Прогнозы сбываются...К сожалению.

Feb 24, 2010 11:15


Видящий да увидит! Слышащий да услышит!
Судя по всему, самые плохие прогнозы по закону о торговле уже начинают сбываться. Главный исполнительный директор ведущей российской розничной компании X5 Retail Group Лев Хасис дал свое интервью газете "Ведомости".

По понятным причинам он не стал давать закону политических оценок. Он - не камикадзе, не самоубийца, он хочет сохранить свое дело. Пример МБХ у всех на виду, и, как говорят в регионах, на каждого ходора есть свой губер. Поэтому не вызывает удивление его поручение своим менеджерам воздержаться от критики закона. И, конечно, кроме политических оснований (о которых он вообще напрямую не упоминал и от которых он всем своим видом открещивался) свой запрет ритейлер мотивировал сугубо коммерческими доводами: "не хочу, чтобы у кого-то из менеджеров возникла иллюзия, что таким образом можно будет оправдать недостижение целей" - в чем он, бесспорно, по своему прав, как предприниматель, который хочет развивать свой бизнес дальше, не взирая на напасти, свалившиеся ему на голову.

Однако, из самого интервью видно, что закон о торговле заработал и, как ранее предсказывалось, уже создал ощутимые проблемы для ритейлеров, поставщиков и покупателей. Критики закона прогнозировали рост издержек в отрасли, снижение конкурентоспособности, выветривание ассортимента и рост цен - сейчас становится ясно, что они были правы.

Рост издержек

- То есть Х5 не будет компенсировать свои потери от запрета брать бонусы с поставщиков?

-
Конечно, будет, иначе нам бы пришлось повысить розничные цены. К примеру, закон не допускает ни в какой форме брать листинговые платежи. И мы не будем их брать, и сроки платежей будут строго по закону. Запрещенные бонусы и сокращение сроков платежей мы постараемся компенсировать снижением закупочных цен. А маркетинговые услуги будут предлагаться поставщикам на добровольной основе, они никак не будут связаны с договорами поставки, и расценки на них будут в открытом доступе. Но и поставщики не смогут нас заставить увязывать такие услуги с ценами на продукты. 

Комментарий: Рост издержек из-за введенных запретов на заключение некриминальных и неопасных маркетинговых сделок между ритейлерами и поставщиками, что называется, на лицо. И абсолютно непонятно, в чем заключается выгода для поставщиков, о которых так пекся Путин и его популистское правительство. В снижении закупочных цен или в маркетинговых услугах, которые теперь будут идти отдельной строкой без увязки с ценами на продукты?

Рост цен

- Какую часть дохода Х5 составляли бонусы?

- В прошлом году все виды бонусов и маркетинговых платежей составляли от одной трети до половины общей маржи в зависимости от формата магазина и региона.
Это означает, что покупатели оплачивали от двух третей до половины наших издержек, а остальное оплачивали поставщики.

- Получается, доля наценки, которую оплачивают покупатели, вырастет
и розничные цены поднимутся?

- Значение наценки вырастет, но мы сделаем все, чтобы не допустить роста цен. Во-первых, за счет снижения закупочных цен, во-вторых, за счет роста нашей эффективности. Принцип ценообразования в нашем бизнесе очень прост:
чем ниже издержки, тем ниже цены.

Комментарий: Л. Хасис обещает, что перераспределение и рост издержек, значительная доля которых ранее оплачивалась поставщиками, не вызовет роста розничных цен для покупателей. Он обещает, что это будет компенсироваться за счет снижения закупочных цен и оптимизации бизнеса, роста его эффективности. Но в тоже время он был вынужден признать: чем ниже издержки, тем ниже цены. Значит, все же угроза роста цен в виду действия этого общественно-опасного закона сохранится, т.к. слова ритейлера можно с уверенностью и чувством полной правоты перефразировать: чем выше издержки, тем выше цены.

Выветривание ассортимента

- В прошлом году Х5, чтобы уменьшить издержки, сократила ассортимент.

- Избыточный ассортимент выводится, необходимый добавляется, общее количество наименований при этом уменьшается. В прошлом году ассортимент, например, в «Пятерочках» снизился с 5000 до 3500 наименований, и в текущем году мы снизим этот показатель еще на 10-15%.

- Какие товары попадут под сокращение?

- С полок уйдут мало востребованные товары. Раньше некоторые товары занимали у нас на полках так называемые «платные» места. Для поставщиков это имеет большое рекламное значение, особенно на этапе запуска новых брендов. Кроме того, будем снижать количество брендов одинакового товара. К примеру, нашим покупателям не нужно 20 брендов идентичного апельсинового сока по похожим ценам. Мы лучше предложим покупателю апельсиновый сок в разных ценовых сегментах, предоставляя тем самым покупателю реальный выбор, а не его иллюзию.


Комментарий: В действительности, Л. Хасис вновь в свойственной ему уклончивой и завуалированной манере (во многом объяснимой в силу объективных причин и обстоятельств) дал понять, что в этом году сужение ассортимента будет вызвано в том числе действием антирыночного закона о торговле.

Во-первых, поставщики небрендовых товаров, которые ранее пользовались услугой платной полки, имели законное конкурентное преимущество, в силу которого они могли конкурировать с поставщиками брендовых товаров (подробный разбор у v_novikov здесь). Поставщики небрендовых или слабобрендированных товаров не имеют возможности оплачивать, как правило, более дорогостоящие рекламные услуги и благодаря действовавшей бонусной практике они получали доступ к полке, что способствовало большей конкуренции и благоприятно сказывалось на ассортименте. Теперь же доступ небрендовых товаров на полки магазинов серьезно ограничен. Как итог, поставщики небрендовых товаров - явно проигравшая сторона, у которой насильно отобрали ее законное и ею же оплаченное конкурентное преимущество.

Во-вторых, отважусь поправить Хасиса, не стоит идти на поводу государства и позволять себе делать выбор за наших покупателей и считать отдельные его проявления - иллюзией. Цена - важный параметр в выборе товара, но не единственный, есть еще такой немало значимый параметр, как качество и иные характеристики продаваемой продукции - в этом случае принято говорить, о вкусах не спорят. И если раньше наш покупатель благодаря широкому ассортименту имел возможность делать выбор среди однотипных товаров, принадлежащих разным торговым маркам, но занимающих одну ценовую нишу, то теперь в своем выборе он ограничен в виду сужения и выветривания ассортимента.

Еще раз повторюсь, Л. Хасиса понять можно: он хочет работать, и он вынужден это делать, адаптируясь к меняющим условиям и подстраиваясь под вводимые несправедливые и грабительские правила игры. Но вот вредоносную деятельность чиновников и их верховного предводителя Путина понять сложно и нельзя.

свобода торговли, интервенционизм

Previous post Next post
Up