всех этих объектов. Их строили в разное время, потом модернизировали, и при этом постоянно переименовывали. В итоге теперь не всегда и поймёшь, о чём идёт речь. Почитав Википедию, Викимапию и что ещё там удалось нарыть, для себя я зафиксировал так: непосредственно фортом является только «Алексеевский», он же «Краснофлотский», а короче - Красная Горка. А всё, что мы видели в районе мыса Серая Лошадь - это части противодесантной береговой батареи, вместе с Красной Горкой относившейся к Кронштадтской крепости. В разные годы батарея сия имела названия: форт «Передовой», форт «Бухарин», форт «Красногвардейский». Сначала, в 1911-15 годах, были построены две открытые долговременные батареи прямо на берегу (туда мы пойдём завтра). А в конце 20-х, для усиления, построили ещё одну батарею, которая в итоге получила №333. В ней сделали два бетонных стрельбовых блока, между ними метров 150. Посередине и несколько юго-восточнее находится силовая станция, соединённая с блоками потернами (подземными бетонными коридорами). В каждом блоке поставили по двухорудийной башне, которые сняли с линкора «Республика», бывшего «Императора Павла I». Сам линкор порезали на металл ещё тогда же. Во время 2МВ батарея обороняла Ораниенбаумский плацдарм, а после войны башни разобрали. Но сохранялись их «стаканы» - и вот их-то размародёрили уже в наше время.
Итак, осматриваем батарею №333 (цифра 3 на К89-2, и более подробно - на скрине из Викимапии).
Вот вход в силовую станцию:
Вот первая орудийная башня (то, что от неё осталось):
Там, если знать, куда лезть, можно спуститься и подойти к основанию башни по подземному ярусу. Но надо аккуратно: где-то торчит ржавый металл, где-то на полу разлит мазут и ещё какая-то дрянь, везде валяются обломки, ну и темно, конечно. А самый нижний ярус, увы, недоступен, ибо затоплен нахрен. И так везде.
Подземные помещения выглядят, например, вот так:
Вторая башня:
Тут сохранилось больше «родного» металла с корабля.
Вход во второй блок:
Осмотрев всё это великолепие, группа спустилась с горки и направилась к берегу Финского залива, чтобы встать на ночёвку. На космоснимке из Викимапии помечены ещё всякие ДОТы вдоль дороги, идущей параллельно берегу, но их мы не видели.
Вышли на берег западнее мыса Суур-Ниеми (цифра 4):
Место хорошее, но, во-первых, нету пресной воды, а во-вторых - далеко от завтрашней цели. Поэтому пошли на восток, сначала по грунтовке, после по асфальту, и заночевали на берегу Графской Лахты (цифра 5):
Ночью пели песни и периодически гоняли оборзевшего лиса, который то с одной, то с другой стороны пытался проникнуть в лагерь и что-либо стырить. Наутро выяснилось, что ему сопутствовала удача: несколько пакетов с разным содержимым были вскрыты, и примерно 4-5 единиц обуви растащены по всей округе (прямо из-под тента палатки забирал, блин!)
Назавтра путь лежал на мыс Серая Лошадь.
(Об том будет в части 3)