Омар ибн аль-Фарид (1181-1236)
Из поэмы «Стезя праведного»
Не без Моей всесильной воли неверный повязал «зуннар» 1 -
Но снова снял, не носит боле, с тех пор как истину узнал.
И, если образ благостыни в мечетях часто Я являл,
То и Евангельской святыни Я никогда не оставлял.
Не упразднил Я Книгу Торы, что дал евреям Моисей, -
Ту Книгу мудрых, над которой не спят в теченье ночи всей.
И, коль язычник перед камнем мольбу сердечную излил, -
Не сомневайся в самом главном: что Мною он услышан был…
Известно правое Ученье повсюду, веку испокон,
Имеет высшее значенье любой обряд, любой закон 2.
Нет ни одной на свете веры, что к заблуждению ведет,
И в каждой - святости примеры прилежно ищущий найдет.
И тот, кто молится светилу, не заблудился до конца:
Оно ведь отблеск сохранило сиянья Моего Лица!
И гебр, боготворивший пламя, что тысячу горело лет,
Благими подтверждал делами, что, сам не зная, чтит Мой свет:
Блистанье Истинного Света его душа узреть смогла,
Но, теплотой его согрета, его за пламя приняла…
Вселенной тайны Мною скрыты, их возвещать Я не хочу,
И мира зримого защита - в том, что о тайнах Я молчу.
Ведь нет такой на свете твари, что высшей цели лишена,
Хотя за жизнь свою едва ли о том помыслит хоть одна!..
Из «Касыды о вине»
О влюбленные, пусть ночь темна - нам светло от чистого вина 3,
Эта чаша Кравчим луноликим нам поднесена.
Мы из века в век опьянены, Ликом Кравчего восхищены,
И очей Его сияньем вечным жизнь озарена!
Средь светил мерцающих ходя, ясным светом в полночь исходя,
Опьяняет звезды эта чаша - полная луна.
Этой влагой дух наш опьянен с самых незапамятных времен -
Не была еще лоза в ту пору Ноем взращена! 4
Что извне увидеть нам дано? - Как сверкает, пенится вино!
Ибо сущность самого экстаза - в нас утаена.
Что извне услышать нам дано? - Только Имя Горнее одно!
Ибо это Имя - в нашем сердце, Им душа пьяна!
Даже те, кто, в немощи души, видят запечатанный кувшин 5, -
Даже те провидят эту радость, даже в них она!
Если же на спящих мертвым сном брызнешь ты живительным вином, -
Шевельнутся мертвые в гробницах, встанут ото сна!..
Омар ибн аль-Фарид
Крупнейший арабский поэт-суфий. Египтянин, жил в уединении недалеко от Каира. Древние мистические учения Египта влияли как на христианских (коптских) монахов, так и на отшельников-суфиев. Почитался суфийским святым, его стихи пели на суфийских радениях, особенно «Касыду о вине».
1«Зуннар» - священный пояс, которым препоясывались эороастрийцы («гяуры» - «неверные»). «Снять зуннар» - означает принять Ислам.
2«Имеет высшее значенье… любой закон». - Суфизм утверждает тождество внутреннего (эзотерического) содержания всех религий, которые суть разные ступени восхождения к Единой Истине.
3«Нам светло от чистого вина». - Вино у суфиев - постоянный символ мистического экстаза - «духовного опьянения», его подносит «Кравчий» - сам Бог.
4«Не была лоза ещё в ту пору Ноем взращена». - Суфии считают своё учение древнейшим, оно предшествовало Потопу.
5«Видят запечатанный кувшин…» - образ «запечатанного» от непосвященных в Учение, которое постигается лишь в экстатическом озарении. Под «мёртвыми» (последний бейт) подразумеваются неверующие.