Вечером, с началом прилива мы вернулись на «Созидательный». Следующая наша цель - мыс Сибирский. На следующий день, в районе обеда мы уже пришвартовались к платформе экспедиции Лукойла. Полевая база этой компании находилась на указанном мысе. База состояла из небольшого городка и двух наливных нефтехранилищ, огромными подушками лежащих прямо на щебнистой поверхности тундры. Лукойл готовился бурить таймырские недра для добычи нефти. Разгрузиться на берег было удобнее всего здесь. Здесь же нас уже ждал снегоболотоход «Лось» (Hagglunds BV-206), на котором мы планировали продолжить своё путешествие к заливу Марии Прончищевой. BV-206 - состоит из двух секций и при передвижении задействует все четыре гусеничных трака. Низкое давление на грунт позволяет BV-206 справляться с широким диапазоном сложных условий и не разрушать ранимый покров тундры. К тому же - это полностью приспособленный к передвижению в воде вездеход, что позволило нам на маршруте переправиться через целый ряд таймырских рек. Позади второй секции вездехода имелся дополнительный грузовой прицеп на колесах низкого давления, с цистерной топлива, дающей запас автономности вездехода на 1000 км. В общем, для наших целей BV-206 оказался идеальным транспортом. К четырем часам вечера на грузовую площадку прицепа мы погрузили наше снаряжение: надувную моторную лодку, лодочный мотор, бензин, палатки, ящики с продовольствием. Имелся генератор, газовый баллон, походная баня с печкой, и много другого оборудования, необходимого для более-менее комфортной жизни в тундре.
001.
002. Нас ждал 180 километровый переход по таймырской тундре вдоль восточного побережья моря Лаптевых к заливу Марии Прончищевой. Следующая наша цель - коса Цветкова. Эта коса узкой галечниковой грядой на четыре километра уходит в море, образуя небольшой мелководный залив. Оконечность этой косы облюбовали для лежбища лаптевские моржи, традиционно собирающиеся здесь во второй половине лета. От мыса Сибирского до косы Цветкова - около 50 км. А в тундрах предгорий Бырранга, которые мы собирались пересечь, обитали овцебыки - желанная цель фотографов дикой природы.
003. Итак, завершив погрузку вездехода, мы не стали задерживаться на базе нефтяников, и в 16.00 вышли на маршрут. В головной части вездехода разместились Руслан и Владимир - наши водители. Пассажиры - во второй секции. Связь между секциями - по рации. Погода благоволила. Было сравнительно тепло, ярко светило солнце. В конце августа в этих широтах оно уже начинает закатываться за линию горизонта, пока совсем ненадолго уступая место другому ночному светилу - Луне.
004. Скорость нашего «Лося» при передвижении по тундре - небыстрая. В среднем, по показаниям навигатора, 5 - 7 км/ч. Но для нас это оказалось оптимальным вариантом. Руслан или Владимир - водители вездехода, обнаружив в пределах досягаемости живой объект, сообщают об этом в пассажирский отсек: «Справа на кочке - полярная сова», или «Слева - овцебык». Вездеход останавливается, и все обитатели пассажирской секции с камерами наготове выскакивают из теплой каюты.
005. И вот, на подходе к реке Чернохребетной, слышим по рации: «Справа - овцебыки». Вездеход остановился, но когда выглянули наружу, оказалось, что над горизонтом взошла огромная полная Луна. А вдоль берега реки прогуливаются два лохматых существа с рогами - овцебыки. Стало понятно, что если переехать реку и занять позицию на одной линию с Луной и овцебыками, есть шанс получить интересные кадры. Тем временем, овцебыки развернулись друг ко другу головами, разбежались, и... по тундре разнесся гулкий сухой стук. После столкновения, быки разошлись в стороны. Подталкивая друг друга, мы вновь погрузились в свой отсек. Вездеход медленно, местами - вплавь, пересек реку, и вот мы на другом берегу, на одной линии с овцебыками и Луной.
006. Слабое освещение не позволило нормально запечатлеть моменты боя животных, но выбрать интересные композиции с овцебыком и Луной, все же удались.
007.
008.
009. В два часа ночи наш вездеход достиг косы Цветкова. Еще на подъезде к ней, с высокого яра в бинокль, мы разглядели, что на оконечности косы есть моржи. А когда выехали к месту на берегу, откуда начинается коса, мы услышали низкие голоса животных, хотя до лежбища от этого места - 4 километра.
010. В этом месте, на самом берегу моря, стояла старая лачуга, которую раньше долгое время использовали промысловики, судя по разбросанным ржавым капканам на песцов. От геологов тут остались многочисленные бочки из под солярки, брошенный вездеход с развалившимся кунгом и традиционная свалка из всего того, что геологам было проще бросить, чем вывозить.
011. А еще здесь оказалось много дерева, из которого можно развести нормальный костер. А так же скамейка и стол, за которым можно было поужинать на свежем воздухе, у костра, выпить горячего чая, и не только...
012. После ужина, часть участников нашего путешествия отправилась спать. После такого насыщенного событиями дня требовался хороший отдых. Однако, где есть моржи, там жди и медведя. Нужна охрана лагеря. В качестве наблюдательного пункта выбрали крышу промысловой избы. Своевременно заметив медведя, можно избежать неприятных последствий, как для животного, так и для человека... Ошибок прошлого мы не повторим.
013. Участник нашей экспедиции Руслан Владимирович Смоленский - в дозоре.
014. В общем-то, ждать долго не пришлось. Возглас: «О, медведи!» привел в оживление всех обитателей лагеря. Вначале показалось, что это шутка. Однако, посмотрев в бинокль оказалось, что со стороны косы в сторону лагеря движется медведица с двумя медвежатами.
015. Рассмотрев, или почуяв впереди опасность, медведица встала на задние лапы, пытаясь понять, с чем, или с кем она имеет дело. Два медвежонка, не обращая внимания на беспокойство матери, тут же стали валяться на песке.
016. Судя по дальнейшему продвижению в сторону лагеря, медведица не изменила своих планов попасть с косы на «большую землю». Но попасть туда она могла, только пройдя через наш лагерь. Азарт фотографа требовал подпустить ее как можно ближе. Но в небо была пущена ракета, и вся троица убежала обратно, в сторону лежбища. В общем, ночь прошла тревожно.
018. Утром следующего дня мы надули лодку, установили мотор и направились морем вдоль косы Цветкова к лежбищу моржей. Но об этом - в следующей части.
Продолжение следует.
Часть 1. Часть 2.