В 1216 году на реке Липице, близ города Юрьева-Польского состоялось масштабное сражение, которое сейчас назвали бы “гражданским конфликтом”. Русские князья сошлись в беспощадном междоусобном бою.
С одной стороны - объединенные войска Владимира, Суздаля, Мурома, Переславля, Нижнего Новгорода, Торжка, Юрьева, а с другой - Новгорода, Пскова, Смоленска и Ростова Великого.
Чтобы представить масштаб битвы, перечислим участников - удельные княжества, которые выставили своих воинов. С одной стороны - все вооруженные силы Владимиро-Суздальского великого княжества. “И были полки у них очень сильны, из сел погнали даже пеших” - говорится в летописи.
То есть было нечто вроде тотальной мобилизации. Владимир, Суздаль, Муром, Переславль, Нижний Новгород, Торжок, Юрьев - собрали всех. А еще были в том войске и не владимирские люди, а пришлые, наемные, называли их бродниками. Против владимирской рати вышло на поле битвы объединенное войско Новгорода, Пскова, Смоленска и Ростова Великого.
Особое ожесточение придавало то, что оба лагеря возглавляли выступившие друг против друга родные братья - сыновья Всеволода Большое Гнездо.
Смертельная вражда между ними началась из-за отцовского наследства. Умирая, Всеволод Большое Гнездо хотел, по обычаю, передать великое княжение старшему сыну, Константину, дав ему Владимир, а второму сыну, Юрию - Ростов. Но Константин захотел и Владимир, и Ростов.
Им руководила не жадность, а боязнь за свою еще не полученную власть. Хотя Владимир - столица великого княжества, а все же Ростов древнее, значительнее. Княжение Юрия в Ростове он считал угрозой для себя. Отец же разгневался и лишил его старшинства - передал великокняжеский престол Юрию. Поступок чрезвычайный, чреватый многими последствиями: сразу же после смерти Всеволода в 1212 году началась распря.
Владимирской ратью командовали князья Юрий и Ярослав Всеволодовичи, помогал им младший брат Святослав, а в противостоящей объединенной новгородско-псковско-смоленско-ростовской армии вместе с новгородским князем Мстиславом Удатным тон задавал их старший брат Константин Всеволодович, князь Ростовский, боровшийся за то, чтобы ему, старшему из сыновей Всеволода, и достался отцовский престол во Владимире. Да и Мстислав Удатный тоже не чужак - он был тестем своего врага Ярослава.
И все же, когда рати выстроились друг против друга, за день до битвы, противники попробовали договориться. К Ярославу и Юрию пришли послы с предложением: “Дадим старейшинство Константину, посадим его во Владимире, а вам вся Суздальская земля”.
Юрий и Ярослав дали Константину такой ответ: “Пересиль нас, тогда вся земля твоя будет”. Потому что они накануне уже все поделили.
После битвы смоленские ратники в одном из брошенных шатров нашли “грамоту”, в которой был закреплен их устный договор: “Мне, брат Ярослав, Владимирская земля и Ростовская, а тебе - Новгород; а Смоленск брату нашему Святославу, а Киев дадим черниговским князьям, а Галич - нам же”.
Чтобы имена их не звучали отвлеченно, напомню: Юрий - тот самый Юрий, который через двадцать один год не придет на помощь рязанцам, бьющимся с Батыем. И вскорости сам бесславно погибнет на реке Сити в битве с теми же монголами, которые, разгромив рязанцев, придут и на суздальскую землю.
У Ярослава впоследствии родится сына Александр, которого назовут Невским. Сыновья Ярослава, Александр и Андрей, тоже будут воевать друг против друга. Князь Святослав после смерти Ярослава станет великим князем Владимирским. Но ненадолго. Его свергнет Михаил Тверской. Остаток дней своих он проведет в Орде. Но в историю Святослав войдет тем, что в 1234 году он закончит в Юрьеве-Польском строительство Георгиевского собора, не просто уникального, а самого загадочного творения древнерусской архитектуры.
Это было потом, а прежде случилось побоище, где русские убивали русских. Когда сеча закончилась, “можно было слышать крики живых, раненых не до смерти, и вой проколотых в городе Юрьеве и около Юрьева. Погребать мертвых было некому. Ибо убитых воинов Юрия и Ярослава не может вообразить человеческий ум”. В летописи говорится, что за один день в сражении на Липицком поле было убито 9233 человека.
В результате Владимир, Переславль-Залесский и другие владимиро-суздальские города сдались на милость победителей - Константина и Мстислава Удатного. Константин стал великим князем во Владимире, а Мстислав стяжал еще одну ветвь в венок своей славы.
Через три года Константин умер, и великим князем вновь стал Юрий. Все вернулось на круги своя.