Покровский женский монастырь. Культ Матроны Московской

Dec 17, 2019 11:03

Доброе утро.

Сегодня у меня небольшой фото-пост о Покровском женском  монастыре у Покровской Заставы (Абельмановская Застава)
 Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве - был основан в 1635 году и возрожден в конце ХХ века. Сейчас это монастырь больше изестен как место почитания и паломничества к мощам Матрона Московской.

Я хорошо был знаком с этим монастырем, в советские времена когда он был закрыт и  на территории монастыря размещались типография, редакция журнала, спортивный зал, бильярдная, киностудия, управление кинофикации и прочие конторы.
Также на территории монастыря находилось бомбоубежище, а я в 89-90 году работал в должности коменданта убежищ и укрытий Таганского района.
Монастырь основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего отца - патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы. Ранее на месте возведения монастыря находилось кладбище бездомных и странников, поэтому в первые века своего существования монастырь назывался также Божедомским или монастырём на Убогих Домах

В 1934 году в западной части территории монастыря, на месте монастырского кладбища, был разбит парк культуры и отдыха Ждановского района (ныне Таганский парк); монастырские стены в этой части были снесены. В 1994 году Покровский монастырь был возвращён Русской православной церкви.



Стены монастыря

4 ноября 1994 года РПЦ приняло решение сделать из бывшего мужского Покровского монастыря, женскую монашескую обитель.
Cделано это было чисто с коммерческими целями,( да не обидятся на меня православные верующие,точнее та часть которая придерживается культа Матроны) так как 1 мая 1998 года в монастырь были перенесены останки Матроны Никоновой.

В ночь на 8 марта того же года из могилы на Даниловском кладбище в Москве были эксгумированы останки Матроны Московской и доставлены в московский Данилов монастырь, а затем перенесены в храм на территории Покровского женского монастыря и помещены в специальную гробницу. Именно здесь находятся мощи святой Матроны Московской сегодня.
Покровский монастырь стал центром распространения её почитания. 2 мая 1999 года Матрона Никонова была прославлена в лике местночтимых святых как «блаженная Матрона Московская», а в 2004 году на Архиерейском соборе состоялась общецерковная канонизация.
Расчет РПЦ оправдал себя к мощах Матроне Московской стекалось огромное количество паломников ( в основном женского пола) в надежде на излечение от ряда болезней.
Мне как работающему в медицинской области, понятно что случаи исцеления и улучшения здоровья это  просто  результат самовнушение или психосоматики, говоря медицинским языком.
Церковники сделали на этом неплохой бизнес в палатках возле монастыря в продаже можно было увидеть деревянные щепки, кусочки гроба «блаженной Матроны Московской», которые продавались в течение нескольких лет и масса других предметов связанных с культом  Матроны Московской.



Вход в монастырь

В 2007 году стало известно о предстоящей передаче монастырю Таганского парка, расположенного на месте бывшего некрополя монастыря, что вызвало протесты проживающих рядом с парком граждан. В октябре 2007 года мэр Москвы Лужков дал поручение городскому правительству подготовить распорядительный документ о передаче монастырю части парка.
После нескольких митингов и массовых протестов граждан, которые не хотели чтобы зеленый уголок в центре города превратился в гостиничный комплекс мэрия вынуждена была отступить...

29 июля 2009 года инициативной группой «Таганский парк» получено письмо из прокуратуры № 7/23-253-08/66808, согласно которому «в июле 2009 года префектурой ЦАО и управой Таганского района с участием представителей патриархии проведено совещание, на котором принято решение об отсутствии юридических оснований для передачи части территории парка монастырю»



Церковь Воскресения Словущего Покровского монастыря

Канонизация Матроны Московской до сих пор вызывает жаркие споры. Несогласные цитируют житие святой, возмущаясь призывами Матроны хвататься за ее «пяточку», чтоб спастись, и  выдуманная встреча со Сталиным, которому святая Матрона якобы давала советы, как вести войну.



Икона Матрона и Сталин ( фото из интернета)

Канонического жития с проверкой фактов жизни и объяснением духовного смысла подвига блаженной перед канонизацией составлено не было. Зато в 1993 году огромным тиражом вышла книжка некой Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Сказанию, изданному Ново-Голутвинским монастырем, было суждено стать самой популярной народной фантазийной версией рассказов о Матроне.



Внутренний двор Покровского монастыря

Вариант авторской редакции Ждановой «Сказания о Матроне» представляет собой набор кратких биографических сведений с обильными рассказами о  невероятных чудесах.
Жданова действительно знала Матрону лично, та жила в ее квартире на Арбате в 1942-1949 годах. Жданова видела фрагменты жизни блаженной, слышала обрывки ее разговоров с людьми
Сборник «бабьих басен» дополняли истории, записанные со слов других людей, обозначенных в тексте только по именам. Они видели в св. Матроне «целительницу», которая борется с колдунами и исцеляет людей с помощью «маслица» или «водички». Кстати, упор на целительскую практику святой, борьбу с колдунами характерен и для многих апокрифов

Мало кого из церковных деятелей не заботит что Матрона читала молитву над водой и давала ее приходящим к ней. Пившие воду и окроплявшиеся ею избавлялись от различных напастей. Содержание этих молитв неизвестно, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право лишь священнослужители.



Фото из интернета

Жданова и другие соавторы «народного жития» Матроны были очень простые женщины, пережившие войну, личные трагедии. В Матроне они смогли увидеть лишь «простую веру», очевидно явленную в «чудесах», - как и многие нынешние почитатели святой. Этот образ «народного Православия» всегда был распространен на Руси.



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В храме находятся мощи святой праведной Матроны Московской.

Разнообразные легенды вокруг личности Матроны Московской начали возникать еще при ее жизни. Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году в деревне Себино Тульской области. Слепая от рождения, а затем еще и парализованная, она в возрасте восьми лет стала пророчествовать и исцелять. Большую часть жизни она прожила в Москве, ютясь в квартирах знакомых, и умерла в 1952 году.



Нескончаемая очередь из паломников

По мнению религиоведа, специалиста по агиографии, кандидата исторических наук Илья Семененко-Басина: Не последнюю роль сыграли современные СМИ, а еще раньше - церковная печать. Ведь почитание Матроны началось в 1993 году после того, как в Коломне было издано «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Книга сразу получила огромную популярность, тираж первого издания превысил 150 тысяч экземпляров, затем последовали многочисленные переиздания.
До 1993 года первоначальная могила Матроны на Даниловском кладбище в Москве если и почиталась, то очень узким кругом лиц. А спустя несколько лет культ новой святой распространился настолько, что в 1998 году ее мощи были перенесены в собор Покровского женского монастыря.



Ансамбль Покровского монастыря



Дорожка Покровского монастыря



Монастырь окружен со стороны Таганской улицы  многоэтажными зданиями



Ангелок на месте некрополя Покровского монастыря



Поклонный крест на территории Покровского женского монастыря в Москве.



Башенка монастыря



Ворота монастыря



На мой взгляд если визит в монастырь помог кому то исцелится то это уже здорово!
Но, вся история Покровского монастыря в наше время и культ Матроны Московской все же крайне далеки от православной религии.

Удачного Вам дня!

москва, монастырь, мои фотки

Previous post Next post
Up