Памятник пилотам, перегонявшим американские самолеты из Аляски в Сибирь в рамках поставок по ленд-лизу. Фербэнкс, штат Аляска
В СССР традиционно было принято пренебрежительно относиться к помощи, которая поступала в годы Второй мировой войны в рамках ленд-лиза от западных союзников. Как на самом деле обстояли дела с помощью, полученной за время войны Советским Союзом с Запада, и ее ролью в победе над нацистской Германией?
На самом деле роль ленд-лиза была гораздо более значительной, чем это представлялось советским и до сих пор представляется многим российским историкам.
Напомню, что ленд-лиз - это американская программа сдачи вооружения, боевой техники, оборудования, сырья, продовольствия в аренду, без немедленной оплаты, странам, чья безопасность была важна для США, причем вооружение и техника, утраченные в боях, вообще оплате не подлежали. На самом деле ленд-лиз играл критически важную роль в советских военных усилиях, причем поставки танков и боевых самолетов не имели здесь решающего значения.
В 1963 году прослушка КГБ зафиксировала такое высказывание опального маршала Георгия Жукова: "Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали... Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну... У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны.
Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии".
Достаточно напомнить, что трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин большинство своих побед одержал на "Аэрокобре". А по поводу американских танков есть компетентное мнение командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии, заместителя наркома обороны, маршала бронетанковых войск Якова Федоренко.
В марте 1946 года он писал: "Из имеющихся в настоящее время на вооружении Красной Армии образцов танковой техники следует выделить американский средний танк "Шерман" М4А2 с артилл<ерийским> вооружением в виде 76,2-мм пушки большой мощности и канадский легкий танк "Валентин" МК-9 с 57-мм пушкой ограниченного отката...
Click to view
Указанные образцы танков выгодно отличаются от отечественных легкостью управления, значительно повышенным ресурсом межремонтного пробега, простотой обслуживания и текущего ремонта и при этом их вооружение, бронирование и подвижность позволяют решать весь набор задач, выдвигаемых бронетанковым силам…"
По ленд-лизу в Советский Союз было поставлено 57,8% от общего объема производства авиабензина в СССР в период войны. Фактически же поставки по ленд-лизу были включены в советское производство бензина, поскольку использовались почти исключительно для разбавления советского авиабензина с целью повышения его октанового числа.
Достаточно сказать, что перед войной подавляющее число авиабензинов в СССР имело октановое число не выше 74, что не годилось для новейших самолетов, тогда как 97% полученного по ленд-лизу авиабензина имело октановое число не ниже 99. Очевидно, что без поставок по ленд-лизу советская авиация осталась бы без горючего.
Также в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов, что обеспечило основные потребности Красной Армии. Из США поступило 32 200 мотоциклов, что в 1,2 раза превышало советское производство мотоциклов за 1941-1945 годы, и 409,5 тыс. автомобилей, что в 1,5 раза превышало советское производство в военные годы.
1 мая 1945 года в автомобильном парке Красной Армии поставленные по ленд-лизу машины составляли 32,8% (58,1% составляли машины отечественного производства и 9,1% - трофейные автомашины). С учетом же большей грузоподъемности и лучшего качества роль американских автомашин была еще выше.
"Студебеккеры", в частности, использовались в качестве артиллерийских тягачей. Кроме того, советские реактивные минометы "Катюши" ставились почти исключительно на шасси "Студебекерров" (20 тыс. установок), тогда как на шасси советских грузовиков ЗИС-6 было поставлено лишь 600 "Катюш".
По свидетельству Хрущева, Сталин говорил ему, что "если бы США нам не помогли, то мы бы эту войну не выиграли: один на один с гитлеровской Германией мы не выдержали бы её натиска и проиграли войну
. Этой темы официально у нас никто не затрагивал, и Сталин нигде, я думаю, не оставил письменных следов своего мнения, но я заявляю тут, что он несколько раз в разговорах со мной отмечал это обстоятельство".
Чтобы по-настоящему оценить значение ленд-лиза для советской победы, надо только представить себе, как бы пришлось воевать Советскому Союзу, если бы никаких поставок по ленд-лизу вообще не было.
Так вот, без ленд-лиза в распоряжении Красной Армии не было бы одной трети боеприпасов, половины самолетов и половины танков. Плюс к этому наблюдались бы постоянные перебои с автотранспортом и горючим, а железные дороги периодически разбивал бы паралич.
Также советские войска гораздо хуже бы управлялись, испытывая дефицит радиостанций, и постоянно голодали бы без американской тушенки, лярда и меланжа.
Разумеется, ленд-лиз не был единственным условием победы. Требовались еще заводы, станки и рабочие, которые могли производить танки, самолеты и другое вооружение из сырья и материалов, поставленных союзниками. Требовалась многомиллионная Красная Армия, которую можно было вооружить и бросить в бой.
Требовалась огромная советская территория, которую немцы не могли оккупировать даже после уничтожения почти всех довоенных советских войск, и необъятные людские ресурсы. И требовался политический режим, не чувствительный ни к людским потерям, ни к военным поражениям, и способный заставить свой народ сражаться даже в казавшихся безнадежными условиях.
А могли бы западные союзники победить Гитлера, если бы СССР потерпел поражение? Думаю, что могли, только это стоило бы им значительно больших людских потерь, чем в реальной Второй мировой войне.
И в этом альтернативном сценарии для победы примерно осенью 1945 года пришлось бы нанести массированный ядерный удар по территории Германии дюжиной атомных бомб.