15 ( 3 по ст. стилю) октября 1814 года родился знаменитый русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Человек, который по таланту мог сравнится с Пушкиным, если бы не погиб в совсем еще молодом возрасте.
Стихи и проза Лермонтова остаются востребованными и любимыми многими и по сей день - поэт затрагивал в них тему любви, много писал о природе, о России, а также стихотворения для детей. Его произведения стали подлинным кладезем для оперного, симфонического творчества. Многие из них стали народными песнями и романсами.
Прекрасны вы, поля земли родной,
Еще прекрасней ваши непогоды;
Зима сходна в ней с первою зимой,
Как с первыми людьми ее народы!..
Туман здесь одевает неба своды!
И степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы…
Детство будущий поэт провёл в имении бабушки Е. А. Арсеньевой в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии. Приезжал сюда в годы учёбы и службы.
Некое преклонение перед всем западным было и в те времена, поэтому Лермонтов, по романтической традиции той эпохи, возводил свой род к шотландским аристократам, неким Лермонтам что, конечно же, было фантазией поэта.
Британская компания Oxford Ancestors, составляющая генеалогические древа, провела работу по проверке данной версии происхождения Лермонтова при помощи анализа ДНК. Однако обнаружить родство между современными британскими Лермонтами и потомками Михаила Лермонтова не удалось.
Лермонтов воспитывался под присмотром бабушки, которая была очень богата и забрала его у родителей на домашнее воспитание. При этом воспитание он получил по настоящему хорошее, в духе аристократических традиций того времени.
Главная проблема Лермонтова была в том, что он отличался невероятно скверным характером. Этим грешат многие талантливые и гениальные люди, но у Лермонтова он бил через край и стал причиной многих его жизненных конфликтов.
В характере Лермонтова была еще одна далеко не привлекательная черта, он был крайне завистлив. По словам П.П. Вяземского, характер поэта был крайне неровный и настроение часто и резко менялось: от неудержимой веселости он переходил к мрачной задумчивости и угрюмо сидел молча, еле отвечая на вопросы. И в такие минуты он бывал небезопасен». (Опочинин, 1990, с. 40-41.)
Так, Лермонтов был переведен из гвардейского полка на Кавказ не столько за стихотворение про смерть Пушкина, сколько за бурную ссору с одним из своих дальних родственников. Правда, на Кавказе он пробыл всего несколько месяцев и был возвращен в гвардию.
Пребывание на Кавказе вдохновило Лермонтова на создание новых произведений. Он пишет «Демона» и «Мцыри».
Лермонтова печатают в «Отечественных записках». Он находится на пике популярности, общается с близкими друзьями Пушкина.
Но после этого поэт стал еще более задирист. После возвращения с Кавказа он попал в очередной скандал, завершившийся дуэлью с сыном французского посла. Дуэль закончилась бескровно, но наказаны были оба. Француза выслали из страны, а Лермонтова снова отправили на Кавказ, хотя за него хлопотал лично Михаил Павлович - брат действующего императора.
На этот раз он пробыл на Кавказе почти год и даже принимал участие в боевых действиях с горцами. После возвращения в столицу он собирался хлопотать об отставке, но имевшая на него влияние бабушка отговорила его. Он вернулся на Кавказ, по пути снова оказавшись замешанным в ссору. На этот раз он поругался с отставным майором Мартыновым.
Мартынов был человек весьма образованный, культурный и благовоспитанный. Более того, он был другом семьи Лермонтовых и хорошо знаком с самим Михаилом. Лермонтов же приехал в Пятигорск в скверном расположении духа из-за неудавшейся отставки и принялся срывать свою злость на Мартынове.
Тот некоторое время терпел его подколки и даже пытался поговорить с ним наедине и убедить его прекратить свои дурацкие шутки, в конце концов Мартынов был старше его по званию и это было просто неприлично.
К сожалению, Лермонтов не унимался, и когда дело дошло до насмешек в обществе женщин, что было совсем уж оскорбительно, Мартынов вспылил.
Из показаний Н. С. Мартынова, данных 17 июля 1841 года на следствии по делу о дуэли (орфография оригинала сохранена)
С самого приезда своего в Пятигорск, Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счёт одним словом, все чем только можно досадить человеку, не касаясь до его чести. Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он делал как будто не замечает, как я принимаю его шутки. Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и хотя он не обещал мне ничего, отшучиваясь и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней. Потом, взялся опять за прежнее.
В результате состоялась дуэль, на которой известный поэт и погиб. В советские времена официальной считалась версия, что Лермонтова убил некий царизм (как и Пушкина и всех остальных писателей и поэтов), даже разрабатывалась версия, что его застрелил специальный снайпер, подосланный лично царем и спрятавшийся в кустах. Но это, конечно явный бред советских историков.
