На этой неделе В. Милов
v_milov своим отзывом по М. Макфолу и своей оценкой некоторой части нашей либеральной интеллигенции, что
авансом резко отрицательно настроена по отношению к администрации Обамы дал мне повод обратится к этой теме.
1) М. Макфол:
Из всей внешнеполитической команды Обамы Макфол (в настоящее время он советник президента по Российским и Евразийским отношениям) - пока единственный, кто мне более или менее симпатичен и кто мне внушает какое-никакое доверие. Правда, мне он больше нравится, как эксперт.
Майкл Макфол возглавляет Центр по демократии, развитию и верховенству закона при Институте Фримана Спогли за международные исследования Стэнфордского университета, также он является старшим сотрудником Института Гувера (Wow, it's great, к этому институту, основывающемуся на принципах свободного общества, представительного правления и частного предпринимательства имеют(ли) отношение такие знаковые фигуры, как М. Фридман, М. Тэтчер, Дж. Шульц, К. Райс, Т. Мэхэн и др.), и, наконец, он ассоциирован с известным Фондом Карнеги. Он хорошо разбирается в России, он - отличный специалист по изучению демократических транзитов, посткоммунистических трансформаций и всего постсоветского пространства. Всем рекомендую почитать, что-нибудь написанное им.
2) Российские либералы и администрация Обамы:
Однако не могу согласиться, что часть наших либералов, к коим, надеюсь, я и себя могу отнести, необоснованно отрицательно относится к администрации Обамы. Я не могу согласиться с тем, что мы наконец-то получили вменяемую администрацию в Вашингтоне. Из последних новостей можно отметить его законопроект по чистой энергетике (cap-and-trade bill) и его "социалистическую" реформу здравоохранения, уже прозванную Obamacare, - как показывает социология, она непопулярна среди населения (причем непопулярна преимущественно среди наиболее активной и предприимчивой ее части) и уже негативно отразилась на рейтинге президента. Но оставим внутреннюю политику в стороне, в конце концов не в США живем, нам больше интересен внешнеполитический курс Обамы, но вот он тем более пока не вселяет особого оптимизма.
Макфол обмолвился, что Обама будет следовать стилистике Рейгана, но она свое время менялась в зависимости от окружающей геополитической среды. В начале это была стилистика в духе "СССР - империя зла"", и это был период нового витка холодной войны и андроповщины. Затем это уже была стилистика в духе берлинской речи Рейгана: Mr. Gorbachev, Tear down this WALL, но тогда СССР сам, самостоятельно, чего бы не говорили наши ура-патриоты про злые замыслы Вашингтона, стал демонстрировать движение в сторону либерализации и демократизации. Собственно и ни того, и ни другого мы сейчас не видим: Россия не способна инициировать и вести холодную войну, да и не хочет, а в свою очередь позитивных изменений внутри России, в эволюции режима мы не наблюдаем, их как не было, так и нет. Поэтому мне не совсем понятна оценка Макфола.
Сам же внешнеполитический курс Обамы все отчетливей приобретает черты, характерные для президентства Никсона. Но сводить всю повестку дня взаимоотношений с Россией к очередной разрядке с традиционным набором вопросов о нераспространении и сокращении ядерных арсеналов - это не серьезно и, положа руку на сердце, не очень то тянет на Нобеля (хороший ты мужик, Андрей Егорыч Обама, но не орел!), хотя я может быть сильно высокого мнения об этой награде. И еще, если уж мне напрашиваются такие аналогии, было бы интересно спросить наших выживших советских диссидентов: как на них отражались все эти разрядки? Я подразумеваю, что мы могли бы услышать очень интересную и полезную для нашего демократического движения информацию. Обама - реалист (не даром во внештатных советниках у него, по слухам, ходит беспринципный Киссинджер), и вот это то и пугает. Хорошо известно, что realpolitik часто сводится к размену ценностей на интересы, а мы, как никогда, ныне нуждаемся в защите наших ценностей around the world.
Думаю, что до сих пор сложно говорить о том, какая внешняя политика выработалась у США по отношению к России - мне кажется, что она еще находится в фазе своего становления, но то, что уже произошло, а также то, что еще не произошло, не очень то внушает какого-либо оптимизма...