Нижеприведённый текст был написан и подготовлен к публикации почти 5 лет назад, но так и не был выложен. Причём и тогда он уже опаздывал на год. Йа тормоз, вапще саффсем...
Давным-давно, а именно летом (если не весной) 2014 года, предложил мне давний друг поехать посмотреть линию Маннергейма. А чего б и не поехать? Место знаменитое, ранее не посещённое. Деньги на поездку тогда ещё были, не то што ныне. Согласился.
Подготовка - дело серьёзное. Туда есть специальный двухдневный маршрут, организованный питерским турклубом «Приключение» («КП»), расписание известно заранее. Назначили дату, 27-28 сентября. Записались. Заплатили. Заказали билеты на паровоз. Накачали с интернетов всяких карт и планов, стали изучать.
Мне, как всегда, интересней картография, чем история битв или ТТД пушек. Но там действительно есть, что посмотреть и почитать. Карты тоже интересные - это же захваченная у Финляндии бывшая населённая территория, все объекты имеют старые финские названия, правда, объектов тех (сёл, хуторов) давно уж нет, а есть, например, военный полигон. Вот он и подложил первую мину под выработанный план.
КП прислал письмо: в назначенные дни на полигоне затеяли какое-то уничтожение снарядов, так что туда соваться не надо, всё равно не пустят. Взамен предлагаем погулять по другой стороне Финского залива (туда не долетит), а именно - вокруг форта «Красная Горка».
Э-э-э… Впервые такое фамилиё слышу. Ну да ладно, горка так горка. Нам же не только укрепления финские облазить надо позарез, а и поговорить, то, сё… Согласились на замену.
Накачал новых карт. Надо сказать, по финским укреплениям информации в инете куда больше, чем по российским. Там тебе и описания, и планы расположения, и разрезы по линии А и Б, только что не трёхмерная бродилка. А тут… Сильно меньше, скажем так. Даже с названиями объектов постоянная перепутаница. Картографии вообще никакой, фотки только мала-мала есть. Сижу, разбираюсь.
Вторая мина прилетела от инициатора поездки. Я, говорит, болею, бюллетеню, нету сил… (© ВСВ). И билет, говорит, я сдал.
Опа. Тут я немного колебнулся. Плюс к тому в прогнозе на Питер значились сплошь дожди строго с пятницы по понедельник. Но жаба задавила (уплочено ж!), да и место уже успело заинтересовать. Короче, таки поехал.
Сразу скажу: мне понравилось. Спасибо инструктору Дмитрию Пономаренко, спасибо всей большой группе. Многие из них давно ходят вместе, у них своя история и традиции, было интересно послушать.
Понятно, что тема похода - это в основном форты, военные сооружения вековой давности. И поэтому инструктор, знающий местность и места влезов-вылезов во все эти брошеные железобетонные махины, заранее договорившийся с музеем, имеющий всяческий инвентарь и т.п. - это очень удобно и правильно. Если бы идти самим, да без толковой карты, то очень много чего пропустили бы. Но и кое-что добавили бы. Например, уж точно завернули бы в с. Гора Валдай глянуть на церковь, архитектором каковой является небезызвестный Василий Косяков, пароход и человек. Ну, может, как-нибудь в будущем…
А пока - о прошлом.
Ещё недавно до этого самого форта можно было доехать на прямой электричке от Питера - до станции Краснофлотск. На схемах она и до сих пор нарисована, да вот движение закрыли в январе 2011 года. Невыгодно, типа. Путь понемногу зарастает, но пока хоть не разобран. А ехать теперь надо до пл. 68 км и оттуда идти, например, по такой мощёной дороге:
А вот и карта, уже пора её посмотреть - обычная «генштабовская» двухкилометровка 1989 года (далее - К89):
Вообще, есть что-то очень привлекающее в железных дорогах, а в брошеных - особенно. Так вот, Красная сия горка оказалась просто напичкана таковыми. На карте помечено далеко не всё! Поэтому перекос в этом отчёте будет явно не в сторону пушек. Хотя и пушки тоже тута, куда ж без них.
