27 июня 1831 года в Витебске скончался великий князь Константин Павлович, так и не состоявшийся русский император.
Константин приходился младшим братом Александру I. Поскольку брак императора оказался бездетным, Константин все время его правления считался цесаревичем и наследником престола.
Константин Павлович некоторое время занимался вопросами военного образования в стране, будучи куратором воинской комиссии, отвечавшей за организацию в стране военных училищ. По его инициативе было создано несколько лейб-гвардейских полков и гвардейский экипаж.
В период Отечественной войны великий князь находился в армии, но после нескольких конфликтов с военачальниками на время вынужден был ее покинуть. Тем не менее, он отметился участием в Битве народов, где командовал резервными частями русской армии.
Созданное по итогам войны Царство Польское, присоединенное к России, стало вотчиной великого князя.
Смерть Александра означала воцарение Константина. С этого момента на протяжении более чем трех недель декабря 1825 года длился очень странный период русской истории, известный как междуцарствие.
Официальная версия полна явных нестыковок.
Допустим, Константин по какой-то странной причине ужасно не хотел восходить на престол. И даже добился целого императорского манифеста.
Но почему манифест был засекречен и возник уже позже? Почему сам Николай присягал Константину? Зачем началась чеканка монеты? Почему Константин так и не рискнул появиться в Петербурге и носа не высовывал за пределы своей укрепленной Варшавы?
И самое главное, если Константин всеми силами противится власти, если он не хотел править и даже добился от Александра секретного указа о смене престолонаследника, то почему Константин очень долгое время упорно отказывался подписать официальное отречение от престола?
В конце концов, петербургский генерал-губернатор Милорадович, убитый во время восстания декабристов при непонятных обстоятельствах, был известен как убежденный сторонник Константина Павловича и инициатор присяги ему. В общем, история в высшей степени запутанная.
Особенно если учесть, что Константин по-прежнему не желал появляться в России, лишь раз заехав на коронацию нового императора и сразу же вернувшись обратно в Варшаву.
Также стоит отметить, что роль Константина в польском восстании и его внезапная смерть выглядят очень подозрительно.
Если вспомнить хронологию, то вечером 29 ноября 1830 года польские студенты и солдаты атаковали казармы с военнослужащими русской армии. Кроме того, был атакован Бельведерский дворец - резиденция польского наместника, великого князя Константина Николаевича. Так начиналось Польское восстание 1830 года.
Хотя наместник мог разобраться с ним в самом начале - однако Константин Павлович ничего не сделал
Это при том, что повстанцы вовсе не собирались с ним церемониться. В случае удачи наместника предполагалось убить.
Жена Константина Павловича, польская княгиня Жанетта Лович.
При этом сам Константин Павлович знал, что готовится восстание и что ему следует быть осторожным. Об этом наместника предупредила жена, польская княгиня Жанетта Лович.
Ну и когда восставшие попытались прорваться во дворец, успел поднять тревогу обер-полицместер Любовицкий. Так что Константин Павлович спасся.
Численное преимущество было на стороне поляков. У восставших было примерно 10000 вооруженных человек. В частях русской армии, расквартированных в Варшаве, было примерно 7000. Причем значительная часть из них была выходцами из польских и литовских земель.
Тем не менее, первые атаки восставших были отбиты. Причем не все польские военнослужащие перешли на сторону восставших. Известно, например, что шесть польских генералов отказались изменить присяге и были убиты.
Однако мало было отбить атаку, надо было понимать, что делать дальше. Войска, не получавшие приказов и не знавшие, что делать, были деморализованы. Наконец, Константин Павлович собрал оставшиеся верными ему части и к двум часам ночи 30 ноября покинул Варшаву. Город, таким образом, оказался в руках восставших.
Константин Павлович действительно имел все шансы быстро разобраться с восстанием. Даже несмотря на то, что на польские части нельзя было полагаться. Но вооруженные студенты и ремесленники едва ли смогли бы долго противостоять регулярной армии.
Вместо этого наместник не только ничего не предпринял, но и вступил в переговоры с поляками. В итоге он согласился отпустить все польские части, сдать сильные крепости Модлин и Замостье, а сам все с оставшимися войсками обязывался покинуть территорию Царства Польского. Что и было сделано.
Будь на его месте не брат императора, а кто-то другой, его бы непременно отдали под суд за измену. Сам Константин Павлович объяснял свое поведение нежеланием участвовать "в этой польской драке".
Он полагал, что речь идет исключительно о конфликте между поляками и их королем Николаем I, императором Всероссийским. Дескать, вот пусть сам Николай с ними и разбирается.
И Николай I разобрался - вот только война продолжалась до октября 1831 года. Чего вполне можно было избежать, будь Константин Павлович энергичнее.
То есть Константин де-факто вполне, хоть и не поддерживал восстание поляков, однако полностью устранился от его подавления. Лояльные польские части он распустил, а русские вывел из царства Польского.
Есть все основания полагать, что именно он отдал приказ Дибичу не наступать на Варшаву, из-за чего благоприятный момент был упущен и подавление восстания затянулось на больший срок.
По всей видимости, в Петербурге считали ситуацию в Польше авантюрой великого князя. После того как Константин перебрался из Варшавы в Витебск, он прожил там всего несколько недель.
В конце мая 1831 года внезапно умер от холеры Дибич. А 27 июня от холеры быстро умер Константин Павлович.
В целом ситуация с Константином Павловичем подозрительно напоминает историю с отречением британского короля Эдуарда VII. Только там в качестве оправдания тихого переворота сочинили правдоподобную историю про неземную любовь короля, ради которой он отрекся от престола.
А в случае с Константином этого не сделали, так что его «самоотвод» выглядит просто необъяснимым. Пронемецкая ориентация Эдуарда была не на руку Лондону, а пропольская позиция Константина пугала Петербург.
И тот и другой формально успели побыть императорами, но длилось это недолгое время.