Борьба со статистикой

May 06, 2021 17:00



Российский президент в очередной раз заявил о необходимости контролировать цены на продукты. Он потребовал от правительства “добиться предсказуемости” цен на товары, “применив долгосрочные рыночные механизмы” и отчитаться об этом до 1 июля.
И это притом, что недавно сам же подписал указ о заморозке цен на ряд товаров, что вообще-то к рыночным механизмам никак не отнесешь.
Тем временем, число бедных в РФ неуклонно растет, и в эту категорию стремительно перемещается та часть населения, которую “кремлевские” прежде причисляли к среднему классу.

Между тем, по официальным данным Росстата, численность населения РФ с доходами ниже копеечного российского прожиточного минимума в 2020 году, согласно предварительной информации, составила 17,8 миллионов человек против 18,1 миллионов в 2019 году.

То есть каким-то чудесным образом доходы населения снижаются, а уровень бедности при этом остается относительно стабильным. Эксперты объясняют это просто: от кризиса пострадали относительно обеспеченные слои населения, и они просто еще не перешагнули черту, за которой в РФ начинается официальная бедность.

Но это не отменяет того факта, что реально людей, живущих на крайне скромные доходы в РФ уже теперь абсолютное большинство.

Путинское правительство реагирует на новые данные о падении доходов населения вполне предсказуемо: там предлагают изменить методику их определения и отменить сравнение с предыдущими периодами. О том, что Росстат будет публиковать данные о доходах населения не раз в месяц, а раз в квартал сообщил в марте 2019 года глава этого ведомства Малков. Это объяснялось тем, что, по его уверениям, при расчете ежемесячных данных у ведомства нет “значительной части сведений”, а “данные иногда вызывают серьезные вопросы”.

Но и с ежеквартальными публикациями проблемы продолжаются: Росстат не стал публиковать данные о динамике реальных доходов населения РФ в первом квартале 2021 года, перенеся публикацию с 20 на 29 апреля из-за необходимости “уточнения данных”.
Хотя наблюдатели однозначно связывают это решение с желанием отложить публикацию весьма нелицеприятных цифр после путинского послания федеральному собранию.
Как оказалось, реальные располагаемые доходы обитателей РФ, за вычетом обязательных платежей - налогов и сборов, процентов по кредитам и т.д., и скорректированные на инфляцию, в первом квартале 2021 года снизились на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 26,7% по сравнению с четвертым кварталом 2020 года.

В итоге “кремлевские” все так же не намерены наращивать доходы населения, у них совсем другие планы: путинское правительство планирует “уточнить” методику расчета реальных доходов населения. То есть, другими словами, методику просто в очередной раз поменяют, чтобы удобнее было подгонять необходимые цифры под нужный результат.

Борясь со статистикой, “кремлевские” вдобавок изображают некие усилия по борьбе с ценами. То “закрепляют” цены на подсолнечное масло и сахар, что само по себе никак не влияет на расходы населения, ведь все остальное выросло в цене. То собираются добиться некоей “предсказуемости роста” стоимости продуктов.
При этом очевидно, что единственное, что сегодня путинское правительство может сделать в рыночных рамках, это погрозить пальцем предпринимателям. А любые административные вмешательства немедленно приводят к дефициту товаров, к снижению их качества, либо к уменьшению количества товара в одной упаковке. Вначале крупу фасовали по одному килограмму, потом по 950 граммов, а сейчас она идет в упаковке уже по 850 граммов. И вот, вроде бы упаковка стоит столько же, и формально “цены не растут”.

Единственный возможный вариант рыночного влияния на цены - увеличивать предложение. Это означает либо разрешать импорт и снимать барьеры, либо давать стимул российской экономике для реального роста. Однако это находится уже за пределами восприятия и мировоззрения “кремлевских” и лично Путина. Их способы существования и личного обогащения такие варианты начисто исключают.

бедность, экономика, путинизм

Previous post Next post
Up