Но взгляните сперва на ещё одну карту (аналогично срисованную с ресурса «etomesto») - это тоже двушка, только издания РККА 1941 года (К41):
(МАПА 41)
Привыкнув к шрифтам и условным знакам, там можно увидеть, что ж/д, как и ныне, раздвояется после станции Лебяжье (при движении из СПб, то есть с востока на запад). Левая ветка идёт себе прямо, а правая (ныне ржавеющая), дойдя вдоль побережья до станции Краснофлотск (КФ), не разделяется надвое и не тянется далеко на запад, как на К89, и уж тем более не заканчивается бесславным тупиком, как сейчас, а поворачивает на юг… и далее сливается с основным ходом на Калище. Вот и вопрос: изначально ли дорогу построили двумя параллельными ветками, и северная при этом была нужна только для военных целей? А если нет, то какая первична? Может, как раз северная?
От этой ветки сейчас, как пишут в сети, сохранилась насыпь и даже мост через ручей (далее я вставлю схему «Объекта 100», там это обозначено). Собственно, эту насыпь недалеко от КФ мы тоже пересекли:
Для удобства вставляю два увеличенных фрагмента К89 с обозначенными точками. Первый, К89-1, это район форта Красная Горка. Там красная линия - действующая ж/д, зелёная - недействующая, синяя - разобранная довоенная, место пересечения её нами, где снято фото Ф02 - точка А. Наш маршрут, соответственно - фиолетовая линия:
Вышли мы, значит, из леса, и сразу повернули налево - в форт нам завтра, а пока - на Объект 100. Туда ведёт просека, оставшаяся на месте ж/д ветки, идущей до бухты Батарейная:
Чтобы не путаться во всех многочисленных ветках, сейчас я их обзову буквой Жэ. А видно это лучше всего на сфотканной возле музея СХЕМЕ ФОРТА:
Она есть и в интернете, вот:
http://www.krasnaya-gorka.sbor.ru/fort/fort_list/fort_list.htm От станции Краснофлотск пути раньше расходились в шести направлениях:
Ж1. На восток и юго-восток - к станции Лебяжье. Существует, но не действует. (На К89-1 она зелёная).
Ж2. На восток и северо-восток - в форт Красная Горка, где имела хитрое разветвление, судя по Схеме форта. Разобрана. Участок для экспозиции транспортёров построен специально в 1970-ых годах и не совсем на «родном» месте. (Синяя).
Ж3. На северо-западо-запад - входит на территорию Арсенала, где в складах хранятся старые снаряды (существует), далее - на запад и северо-запад к форту Серая Лошадь (разобрана). На карте отдельно не помечена, почти везде совпадает с нашим маршрутом (второй день).
Ж4. На запад - до базы подводных лодок в бухте Батарейная. Разобрана, сохранились редкие фрагменты. Мы в первый день по ней и шли. Имела ответвления на огневые позиции Объекта 100 (Ж4а) и к депо дрезин (Ж4б).
Ж5. На юго-западо-запад - на другие позиции Объекта 100 (или 125?). Разобрана. Примерно помечена буквой Д.
Ж6. На юго-запад - на Калище. Разобрана до соединения с действующей линией. (Синяя).
Значится, пришли мы с юга, пересекя… пересекнув… встретив в лесу насыпь от Ж6, а теперь идём на запад по трассе Ж4.
Справа в лесу виден маяк, или створный знак, или как его там правильно. Что-то для навигации. На карте он имеет вид звёздочки.
Здесь к ликвидации ж/д подошли конкретно. Рельсов нет, немного бетонных шпал раскиданы по кустам, а насыпь вся срезана и вывезена. Так что вместо неё теперь то тропа, то лужа.
Кое-где приходится перелезать упавшие деревья.
Хорошо сохранился мост через речку Чёрную.
Вода действительно тёмная, торфяная. За мостом не всю насыпь успели срыть,
…завалов больше, лежат кучи шпал и балласта. Местами приходится и обходить по лесу. Дальше справа видны участки посёлка Чёрная Лахта.
И вот, наконец, развилка. Линия, идущая прямо, Ж4а, приводит нас прямо на «Объект 100».
Продолжение воспоследует.