Мы плохо работаем?

Feb 14, 2021 22:17

Российскую экономику упрекают в том, что она слаба, плохо развивается из-за того, что россияне плохо и мало работают. Давайте разберёмся, а так ли это?

Главная проблема российской экономики - финансовая система. Она построена на двух неверных постулатах:
1) деньги должны быть обеспечены;
2) эмиссию денег должен осуществлять независимый от государства центробанк, «а иначе будет как в Зимбабве».
Первый постулат означает, что ЦБ выпускает деньги только в обмен на некий актив, используемый в качестве обеспечения денег - золото, иностранную валюту или долговые обязательства (ценные бумаги).
Второй постулат означает, что весь доход от сеньоража присваивает центробанк.

Теперь смотрите, как это работает. Российские предприятия производят товары (в том числе, добывают сырую нефть и природный газ). Часть товаров потребляется на местном рынке, часть идёт на экспорт. Из России экспортируется в 1,5-2 раза больше, чем импортируется в неё. По абсолютной величине экспорт составляет примерно $500 млрд в год, импорт только примерно $300 млрд в год, а положительное сальдо составляет примерно $200 млрд в год. Эти $200 млрд в год означают, что импортируются не товары, а деньги.

Вспомним уравнение Фишера MV=PQ. По своей сути это очень простое уравнение - оно буквально означает, что количество денег, уплаченных за товары, равно сумме цен проданных товаров. Однако в такой записи оно позволяет сопоставить денежную массу M, скорость обращения денег V, товарное наполнение Q и цену товаров P, и является основой «количественной теории денег». Из него очевидно, что если MV увеличивается, а Q нет, то вырастет P.

Теперь давайте посмотрим, к чему приводит большое положительное сальдо внешней торговли в сочетании с валютообменным механизмом эмиссии, осуществляемым ЦБ РФ. Полученные за экспортируемые товары $300 млрд используются для оплаты импорта. Эта часть внешней торговли не изменяет ни объёма рублёвой денежной массы, ни товарного наполнения рубля. А вот ещё $200 млрд, полученные за экспорт сверх необходимого для покрытия импорта, тупо идут на повышение денежной массы.

Теперь смотрим на остальную часть российской экономики, работающей на внутренний рынок. Российские предприятия должны произвести товары и оказать услуги, чтобы обеспечить товарное наполнение российскому рублю. При этом часть своих заработков они должны отдать государству в виде налогов и других обязательных платежей. Государство собранные налоги возвращает в экономику не все. Профицит консолидированного бюджета составляет примерно 2 трлн рублей в год. Этим профицитом государство пытается бороться с избыточной денежной массой, создаваемой громадным положительным сальдо внешней торговли РФ и валютообменным ларьком - ЦБ РФ. Эти 2 трлн рублей, выдавленных из экономики налоговым прессом, государство не тратит на финансирование гос.расходов, а тупо «складывает в кубышку» в соответствии с «бюджетным правилом».

По такой схеме получается, что доход от положительного сальдо внешней торговли получают экспортёры, а «инфляционный налог» платят все предприятия, работающие на внутренний рынок. Причём, в такой извращённой экономике «вывод капитала» есть благо - при этом из страны вывозится лишняя денежная масса!

Население и предприятия, работающие на внутренний рынок, поставлены в условия, когда у них нет денег для собственного развития. Они вынуждены обращаться к банкирам за кредитами. Это привело к закредитованности предприятий и населения. В результате из 10 заработанных рублей, оставшихся у предприятий после уплаты налогов, для своего развития остаётся только 1 рубль, а 9 приходится отдавать банкам для «обслуживания кредитов».

Но и это ещё не всё! Есть ещё один фактор грабежа российской экономики ЦБ РФ. (Числа буду называть наобум, круглые, чтобы легче понимать было.) Итак, допустим, ЦБ РФ эмитировал 3 трлн рублей, скупив для этого $100 млрд по курсу 30 рублей за доллар. Эти 3 трлн называются «денежная база» и находятся в обращении, а $100 млрд - «международные резервы» (раньше назывались «золото-валютные резервы»), и принадлежат они ЦБ РФ. Теперь, допустим, что ЦБ РФ говорит: «Структурный кризис, слабость российской экономики, спекулятивные атаки на российский фондовый рынок, ля-ля-ля-тополя, в общем, обменный курс теперь будет 60 рублей за доллар.» На самом деле, абсолютно неважно, что он там говорит - это только слова. Может и вовсе ничего не говорить - это не колдовство, не заклинания в Хогвартсе, от правильности произнесения которых зависел бы результат колдовства. Что же произошло в результате этой операции? Денежная база не изменилась - как были в обороте 3 трлн рублей, так и остались. Международные резервы как были, так и остались $100 млрд. Однако теперь, даже если выгрести из обращения все 3 трлн рублей, то по новому курсу можно будет выкупить у ЦБ РФ только $50 млрд, а ещё $50 млрд так и останутся в собственности ЦБ РФ, и он может твёрдо на это рассчитывать. (И это ещё в предположении, что ЦБ РФ не будет и дальше ослаблять рубль, а он, очевидно, может и будет, поскольку ему это выгодно.) Причём, заметьте, такая операция не считается «получением прибыли», а стало быть, не возникает обязанности у ЦБ РФ эту прибыль (или хотя бы её часть) перечислять в бюджет государства. Да, конечно, такая деятельность ЦБ РФ прямо противоречит части 2 статьи 75 Конституции РФ, но тут всё дело в том, что нет никаких законодательных норм, которые обязывали бы ЦБ РФ обеспечивать стабильность рубля, и которые бы предусматривали ответственность для ЦБ РФ и руководства ЦБ РФ за неисполнение такой обязанности…

Решение проблем очевидно:
1) Нужно сбалансировать внешнюю торговлю РФ. Экспорт из РФ должен быть равен импорту, не больше и не меньше. (На время переходного периода, связанного с ликвидацией накопленных запасов иностранной валюты, импорт в Россию должен, очевидно, превышать экспорт, пока накопленные запасы валюты не будут отоварены.) Сырая нефть, природный газ, прочее сырьё и продукция низкого передела должны продаваться на экспорт только за рубли.
2) Нужно закрыть валютообменный ларёк в ЦБ РФ, для чего отобрать право на эмиссию рубля у ЦБ РФ и вернуть его государству. Государство должно выпускать рубли без какого-либо «обеспечения» просто через механизм дефицита госбюджета. Причём, обратите внимание, это не эмиссия происходит для покрытия дефицита бюджета, а дефицит бюджета, т.е. превышение госрасходов над госдоходами, должен состояться, чтобы эмиссия произошла! Размер эмиссии должен быть таким, чтобы обеспечивать устойчивую и равномерную инфляцию на уровне 2-4% годовых.
3) Необходимо создание государственного (а ещё лучше - межгосударственного) клирингового расчётного центра. Клиринг избавляет предприятия от необходимости брать кредиты для пополнения оборотных средств.

экономика, финансовая система

Previous post Next post
Up