26 июня 1884 года в России издан императорский указ об учреждении церковно-приходских школ, чье существование, на самом деле, насчитывало несколько веков.
Еще в начале 60-х годов ХIХ века в таких школах проходило обучение около полумиллиона человек, но в условиях подчинения министерству народного просвещения и безо всякой автономности - у духовенства не было ни одного стимула открывать и содержать учебные заведения. Все это пагубно сказывалось на грамотности народа.
Указ 1884 года привел к взрывному росту количества церковно-приходских школ и практически стал ключевым шагом ко всеобщему начальному образованию
. Ведь церковь существовала в каждой деревне, а обучение священников в семинариях давало необходимые знания для преподавания в начальной школе.
Развитие сети церковно-приходских школ позволяло успешно распространить в русской глубинке грамотность.
Российская система просвещения отличалась гармоничностью: у нас одновременно уживались и светские и церковные начальные школы, тогда как в Британии, к примеру, первое светское среднее учебное заведение появилось только в 1870 году, когда в России история такого образования уже насчитывала полтора столетия.
Но в эпоху Александра II между земскими и церковно-приходскими школами наметилась серьезная вражда. Земцы моментально превратились в убежище народников и социалистов разной степени радикальности, которые считали первостепенным долгом не обучать школьников, а «будить граждан», распространяя свою идеологию.
Народники презирали церковно-приходские школы как «убежища мракобесия и невежества», а также «инструменты воспитания раболепия и покорности».
В свою очередь, в церковно-приходских школах недолюбливали коллег, которые вместо преподавания арифметики продвигали революционные идеи, поэтому консервативные священнослужители считали земцев - часто оправданно - растлителями невинных душ.
Земская реформа оставила церковно-приходские школы за бортом. Государственные школы финансировались из бюджета министерства просвещения, земские - за счет собираемых в данной местности налогов, а церковные школы на свои средства должны были содержать часто небогатые приходы.
Кроме того, церковные учебные заведения лишились автономии и были переподчинены училищным советам, состоявшим преимущественно из чиновников министерства просвещения и земцев.
Это привело к тому, что за несколько лет количество церковных школ сократилось в пять раз. Такое положение сохранялось до 80-х годов, когда император Александр III вернул все привилегии священникам-преподавателям.
Указ регламентировал открытие и существование церковно-приходских школ, которые отныне делились на одноклассные (с двухгодичным обучением) и двуклассные (с четырехгодичным). Первые обучали письму, чтению, арифметике, церковному пению и закону божьему. Также к учебной программе добавлялась история. Кроме того, при основных школах разрешалось открывать воскресные, где все желающие, независимо от возраста, могли обучиться чтению и письму.
Церковным школам возвращалась автономия - право самостоятельно определять программу по согласованию с Синодом, а также преподавать по своим учебникам, одобренным Синодом же, который финансировал учебные заведения. Но разрешалось открывать школы на свои приходские средства, а также за счет пожертвований и попечителей.
На указе император собственноручно написал:
Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле.
Знаменитый публицист Катков приветствовал указ как один из важнейших в деле просвещения за все время:
Начальная школа должна и оставаться при начале. Научить детей читать, писать, считать и начаткам учения Православной Церкви - вот основная задача церковно-приходских школ. Если они успешно исполнят эту задачу, то этим самым окажут великую услугу делу просвещения народа.
Более даровитые и любознательные дети перейдут в дальнейшие училища. Усвоившие себе только простую грамотность имеют возможность с течением времени дополнить свое образование самостоятельным чтением Священного Писания, книг исторических, по сельскому хозяйству, географии, гигиене. Можно будет составить особую народную библиотеку по разным отраслям науки и промышленности, чтобы каждый грамотный взрослый человек мог найти и прочесть именно то, что ему нужно. Если церковно-приходские школы исполнят свою основную задачу, они дадут народу полную возможность пользоваться народной библиотекой.
Значительный религиозный компонент в школе не должен смущать и вводить в заблуждение - в XIX веке практически во всех европейских странах, за исключением революционной Франции, начальное образование было церковным. Это скорее Россия с развитыми светскими начальными школами стала редким исключением.
Российская Империя была огромной и преимущественно сельской страной. Создать государственные и земские школы в городах и даже крупных селах не представляло проблемы.
Но огромные расстояния и обилие сельского населения делали очень дорогостоящим и практически невыполнимым обучение в каждом селе, во всяком случае в условиях века. Это требовало огромных затрат, хотя в перспективе нескольких десятилетий задача была решаема.
Но не одномоментно. Зато церкви были везде (за несколько веков хоть плохонькая, но построена в каждом населенном пункте), и трудно было найти хоть одно село без храма. К тому времени в России насчитывалось более 40 тысяч церквей. Если каждая превращалась в школу, то страна без особых усилий и затрат получала 40 тысяч новых школ. Плохо это или хорошо? Это отлично. Церковные школы делали начальное образование доступным. Дальше все желавшие могли учиться уже в светской системе.
У этих школ был только один недостаток. Учеба была не обязательной, а лишь по желанию родителей. Но далеко не все крестьяне считали необходимым отдавать детей учиться.
Хотя стоит отметить, что к началу ХХ века до аграриев стало доходить преимущество образования и большая часть крестьян стала отдавать мальчиков хотя бы в церковные школы (девочек отправляли учиться реже, но это уже другой разговор).
Если подвести итог то: 26 июня 1884 года сделан огромный шаг к поголовной грамотности и всеобщему начальному образованию русских. Церковно-приходские школы были самым простым инструментом просвещения. Дешево, сердито, зато эффективно.
Кроме того, на базе этих школ планировалось создавать сеть библиотек для народного просвещения. Правда, это произошло уже позже, за несколько лет до переворота, и развитие библиотечной сети прервала гражданская смута.
После Октября все разнообразие учебных заведений в России было уничтожено и введены единые трудовые школы.