Суфизм (кастанедно)

Nov 05, 2010 14:47

Суфи́зм - религиозно-мистическое течение в исламе. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с Богом.



Отличительные особенности суфизма:

* Проповедь бедности - факр. (сталкинг)
* Утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира. (описание мира)
* Аскетизм - зухд. (путь воина)
* Безмолвная молитва - таффакур. (некоторые суфии таффакур практикуют наравне с зикром) (остановка внутреннего диалога)
* Полагание на волю Аллаха - таввакуль. (Намерение)


Непознаваемое
Гайб (араб. غيب‎‎) - сокровенное, недоступное человеческому разуму в суфизме; то, что скрыто куфром. Знание ал-гайб - привилегия Бога; ниспосылается пророкам; частично ал-гайб раскрывается в Коране. Вера в гайб составляет неотъемлемую часть религиозной жизни.

Видение
Ваджд - в суфизме экстатическое переживание присутствия Божества. Состояние ваджда венчает ритуалы зикра и сама. Этимология слова родственна арабскому обозначению бытия вуджуд (араб. وجود‎‎) и происходит от корня вджд со значениями 'искать', 'отыскивать', 'ощущать', 'чувствовать'.

Отряд нагваля
Тарикат (араб. طريقه‎‎) (Сулук) - путь познания Бога, синоним суфийского братства (ордена). Суфизм допускает множество таких путей и братств. Тарикатом также называют следующий этап духовного совершенствования, следующий за шариатом и предшествует хакике [1]. Тарикат в свою очередь делится на ряд макамов. Предполагается, что суфия ведёт по пути шейх, который имеет духовных учителей восходящих к временам пророка Мухаммада. Бесшейховых суфиев ведёт Хизир.
При вступлении на Путь у части суфийских орденов существовал обряд инициации. Адепт должен был произнести бай’а, клятву верности, и ему вручалась хирка, суфийское облачение. Основная часть церемонии состояла в том, что ученик вкладывал руку в руку шейха, таким образом происходила передача барака (благодать). Другая важная часть - дарование тадж (дервишеского колпака).

Путь воина
Макам (араб. مقام‎‎) - в суфизме духовное состояние на пути самосовершенствования, которое характеризуется определенной стабильностью; «стоянка» тариката. Макам призван закрепить позиции суфия и квантировать подвиг. Аналог христианской Лествицы. Антонимом макама является хал - состояние продвижения по пути. Термин макам используется применительно к хаджу, где он означает «стоянку для отдыха» (например, макам Ибрахима)

ЧСВ
Нафс (араб. النفس‎‎) - в исламе, животная (страстная) душа человека. Она всегда следует за прихотями тела, повелевает человеку только исполнение плохих деяний. Она также является домом и источником всего отрицательного, где скапливается все плохое. Нафс даже называют домом, где прячется сатана. Для человека нафс считается большим врагом. Этот нафс является общим для всех людей.

Танец Силы
Сама (араб. سماع‎‎ - слышание) - суфийские обряды медитации, сопровождаемой музыкой и плясками.

Линия магов
Силсила (перс. سلسلة‎ - ряд, цепь) - в суфизме духовная генеалогия глав суфийских тарикатов;. цепь посвящения, обретения благодати от предыдущего шейха.[1] Обычно силсила возводится к Мухаммаду посредством Али (например, Кубравия [2]), однако некоторые суфии возводят свою силсилу к Хизиру. Подключение к силсиле и дальнейшее включение в нее может осуществить только шейх, входящий в силсилу. Если уровня шейха достигли два и более мюрида шейха-учителя, то дальше от шейха-учителя силсила разветвляется по числу таких мюридов. Если же уровня шейха не достиг ни один из мюридов шейха - учителя, то данная ветвь силсилы завершается на этом шейхе. Кроме того, одному и тому же мюриду иджаза о достижении уровня шейха могут дать и несколько шейхов-учителей. В таком случае на этом шейхе сходятся разные ветви силсилы. Знание силсилы являлось необходимым элементом знания неофитов многих тарикатов.

Безупречность
Хакика (араб. حقيقة‎‎ от хак - истина) - в суфизме финал духовного самосовершенствования, означающий полное освобождение от куфра и ясное умозрение гайба. Аналог состояния просветления в индо-буддийской традиции.

Третье внимание
Фана (араб. فناء‎‎) - в суфизме концепция растворения мистика в Боге. Некоторые исследователи сближают фану с нирваной. Автором концепции является Джунайд. Фана зиждется на комментариях аятов Корана, где говорится о возвращениии к Аллаху. Возвращение трактуется как фана - растворение и осознание единства с Абсолютом.

Карлос Кастанеда, суфизм, саморазвитие, Древность, познание

Previous post Next post
Up