Обстоятельства дуэли также до сих пор не выяснены. Неизвестен даже точный список секундантов. Точно подтверждено участие Глебова и Васильчикова. По поводу Столыпина и Трубецкого существуют разные версии. По одной, их не выдали другие секунданты, поскольку это могло навредить их положению. По другой, они просто опоздали на дуэль из-за сильного ливня и грозы, и приехали, когда Лермонтов уже был убит.
Двое присутствовавших на дуэли секундантов также не вносили ясность. Васильчиков старался не распространяться на эту тему, а когда начинал говорить или писать, то всякий раз получалось как-то противоречиво. Из путаных показаний и воспоминаний Васильчикова можно сделать такой вывод: секунданты договорились о самых жестких условиях - стрельба с барьера в 15 шагов. Мартынов выстрелил первым, а Лермонтов не успел.
Сразу же поползли слухи, что Лермонтов не собирался стрелять в Мартынова и даже первым выстрелил в воздух. Эта версия стала так популярна, что остается официальной до сих пор.
Однако ее трудно подтвердить или опровергнуть. Создатели версии о стрельбе Лермонтова в воздух ссылаются на слухи, ходившие в Пятигорске и известные со слов непосредственных свидетелей. В том числе и на Васильчикова, со слов которого Лермонтов заявил, что не станет стрелять в Мартынова: «Стану я стрелять в такого дурака».
Однако в печати Васильчиков придерживался другой версии:
Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста.
Сам Мартынов также не внес ясность, предпочитая отмалчиваться до конца своей жизни. В показаниях на следствии он был краток и лаконичен:
По условию дуэли, каждый из нас имел право стрелять когда ему вздумается, стоя на месте или подходя к барьеру. Я первый пришел на барьер; ждал несколько времени выстрела Лермонтова, потом спустил курок.
Его показания подтверждал и другой секундант - Глебов:
Разставивши противников мы Секунданты зарядили пистолеты и по данному знаку Гг. дуелисты начали сходиться; дойдя до барьера оба стали; Майор Мартынов выстрелил. Поручик Лермонтов упал уже без чувств и не успел дать своего выстрела, из его заряженного пистолета выстрелил я гораздо позже на воздух. Об условии стрелять ли вместе или один после другого не было сказано, по данному знаку сходиться каждый имел право стрелять когда заблагоразсудит.
Таким образом, непосредственные участники дуэли сходятся в том, что Лермонтов выстрелить не успел и был сражен наповал пулей Мартынова.
Почему в таком случае версия о том, что Лермонтов стрелял первым и выстрелил в воздух, остается столь популярной до нашего времени?
Вероятно, из-за непонимания принципов дуэли. Сторонники этой версии подводят все к тому, что Лермонтов не желал зла Мартынову и специально выстрелил в воздух, а психопат Мартынов стрелял в Лермонтова, и таким образом это было бесчестное убийство.
Однако по негласным, а позднее и по зафиксированным дуэльным кодексом правилам сознательно стрелять в воздух мог только стрелявший вторым.
Только в этом случае это не влекло ущерба для чести стрелявшихся. Стрелявший вторым имел право либо стрелять на поражение (и это не считалось предосудительным, скорее даже наоборот), либо мог тоже выстрелить в воздух.
Но в таком случае первый из стрелявших был бы опозорен. Поскольку в этом случае это было бы приравнено к уклонению от дуэли и обесчещиванию.
В советские времена стало хрестоматийным и подложное стихотворение неизвестного автора ( предположительно сатирика Д. Д. Минаева, который виртуозно пародировал стихи многих знаменитых поэтов, в том числе и Лермонтова (в частности, в 1874-1879 Минаев написал сатирическую поэму «Демон», в которой использовал выражение «голубой мундир», никогда не встречавшееся у Лермонтова), которое даже вошло в программу школьного образования, и рассматривалось как протест и неприятие поэтом самодержавного строя в России.
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Автор патриотических стихотворений «Родина» и «Бородино» мог бы написать столь уничижительные в отношении России, её государственности и народа строки.
В итоге Мартынов, сам того не желая, оказался проклинаем поклонниками таланта Лермонтова на веки вечные. До сих пор различные литературоведы пишут многостраничные монографии с мыслью «ничтожество убило гения», хотя, честно говоря, cовсем не Мартынов был инициатором скандала и последовавшей за ним дуэли.
Хотя Лермонтов прожил всего 26 лет, он успел оставить немало произведений. Трудно сказать, как сложилась бы его дальнейшая жизнь, но столь ранняя гибель добавила ему своеобразного обаяния, можно даже сказать, что его необузданный характер вкупе с талантом и ранней гибелью сделал его поэтической звездой для многих поколений.