Кремль не жалея тратяит бюджетные миллиарды на помощь - правда, не полунищему населению или экономике страны, а беспрецедентно богатой нефтяной отрасли. Преподносится это как плата за сдерживание цен на топливо, однако в реальности Сечин и компания получают деньги из бюджета и одновременно продолжают взвинчивать внутренние цены.
Цена литра бензина в РФ преодолела отметку в 50 рублей за литр. При этом “кремлевские” успокаивают население байками о том, что рост цен на бензоколонках якобы идет в рамках общей инфляции.
Вот только именно рост цен на топливо и толкает вперед эту самую инфляцию. При этом путинские чиновники, нисколько не смущаясь, врут, что держат бензиновые цены под контролем как раз с помощью “демпферного механизма” - то есть, выплачивая из бюджета миллиарды рублей нефтяным компаниям за разницу между внутренними и экспортными ценами.
Министерство путинских финансов рассчитывает, что законопроект о корректировке топливного демпфера будет принят в весеннюю парламентскую сессию, если правительство одобрит совместные с Минэнерго предложения. Планируемая дата индексации условной цены топлива - 1 июля.
Демпферный механизм применяют с начала 2019 года. Его суть заключается в том, что если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.
Последний раз этот механизм подправляли в мае прошлого года. Министр энергетики Шульгинов объяснял, что благодаря этому удастся удержать рост цен на заправках в пределах годовой инфляции, сохранив, с одной стороны, доступность для населения социально важного продукта, а с другой - нормальную доходность топливного бизнеса.
В действительности нефтяники получили и бюджетные миллиарды, и взвинтили внутренние цены, ссылаясь на рост биржевых цен.
Особенно сложная ситуация сложилась в регионах Дальнего Востока, где местные поставщики топлива даже обратились в правительство просьбой дотировать его доставку, потому как с учетом бесконечно растущей цены у “Роснефти” и дорожающей перевозки по РЖД и морю бензин и дизельное топливо до покупателя доходит уже по заоблачному тарифу.
При этом, говорят эксперты, ничего похожего на российский демпфер ни в одной стране мира нет. И что он является объектом язвительных насмешек экономистов из разных стран. Цены на топливо можно было снизить, отказавшись от избыточных налогов.
Доля налогов в конечной цене бензина достигает 75% - притом, что себестоимость нефти в РФ просто ничтожна. То есть цену на бензин формируют, по сути, аппетиты путинских приятелей, “сидящих” на нефтяной трубе. Демпфер стоит бюджету немалых денег. В 2021-2023 годах дополнительно бюджет потеряет от демпфера 52,4 миллиарда рублей, из них в 2022 году - 9,1 миллиардов рублей, в 2023 году - 37,3 миллиардов.
Сегодня, когда нефть держится на уровне выше 80 долларов за баррель, российские власти кормят и без того сверхприбыльную нефтянку деньгами налогоплательщиков. Цинизм всей ситуации просто зашкаливающий: Сечин и другие персонажи и без того используют в целях личного обогащения ресурс, принадлежащий всему населению страны.
Демпфер в пользу нефтяных компаний - это не “бесплатное удовольствие” для общества, а потери, которые в результате скажутся на конечных потребителях, заинтересованных не только в относительно недорогом топливе, но и в том, чтобы бюджет финансировал строительство дорог, выплату пенсий, содержание армии и так далее.
Другими словами, в итоге за путинскую “помощь” нефтяникам, как обычно, платит нищее население, причем многократно - на автозаправках, в магазинах и т.д.
Удовлетворяя аппетиты Сечина, который якобы жертвует ради него, населения, своими многомиллиардными прибылями.